По Лапландии: из записок экскурсанта: у Тундры, Имандра // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 4. - С. 9
№ 4. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. тировании о б о й т и сь б е з земляны х работ, которые оч ен ь удоро жаю т постройку ж. д., т. е . выбрать т р а с с у так, чтобы пройти м естностью с м инимальными уклонами, по коей прямо можно класть шпалы и рельсы б е з выемок и б е з насыпей. Я сн о , что такое т р еб о в а н и е к выбору м естн ости для укладки веток м ож но выполнить только тщ ательным изучен и ем м естн ости и обя- ■сетельным развитием линии в ст о р о н у от главного направле ния. Приходится с линией, в о со б ен н о ст и в гористых м ест ностях крутиться, что н азы вается, взад и вперед. Ч то ни шаг, то кривая, а то и прямо обратный ход стрелкой *) В се эт о у д орож ает изы скания, конечно, не мало. С учетом расходов на составл ен и е проекта линии по обычным техническим условиям, разработанным дета л ь н о планом ее, профилем и пояснительной запиской с расценочным и ведомостям и и п одсчетом р а б о т— одна изы скательская работа по прокладке лесовозны х веток д а ж е в средн ей по гористости м естн ости о бош л ась бы до 100 р. 1 верста. С т о и м о ст ь комплекта и н стр ум ен тов для этих изы сканий обходи тся д о 2 0 0 0 - 3 0 0 0 р. Такая больш ая сумм а р а с ходов на одни изы скания и о т су тст в и е в озм ож н ости при сп еш ности их, возникающ ей в сегда в ударном порядке, подобрать ср а зу н адл еж ащ ую партию для изы сканий в о со б ен н о с т и в о т нош ении техни ч еск ого п ер со н а л а заст а в л я ет прим енить н екото рые новые приемы изы скательских работ, именно — пре * д е в се го для л есо озных веток, т. е вообщ е веток врем енного харак тера с специфическим усл ови ем постройки б е з земляны х р а бот, —обрати ться к воп росу о прим енении принципов механи- водимого провешивания линии, ее н азн ачен и я н а местности, и зм ер ен и я углов при поворотах трассы , втом атической записи уклонов и длины участков е ст н о ст и , на коих он у с т а н а в ливается, превыш ения крайних точек эт и х участков д руг перед другом и разбивки кривых, н еп о ср ед ст вен н о при трассировке. Э г о г прибор за м ен я ет собою , таким об р а зо м , частью весь комп лект и н с т р у м е н т е , нужных для изы сканий, с т о и м о ст ь коих, как выш 2 указано, д о ст и г а е т до 2 0 0 0 —3 0 0 0 руб., и в то же время сам по предварительным п одсчетам м о ж ет быть и зго т о в лен в любой м астерской участк ового м асш таба в главных ч а стях своих и об о й д ет ся не д о р о ж е 1 0 0—2 0 0 руб. При пользовании прибором вм есто партии 15 - 2 0 рабочих с 5 лицами техни ч еск ого п ерсон ала, как э т о т р е б у е т с я при обычных изы сканиях, тр е б у е тс я в сего 1—2 рабочих с 1 т ех н и ком и ск о р о сть прокладки трассы ветки в м ест о 4 —5 верст в д ен ь м о ж ет быть увел и чен а при и звестн ой сн оровк е, которая дости га ется после первого ж е дня пользования - до 6 —8 верст в день. Р убк и просеки д о 0, 5 саж . ширины, необходим ой для обычн го типа иивеллировкк в л есу нивеплирамн и рейками, при уп о треб л ен и и этого прибора для с'емки м ест н ост и почти не тр е б у е тс я соверш ен н о, м ож н о о б о й т и сь ш ириной не более 0 ,2 0 с аж ., который в лесах с редким н аса ж д ен и ем почти и не приходится вы рубать С амая конструкция прибора видна из приводим ого здесь чертежа: зацик насколько пока возм ож н о и в эт о т вид работ, которые н еи збеж ны во всяком д ел е и в частн ости на ж ел. д орогах— изысканиях. Первым п ри бл иж ен и ем к реш ению этого воп роса является .'конструированный мною прибор для м еханически почти п р с и з- * ) 1 \іЗ!!ВТН<* ;ЛІИПИ (УЪ ЧоіЛЧН»! ,\:і СТороСы в іУГсрШу Д 4 Л .інскОДШЫК Г»<Ч*>|ь » члгти оети но u h jm iip r части ян«*лі№ д о п усти м о п дая;о првйАТСГвуетск л ѳ с о а а го г »и- іе л а ч и , т, к . дг]*»т ом біізмоиепш-ть рЗ 'П о л о га ть больш им р а й о н о м . которы й лахв:і* ш в а о т в е т к а в том с л у ч а я . есл и рп і?-*п лѳ ист, л . и л м е о з а , М— малое колесо п рибора диам етром сант. 10. А - два больших к олеса *) с штифтом (Ш ) на одном из них с вн утрен н ей стоооны . 3 : — зу б ч а то е колесо, передвигающ ееся штифтом (Ш ) на *./ю часть своей ок у ж ности при повороте к о л е : (А) на полную о к р у ж н о ст ь —:2.5 метру. ' ) К о л е с я д а м м с я т.ік.им « 4 [іл,<н.ч, >іп->'іы чл<;ы і>к|іѵ*'Листн jix. к а к гіідн(> IU Іі-рТГИСІ, М"Г-ІВ пТКИДЫВа 'П.ГЯ И U С .іуіЯ и ЛИН П II" Urp.tC'dlllluillltlii Прг>Сі!Кв С ПНЯМИ, В іи т а Ч ІІ, ПояаЛРШ Ш М К д орсяі.ям к И пп- 4 0 0 — ВСО УТВ MOl'TUMf- и рвгряд и i.c.ii 'co к ак Сіы п срсш аги и ает г.виамн б - ю сек т орам и . миров и слешей. Скоро их становится столько, что без сетки идти невозможно, достаем взятые с собой комар- наки и надев их превращаемся в каких то ряженых скоморохов. По мере удаления от железной дороги на чинают попадаться счастливые „останцы4, каким либо образом уцелевшие от иожчра и теперь одиноко знле- неюпте среди серой навали. Еіце с полперсти и мы в живом еловом лесу, приятный смолистый за пах разлит в воздухе, над ногами мягкие правильные подушки мхов, нога утопает в них по колено. Но ка* кая масса комаров! Они целым облаком кружатся во круг нас, только разгонишь их вогкой, и через десять секунд их снова столько же. Комары и слепни все вре мя преследуют нас, садятся на одежду, покрывая ее до такой степени, что синяя материя пиджака становится пепельно серой с оригинальным неправильным узором черюватых пятен; иго на общем ф >не тызяч комароз выделяется несколько десятков огромных слепней. Решили подниматься прямо в „лоб“, от дерева к дерену, цепляясь за камни, огромные пестрые глыбч нефе.іитового сиенита,—коренной породы слагающей весь хибинский горный массив. Выбирая наиболее удоб ные из глыб, чтобы м)жно было паставить на них но гу, лезем почти по отвесной стене вверх, выбираясь из пахучей зеленеющей долины. Лес редеет, и ні смену обычных форм, появляются уродливые, кміризно изог нутые, наклоненные и однобокие, угнетенные суровыми ветрами и морозами редкие сосны и ели. Их фантасти ческая перекрученность и изогнутость, слегка отталки вает, создает неприятное впечатление, тут же зеленеют совершенно пригнувшиеся к земле березы. К 'Гда мы очутились выше ле.'ной половы, приблизительно, на высоте 400—500 метров, перед нами во всем своем не передаваемом великолепии развернул сь панорама Имандры и заозерных тундр. Безчисленные острова, до самого горизонта разнообразят озерную гладь; куда ни посмотри везде воды Имандры. И за ними как грань отделяющая озеро от волшебной страны высятся снего вые цопи гор. Отсюда они кажутся еще величественнее и массивнее, блестя в лучах полуденного солнца. Здесь на высотах уже нет комаров, мы чувствуем себя свободнее, и придерживаясь той же высоты идем по скл >ну на юго-восток. II) пути то и д'мо, Блре дают ся небольшие группыцвеіущ іх альпийских растений, не-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz