По Лапландии: из записок экскурсанта: у Тундры, Имандра // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 4. - С. 9

№ 4. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. тировании о б о й т и сь б е з земляны х работ, которые оч ен ь удоро­ жаю т постройку ж. д., т. е . выбрать т р а с с у так, чтобы пройти м естностью с м инимальными уклонами, по коей прямо можно класть шпалы и рельсы б е з выемок и б е з насыпей. Я сн о , что такое т р еб о в а н и е к выбору м естн ости для укладки веток м ож ­ но выполнить только тщ ательным изучен и ем м естн ости и обя- ■сетельным развитием линии в ст о р о н у от главного направле­ ния. Приходится с линией, в о со б ен н о ст и в гористых м ест­ ностях крутиться, что н азы вается, взад и вперед. Ч то ни шаг, то кривая, а то и прямо обратный ход стрелкой *) В се эт о у д орож ает изы скания, конечно, не мало. С учетом расходов на составл ен и е проекта линии по обычным техническим условиям, разработанным дета л ь н о планом ее, профилем и пояснительной запиской с расценочным и ведомостям и и п одсчетом р а б о т— одна изы скательская работа по прокладке лесовозны х веток д а ж е в средн ей по гористости м естн ости о бош л ась бы до 100 р. 1 верста. С т о и м о ст ь комплекта и н стр ум ен тов для этих изы­ сканий обходи тся д о 2 0 0 0 - 3 0 0 0 р. Такая больш ая сумм а р а с ­ ходов на одни изы скания и о т су тст в и е в озм ож н ости при сп еш ­ ности их, возникающ ей в сегда в ударном порядке, подобрать ср а зу н адл еж ащ ую партию для изы сканий в о со б ен н о с т и в о т ­ нош ении техни ч еск ого п ер со н а л а заст а в л я ет прим енить н екото­ рые новые приемы изы скательских работ, именно — пре * д е в се­ го для л есо озных веток, т. е вообщ е веток врем енного харак­ тера с специфическим усл ови ем постройки б е з земляны х р а ­ бот, —обрати ться к воп росу о прим енении принципов механи- водимого провешивания линии, ее н азн ачен и я н а местности, и зм ер ен и я углов при поворотах трассы , втом атической записи уклонов и длины участков е ст н о ст и , на коих он у с т а н а в ­ ливается, превыш ения крайних точек эт и х участков д руг перед другом и разбивки кривых, н еп о ср ед ст вен н о при трассировке. Э г о г прибор за м ен я ет собою , таким об р а зо м , частью весь комп­ лект и н с т р у м е н т е , нужных для изы сканий, с т о и м о ст ь коих, как выш 2 указано, д о ст и г а е т до 2 0 0 0 —3 0 0 0 руб., и в то же время сам по предварительным п одсчетам м о ж ет быть и зго т о в ­ лен в любой м астерской участк ового м асш таба в главных ч а ­ стях своих и об о й д ет ся не д о р о ж е 1 0 0—2 0 0 руб. При пользовании прибором вм есто партии 15 - 2 0 рабочих с 5 лицами техни ч еск ого п ерсон ала, как э т о т р е б у е т с я при обычных изы сканиях, тр е б у е тс я в сего 1—2 рабочих с 1 т ех н и ­ ком и ск о р о сть прокладки трассы ветки в м ест о 4 —5 верст в д ен ь м о ж ет быть увел и чен а при и звестн ой сн оровк е, которая дости га ется после первого ж е дня пользования - до 6 —8 верст в день. Р убк и просеки д о 0, 5 саж . ширины, необходим ой для обычн го типа иивеллировкк в л есу нивеплирамн и рейками, при уп о треб л ен и и этого прибора для с'емки м ест н ост и почти не тр е б у е тс я соверш ен н о, м ож н о о б о й т и сь ш ириной не более 0 ,2 0 с аж ., который в лесах с редким н аса ж д ен и ем почти и не приходится вы рубать С амая конструкция прибора видна из приводим ого здесь чертежа: зацик насколько пока возм ож н о и в эт о т вид работ, которые н еи збеж ны во всяком д ел е и в частн ости на ж ел. д орогах— изысканиях. Первым п ри бл иж ен и ем к реш ению этого воп роса является .'конструированный мною прибор для м еханически почти п р с и з- * ) 1 \іЗ!!ВТН<* ;ЛІИПИ (УЪ ЧоіЛЧН»! ,\:і СТороСы в іУГсрШу Д 4 Л .інскОДШЫК Г»<Ч*>|ь » члгти оети но u h jm iip r части ян«*лі№ д о п усти м о п дая;о првйАТСГвуетск л ѳ с о а а го г »и- іе л а ч и , т, к . дг]*»т ом біізмоиепш-ть рЗ 'П о л о га ть больш им р а й о н о м . которы й лахв:і* ш в а о т в е т к а в том с л у ч а я . есл и рп і?-*п лѳ ист, л . и л м е о з а , М— малое колесо п рибора диам етром сант. 10. А - два больших к олеса *) с штифтом (Ш ) на одном из них с вн утрен н ей стоооны . 3 : — зу б ч а то е колесо, передвигающ ееся штифтом (Ш ) на *./ю часть своей ок у ж ности при повороте к о л е : (А) на полную о к р у ж н о ст ь —:2.5 метру. ' ) К о л е с я д а м м с я т.ік.им « 4 [іл,<н.ч, >іп->'іы чл<;ы і>к|іѵ*'Листн jix. к а к гіідн(> IU Іі-рТГИСІ, М"Г-ІВ пТКИДЫВа 'П.ГЯ И U С .іуіЯ и ЛИН П II" Urp.tC'dlllluillltlii Прг>Сі!Кв С ПНЯМИ, В іи т а Ч ІІ, ПояаЛРШ Ш М К д орсяі.ям к И пп- 4 0 0 — ВСО УТВ MOl'TUMf- и рвгряд и i.c.ii 'co к ак Сіы п срсш аги и ает г.виамн б - ю сек т орам и . миров и слешей. Скоро их становится столько, что без сетки идти невозможно, достаем взятые с собой комар- наки и надев их превращаемся в каких то ряженых скоморохов. По мере удаления от железной дороги на­ чинают попадаться счастливые „останцы4, каким либо образом уцелевшие от иожчра и теперь одиноко знле- неюпте среди серой навали. Еіце с полперсти и мы в живом еловом лесу, приятный смолистый за­ пах разлит в воздухе, над ногами мягкие правильные подушки мхов, нога утопает в них по колено. Но ка* кая масса комаров! Они целым облаком кружатся во­ круг нас, только разгонишь их вогкой, и через десять секунд их снова столько же. Комары и слепни все вре­ мя преследуют нас, садятся на одежду, покрывая ее до такой степени, что синяя материя пиджака становится пепельно серой с оригинальным неправильным узором черюватых пятен; иго на общем ф >не тызяч комароз выделяется несколько десятков огромных слепней. Решили подниматься прямо в „лоб“, от дерева к дерену, цепляясь за камни, огромные пестрые глыбч нефе.іитового сиенита,—коренной породы слагающей весь хибинский горный массив. Выбирая наиболее удоб­ ные из глыб, чтобы м)жно было паставить на них но­ гу, лезем почти по отвесной стене вверх, выбираясь из пахучей зеленеющей долины. Лес редеет, и ні смену обычных форм, появляются уродливые, кміризно изог­ нутые, наклоненные и однобокие, угнетенные суровыми ветрами и морозами редкие сосны и ели. Их фантасти­ ческая перекрученность и изогнутость, слегка отталки­ вает, создает неприятное впечатление, тут же зеленеют совершенно пригнувшиеся к земле березы. К 'Гда мы очутились выше ле.'ной половы, приблизительно, на высоте 400—500 метров, перед нами во всем своем не­ передаваемом великолепии развернул сь панорама Имандры и заозерных тундр. Безчисленные острова, до самого горизонта разнообразят озерную гладь; куда ни посмотри везде воды Имандры. И за ними как грань отделяющая озеро от волшебной страны высятся снего­ вые цопи гор. Отсюда они кажутся еще величественнее и массивнее, блестя в лучах полуденного солнца. Здесь на высотах уже нет комаров, мы чувствуем себя свободнее, и придерживаясь той же высоты идем по скл >ну на юго-восток. II) пути то и д'мо, Блре дают­ ся небольшие группыцвеіущ іх альпийских растений, не-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz