Кашменский Н. Мурманский порт. (Воспоминания и цифры за 1915-1925 г.) // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 11. - С. 6-10.

8 ВЕСТНИК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. кг И . Если принять во внимание равные, морские фракты до Мурманска и Балтийских портов, более дешевую переработку грузов в Мурман­ ске, благодаря соседству причальной линии с рельсовыми путями, да принять еще в сообра­ жение возможность работы через Мурманский круглый год без перерыва хотя бы на один день в самую лютую стужу,-то приходим к вы­ воду. что носы кораблей с грузом расчетли­ вых импортеров сами собой должны повора­ чиваться в сторону Кольской губы, к пирсам Мурманского ІІорта, не считая, конечно, реп­ сов в летнюю навигацию из Портов Прибал­ тийских стран, тяготеющих естественно к Ленинградскому порту, для которого Мурман­ ский порт служит громадной подмогой, а от­ части и полной заменой, когда лед Финского залива становится черезчур уже плотным, тол­ стым и кромка его заходит слишком далеко. С конца сентября и по декабрь включи­ тельно в 1923 г. Мурманский порт принял и переработал, а Мурманская дорога перевезла, всего 18848 тонн импортного груза, состоявше­ го из хлопка (3805 тонн), угля (1847 т.). сель­ дей (4634 т.), риса (2000 т.), сахара (1505 т.) и 57 тонн генерального груза, куда, между прочим вошла и небольшая порция чая 24'Ѵ4Т.) В январе 1924 г. Мурманский порт, впер­ вые за весь период своего девятилетнего су­ ществования, принял на свои пирсы и загру­ зил затем на заграничные пароходы экспорт­ ные хлебные продукты и продолжил эту опе­ рацию в течение февраля-мая-июня и июля. Если сосчитать всю работу Мурманского Порта за весь операционный 1928/24 г. она, пожалуй, не удивит своею абсолютной цифрой, но доставит полное удовлетворение цифрой относительной: за первыіі год коммерческой своей работы Мурманский порт принял и пе­ реработал импорта и экспорта только в 3 ’/з раза меньше Ленинградского Нового аорта, грузооборот которого в довоенное время до­ стигал громадной цифры в 400 миллионов пу­ дов в год и. во всяком случае, оборот в 300.000.000 пудов не считался для него не­ обычным при работе этого нового порта за 1923/24 г. в 35 мил. пудов-Мурманский порт закончил год цифрой 10.671.423 пуд .=174 .943 тонны, из них импорта 130905 и экспорта 4-1038 тонн. По роду груза импорт составлял в % % к общему ввозу через порт: х л о п о к ...................... 59,4/6 уголь . . . . . . . 21.0 сельди . . . . . . 9,4 селитра ...................... 3,7 ген. г р у з .................. 3,2 р и с . . ....................... 1,6 с а х а р ................. . 1,1 Экспортный груз состоял из 9 главнейших культур и для каждой отдельной культуры выразился в количестве вагонов: п ш е н и ц а .......................708 р о ж ь ................................574 овес ....................................415 ж м ы х и ........................... 400 вика . ............................275 семя льняное................. 154 чечевица...........................64 г р е ч и х а ........................... 54 г о р о х ................................ 42 Таков первый год коммерческой работы Мурпорта имеющего, между прочим, скромную задачу: свести на нет дефицитность Мурман­ ской дороги, только ожидающей еще разви­ тия промышленности в своем районе и разви­ тия, связанного с этим промышленностью внутреннего местного грузооборота. И в этом отношении были новшества приятного рода: развитие своих лесных разработок (до 100000 куб. саж._ древесины в год), расширение опе­ раций «Желрыбы», давшей за год до 700 ваг. различных грузов, скромные пока еще пере­ возки последних ископаемых райэна дороги (шпата, кварца и проч.). Наступил для Мурпорта новый операцион­ ной год—1924/25. Вы помните уходящую уже зиму текущего года. Наводнения, ураганы, землетрясения, толки кумушек о близкой кончины мира. Что- то где-то, как будто, сдвинулось, перемести­ лось и-за двести с лишним лет существования Ленинграда (сначала Санкт-Петербурга, после Петрограда) такой зимы еще не бывало. Го­ ворят, многие так и не вынимали шуб из сундуков и мешков с нафталином. В совсем необычное и непривычное время носились упорные слухи о распустившихся под Ленинградом почках, о появившихся бабочках. Люди с пылгой фантазией уверяли, что нет бе­ ды в том, что от морозов гибнут мандарино­ вые деревья у Батума, раз такими деревьями можно будет скоро засадить Лиговку. Неслыханная зимняя погода и обусловлен­ ное ею состояние льда (а долго-и полное поч­ ти отсутствие его) в Балтийском море созда­ ли невероятно благоприятные условия для зимней навигации Ленинградского порта, в чел убеждают цифры его грузооборота за послед­ ние три ледкомпании: 1922/23 г. 10.000.000 пуд., 1923/24 г.— 11.600.000 пуд., а 1924/25 г. по 25 февраля включительно—Іб.000.000 пуд. Казалось бы, что при таком положении ве­ щей Мурманский порт должен был вернуться ко времени медуз и чаек, но.... выгоды и пре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz