По Лапландии: из записок экскурсанта: у Тундры, Имандра // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 4. - С. 9
10 ловства в: Норвегии, Англии, Германии. Фран ции, Дании. >1поіш и и т. д.. то у видим, что мелкому прибрежному лову, наряду с круп ным лоном, отводится большое внимание, и оно поддерживается независимо от крупного, б е з принесения его в угоду крупному рыбо ловству. Тралловыіі лов рыбы возник в наших с е верных водах с 1S04 г. после опубликования работ бывшей Мурманской научно-промысло вой экспедицией , впервые пролившей свет в отношении промысловых запасов Мурмапа. Тралловыи лоі? рыбы состоит в том, что о со бо приспособленным для этой цели парохо дом, т. н. траулером, выпускается с борта сеть, в виде плову чего невода; пароход, идя малым ходом на глубинах 2 0— 7 0 сажен, в зависимости от грунта и рельефа дна, заби рает трал лом рыбу в различных количествах. Лов рыбы паровыми судами заграницей начал развиваться с 1 8 7 8 г. и в настоящее время достиг колоссального развития. Не вдаваясь пока в характеристику вред ности или полезности траллового лова, как наиболее интенсивного метода лова, в откры тых пространствах, который привел уже поч ти повсеместно заграницей к оскудению рыб ных бо гатств ,— следует отметить, что ино странные траулеры почти с того же 1904 г. начали свои хищнические, систематические набеги в наши северные воды и достигли здесь блестящих успехов , о чем мы буд ет еще говорить особо на стр «В. К.-Мурман. Края». Наш собственный тралловый лов начал становиться прочно на ноги только за эти последние года, приобрел большой опыт, да через Ниву. Раньше чем «'ехать па. этот хилый м»-сг мы видим (то из окна. Вначале ііѳ верится, что поезд смежет ироіідтн через эти архаическое сооружение из бревен, перебрчненное через большую, на редкость бурную, реку, которое, очевидно, в силу необходимости называется мостом. II *, когда поезд вс^ппл па него и вагин н іШ тихо покатился по медленно мелькавшем под нами бревнам, а под ними заклокотала темно коричневая взда, разбиваясь о сваи и устои мосла в желіук» п<ну-—стало не на шутку страшно на себя н а поезд... А под мгстпмнеистовствовала в своем гр.> nuiFioM ложе Мяпііінская Нива; мопм.т быть она этим заявляла свой протест против технического оскорбле ния, і-еза-чгужені.о нанесенного ей тем, гто через ее 6 о ..’ і Ш ) іп бурную и стремительную реку перебросили .его жалкое дрожегцеѳ подобие моста. Если бы такую :ке ре у пр ш л о гь оерееікать же іѳзной дорого где нибудь под Москвой или в Соед. Ш ратах, какой бы кол: сса іьнып кр СіВ!'Ц \и с;. но всем правилам новей шей техники кв ;ке.ісич и камня, соорудили бы ва пей?! Одн:»ко и з.іесь все пр ішло благополучно, поезд медленно перетащил нас и і другуго сторону и снова увеличивает скорость. „А всегаки, когда нибудь этот № 4 . вая уже блестящие результаты, в сравнении с довоенными годами, даже рекордные уловы рыбы. Количество наших траулеров в 1 9 2 4 г. достигало уже не менее 10 судов, давших улов, приблизительно, до 5 0 0 .0 0 0 пудов. Н е сомненно наш собственный тралловый лов разовьется до внушительных размеров, конеч но. при наличии целого ряда благоприятных к тому внешних условии и мероприятий, а тем более, базируясь отныне на Мурманскую железную дорогу и одно только его разви тие способно противопоставить серьезную угрозу иностранному тралловому лову в на ших же соб ств енны і-водах , вступить с ним в опасную для него конкуренцию. Тралловый— крупный лов рыбы является предприятием капиталистическим или г о с у дарственным, он расчитан на обслуживание всех пригодных для него отдаленных и н е использованных промысловых морских райо нов. Б отношении развития массовых уловов в Ледовитом океане ему суждено играть огромную, доминирующую роль. Но если его полезная роль и влияние не вносит никаких нарушений в области нашего северного оби хода где-либо в непочатых нами рыбных бан ках Канина или Колгуевского мелководья, то на Мурмане, при отсутствии до сих пор регулирования траллового лова, последний при современных условиях явно нарушает промысловые интересы самого трудового на селения с его прибрежным ловом (ярусным). Правда, на Мѵрмане имеются некоторые райо ны, в которых по рельефу дна или качеству грунта пока і і п е не может происходить по чисто техническим условиям тралловый лов. в этих районах, разумеется, вопрос взаимо- мост певыдержит, развалится1—erne неоднократно при ходит в голову мысль, когда мы уже катились на всех парах к П"Дножьн» Хчбпп *). С какой только стороны мы ве становились к горамі То они справа, то слева, иногда поезд бежит прямо к их подножию, то он убегает от них и мы видим их в хвосте за последним вагоном. Ток чертя какие то головоломные зигзаги поезд все же прибли жается к ст. Хибины. Уже несколько раз перед нами открывалась подернутая вечной рьбью поверхность Им індры; ptaa два поенд подходил со»сем близко к озеру. Й горы ужо стали к нам с определенной сто роны, подошли ближе к железной дороіи и еще покры тые снегам смотрели через нас на Имандру, безмолвно любуясь сю, зачарованные этой соседкой ярасаввц-Ё. От дороги до гор B' е пуетшно н серо, когда тобыішиі: пдесь лес выгорел, трудно покрывающиеся раститель ностью подюлистые почвы совершенно голы и выглядя; к \\ч огромные плеши. Солнце упіло куда то за горы и леса, своеобразный вечерний, или верьее ночлоР, сумрак сюит кругом; в *) П о сл е п роизведенны х летом м и н увш его года работ, почвы для подобной мнительности бо л ее на с у щ е с т в у е т . Ред. ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz