По Лапландии: из записок экскурсанта : Мурманск // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 10. - С. 7-9.

№ 10 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ . Мелиорация наКольскомполуострове 1 Кольский полуостров, составляющий т е р р и т о р и и> Мурманской губернии с площадью в 118.030 кв. верст, с населением с окру глени ем в 20.ООО чел. (из них сельско го— 11.000) пр ед с та вл я е т особый географический о б 'е к т для колониза торской работы. В границах лесов губернии в 100.000 кр. ьерст удобной л есной площади с ч и т а е т е 30.000 кв. верст, при этом в колонизационном фонде состоит 16.200 кв. верст. Плотность н а с ел ени я р авна 0,15 ч ело в ек на од ну квадратную версту. Состояние с ельского х о з я й с ів а но данным с т а ­ тистики х а р а к т ери зу е т с я сбором: 1913 г. — 161 п. ячменя, ‘2105 пуд. к а р т оф е л я и 65.436 п. сена 1914 г.— 816 п. я чм ен я и 130.000 п. сена. Состояние животноводства r 1913 году о п р е д е ­ лялось следующими цифрами: 111 лошадей, 1.930 крупного рогатого скота, 3 896 овец и 79 531 оленей. Для прокорма с т ад а (без ол еней ) 1913 году н е ­ обходимо иметь с енные запасы до 400 000 пудов. Ясно, чго при недоста тке е стественных сеноко ­ сов вопрос о расши р ении кормовой площади может быть р еш е н з а счет улучш ени я существующих покосных и пастбищных земель, осушки заболоч ен ­ ных площадей и вв едения в луговой фонд „бросо­ вых земель" из них в первую очередь травяных , затем переходных и отчасти о к райков моховых болот. *) В п о р яд ке о б с у ж д е н и я . ПО ЛАПЛАНДИИ. (ІІ.і . ншнсо/г экс/.-црсанпт).') М У 1*М А II С К.'2) Весь город со своими пригородами расположился на вдающейся в глубину окрестных гор террасе, вход в нее возможен только вдоль берега, там где проложена железная дорога. С востока, юга и севера город нахо­ дится в окружении гор. Под Мурманском еще имеется кое какая растительность, эго несколько скрашивает склоны, обращенные к городу. Но лес настолько мелкий ( и редкий, что даже на дрова его рубить неныгодноД а поэтому заготовка дров для Мурманска ведется в ки­ лометрах в 3 0—50 к югу, откуда они доставляются по железной д< роге или зимой на оленях гужем. Перед го­ родом Кольский залив образует довольно широкую Семе- вовскую бухту, здесь построен порт, могущий одноврѳ- И С м . № 4, № 7 и № 9 „ В е с т н и к а " . а) Э к с к у р с и о н н ы е в п е ч а т л е н и я о М у р м а н с к е о т н о с я т с я к лету 1924 г. Т е п е р ь рос г г. М у р м а н с к а о с в е щ е н в спец. с т ат ье Г, Ч и р к и н а с м . Л» 8 „ В е с т н и к а " . Таким образом, возможности р а з в и т и я сельского хо зяй с тв а опред еляю тся продуктивно ж и во тн о вод ­ ческим направлением на основах ор гани зации к о р ­ мового фонда. Местное огородничество вполне обез- печива ет вьшащивание ранних сортов кор гоф еля, брюквы, репы, л у к а и др. овощей. Не бе зын т ер е сным для х а р а к т е р и с т и к и жи в о т ­ новодства я в л я е т с я р е зу л ь т а т экономического об­ следования в 1924 году Колонизационным Отделом 46 хо зяйс тв за емщиков (большею частью финн о в и л о п а р е й ) на берегах р еки Туломы. Колич ес тво с к о ­ т а оп р е д е л я е т с я такими цифрами: л ош а д е й—21; рогатого с к о т а— 111; о в ец— 145, с в и н ей—3; оленей —288; Итого 568. В среднем на одно хозяйство приходится 6 голов (без оленей). Каждое отдельное хозяйство имеет огород. З а емщи ки занимают приречные места. При н а ­ личии мелиоративных работ значительно может быть р а сши р е н а кормовгя площадь а за нею идет ув елич ение числа колонистских хозяйств. Р аботы в р айон е о з е р а Имандры охватили б е р е ­ га р. Белой , поб е р еж ь е Имандры до З аш ей ь а , район по системе о зер а Кохозера, Иир ен га и др., а равно долины р е к , впадающих в эти о з е р а—Ионы, Калы , Ливы, Н я в ки , Охты и др Этот район насчитывает 36 хозяйств: 16 лопарских, 10 финских и остальные русски е в поселке вблизи З аш е й к а у ж ел е знод орож ­ ной магистрали. В резул ь т а т е рекогносцировочного обсл едования выявлеао: мевно принимать до 5 осеавсіих судов и значиіелыше количество каботажных. Сверху, из города, открывается великолепный вид на бухту и порт: дымят пароходы, ползают составы товарных поездов, суетятся люди, от времени до времени слышатся свистки, то судовые, то паровозные. Порт—основной механизм приводящий в действие местную жизнь, здесь получает работу значи­ тельная часть населения, с ним связана раб л а и гру­ зооборот Мурманской дороги. Ежедневно в порт по­ дана десятки порожних вагонов под нагрузку приве­ зенных из за моря грузов, и столько же вагонов гру­ женных русским зерном, жмыхами, льном и др. В окрестностях Мурманска нет ничего, чтобы мож­ но было назвать интересным или своеобразным. Мы дважды поднимались на ближайшие горы и каждый доз приходили пазад мало удовлетворенными этими экскур­ сиями. Печальная, почти кустарниковая растительность, на очень мелких болотистых почвах, никогда не высы­ хающих. Мхи, да редкие травы, а на более возвышен­ ных частях нет и этого, голый гранит сереет огром- выми плешинами. Вокруг пи одного птичьего голоса, полнейшее безмолвие, ни шелеста ни скрипа деревьев. Хорошо в этой тишине сесть на моховую кочку, или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz