Кашменский Н. Мурманский порт. (Воспоминания и цифры за 1915-1925 г.) // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 11. - С. 6-10.
& п. ВЁСТНЙК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 7 Работа Мурманского порта все время ме няла свой характер и строго соответствовала тем эпохам, которые мучительно переживались дорогой, Карело-Мурманским Краем и всей необъятной страной России, затем РСФСР. И в 1915 и в 1916 г. порт импортировал грузы мирных наименований, но не д ія целей мира: сначала продовольствие и другие грузы для постройки „военной*4 Мурманской ж. д., позже выгружались и собирались в Порту аме риканские паровозы и платформы, рельсы, стрелки, болты и костыли для той же дороги, которая должна была везти на дальчый фронт в таре и в повалку смерть и разрушение. 6 ноября 1916 г. сомкнулся около Бояр ской полярный Мурманский круг и почти тот час же, и особенно в начала 1917 г., понес лись с берега Мурмана к югу поезда с дол гожданным импоріом. Понеслись поезда изгибая змеей новенькие рельсы на неокрепшем еще по лотне, прорезавшем мертвые до тех пор болота. Для привлечения импорта 1917 г. на Мурман ское направление усилий Коммерческого Отде ла не требовалось. Каков был этот импорт? Снаряды, аэропланы, пулеметы, пушки, словом полный ассортимент «орудий производства», мировой империалистической бойни. От десяти до тринадцати поездов в сутки. Срочно, экст ренно, ибо иначе тормазилось бы истребление одних другими. Экспорт на Мурмане отсутст вовал. Экспорт из России напр< влялся, глав ным образом, через сухопутные границы и со стоял преимущественно из....крестьян всех гу берний, уездов и волостей. И они же созда вали затем импорт, перевозившихся в специаль ных поездах в виде существ безногих, безру ких и безглазых. Таков был «товарообмен» капиталистической бойни. С конца 1917 г. и до середины 1918-го был перерыв в работе Мурманскою порта, ибо европейские и заморские страны участвовали в страшной игре уже без наших крестьян и рабочих и импортировать «орудия производст ва» не желали, т. к. их употребление было бы несколько иным, не совсем приятным для щед рых еще так недавно импортеров. С июня 1918 г. по 20 февраля 1920 года в Мурман ском порту было оживление, вызванное неп рошенным импортом иностранных вооруженных сил, бесславно экспортировавших самих себя впоследствии и забывших второпях в складах порта изрядное количество грузов, очень при годившихся сбросившей иго иноземцев дороге. Конец 1920 года и годы 1921-1928 были для Мурманского Порта временем скучным, то скливым и безысходным. Чаще, много чаще чем киль парохода, просвечивали в водах Кольской губы прозрачные студенистые тела медуз. „Крики чайки белоснежной" оглаша ли берега Семеновской бухты много чаще, чем мощные голоса океанских судов-гигантов. Еди новременным импортным грузом Мурманского порта за эти годы, был грязнивший настилы пирсов уголь, бездоходный, даже прямо убы точный груз, ибо шел он для нужд самого порта и дороги. Вот цифры этого однообразного одинокого импорта: 1920 г.—47000 тонн, 1921 г.—85000 тонн 1922 г.—34000 „ 1928 г.—88000 „ Не мог быть такой порт с такой работой находкой и радостно для дороги, для края, для всей страны. И уже с конца 1922 г. Правлением дороги со всей возможной энер гией, при темпе работ перегнавшем американ ский, предпринимаются героические меры к оживлению порта, к превращению его в порт коммерческий, в звено мирового товарообмена. Ознакомление импортеров и экспортеров со всеми преимуществами и выгодами Мурманско го незамерзающего порта, ознакомление неко торых просто с фактом существования его, выработка ряда мероприятий тарифного и та моженного характера-вея эта напряженная, большая, часто обидная-по косности окружаю щих-работа оправдала себя вполне и уже осень 1923 г. видит Мурманский порт преоб раженным, неузнаваемым и по роду и по об‘- ему его операций. Хлопок, сахар, сельди, рис, части вполне мирных машин-вот новые ча сти полярных пирсов. Их было еще немного, но они уже были и что важнее всего-была твердая уверенность (не чаяние, не мечта), что они придут сюда и впредь, а эта уверенность базировалась уже на определенном коммерческом расчете для импортеров. Расчет—сбережений по провозу через Мур манский порт в сравнении с провозом через Порты Балтийского моря. Скидки с таможенной пошлины и с желез нодорожного тарифа давали и дают импорти рующим через Мурманск такие выгоды для главнейших товаров, считая с 1 метрической тонны (61 пуд) при провозе через Мурманск до Москвы: Р и с .................................... 57 р. 34 к. Ч а й .................................... 74 „ 74 „ С а х а р ................................41 „ 70 „ Сельди ........................... 18 „ 84 .. С вин ец ...............................9 ,. 70 .. Гарпиус - ........................... 25 „ 88 ., Хлопок............................... 51 „ 00 „ Сельско-Хозяйств. маш. . 18 ,, 25 .. Кожи без выделки . . . 44 00 „
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz