Кашменский Н. Мурманский порт. (Воспоминания и цифры за 1915-1925 г.) // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 11. - С. 6-10.

& п. ВЁСТНЙК КАРЕЛО-МУРМАНСКОГО КРАЯ. 7 Работа Мурманского порта все время ме­ няла свой характер и строго соответствовала тем эпохам, которые мучительно переживались дорогой, Карело-Мурманским Краем и всей необъятной страной России, затем РСФСР. И в 1915 и в 1916 г. порт импортировал грузы мирных наименований, но не д ія целей мира: сначала продовольствие и другие грузы для постройки „военной*4 Мурманской ж. д., позже выгружались и собирались в Порту аме­ риканские паровозы и платформы, рельсы, стрелки, болты и костыли для той же дороги, которая должна была везти на дальчый фронт в таре и в повалку смерть и разрушение. 6 ноября 1916 г. сомкнулся около Бояр­ ской полярный Мурманский круг и почти тот час же, и особенно в начала 1917 г., понес­ лись с берега Мурмана к югу поезда с дол­ гожданным импоріом. Понеслись поезда изгибая змеей новенькие рельсы на неокрепшем еще по­ лотне, прорезавшем мертвые до тех пор болота. Для привлечения импорта 1917 г. на Мурман­ ское направление усилий Коммерческого Отде­ ла не требовалось. Каков был этот импорт? Снаряды, аэропланы, пулеметы, пушки, словом полный ассортимент «орудий производства», мировой империалистической бойни. От десяти до тринадцати поездов в сутки. Срочно, экст­ ренно, ибо иначе тормазилось бы истребление одних другими. Экспорт на Мурмане отсутст­ вовал. Экспорт из России напр< влялся, глав­ ным образом, через сухопутные границы и со­ стоял преимущественно из....крестьян всех гу­ берний, уездов и волостей. И они же созда­ вали затем импорт, перевозившихся в специаль­ ных поездах в виде существ безногих, безру­ ких и безглазых. Таков был «товарообмен» капиталистической бойни. С конца 1917 г. и до середины 1918-го был перерыв в работе Мурманскою порта, ибо европейские и заморские страны участвовали в страшной игре уже без наших крестьян и рабочих и импортировать «орудия производст­ ва» не желали, т. к. их употребление было бы несколько иным, не совсем приятным для щед­ рых еще так недавно импортеров. С июня 1918 г. по 20 февраля 1920 года в Мурман­ ском порту было оживление, вызванное неп­ рошенным импортом иностранных вооруженных сил, бесславно экспортировавших самих себя впоследствии и забывших второпях в складах порта изрядное количество грузов, очень при­ годившихся сбросившей иго иноземцев дороге. Конец 1920 года и годы 1921-1928 были для Мурманского Порта временем скучным, то­ скливым и безысходным. Чаще, много чаще чем киль парохода, просвечивали в водах Кольской губы прозрачные студенистые тела медуз. „Крики чайки белоснежной" оглаша­ ли берега Семеновской бухты много чаще, чем мощные голоса океанских судов-гигантов. Еди­ новременным импортным грузом Мурманского порта за эти годы, был грязнивший настилы пирсов уголь, бездоходный, даже прямо убы­ точный груз, ибо шел он для нужд самого порта и дороги. Вот цифры этого однообразного одинокого импорта: 1920 г.—47000 тонн, 1921 г.—85000 тонн 1922 г.—34000 „ 1928 г.—88000 „ Не мог быть такой порт с такой работой находкой и радостно для дороги, для края, для всей страны. И уже с конца 1922 г. Правлением дороги со всей возможной энер­ гией, при темпе работ перегнавшем американ­ ский, предпринимаются героические меры к оживлению порта, к превращению его в порт коммерческий, в звено мирового товарообмена. Ознакомление импортеров и экспортеров со всеми преимуществами и выгодами Мурманско­ го незамерзающего порта, ознакомление неко­ торых просто с фактом существования его, выработка ряда мероприятий тарифного и та­ моженного характера-вея эта напряженная, большая, часто обидная-по косности окружаю­ щих-работа оправдала себя вполне и уже осень 1923 г. видит Мурманский порт преоб­ раженным, неузнаваемым и по роду и по об‘- ему его операций. Хлопок, сахар, сельди, рис, части вполне мирных машин-вот новые ча­ сти полярных пирсов. Их было еще немного, но они уже были и что важнее всего-была твердая уверенность (не чаяние, не мечта), что они придут сюда и впредь, а эта уверенность базировалась уже на определенном коммерческом расчете для импортеров. Расчет—сбережений по провозу через Мур­ манский порт в сравнении с провозом через Порты Балтийского моря. Скидки с таможенной пошлины и с желез­ нодорожного тарифа давали и дают импорти­ рующим через Мурманск такие выгоды для главнейших товаров, считая с 1 метрической тонны (61 пуд) при провозе через Мурманск до Москвы: Р и с .................................... 57 р. 34 к. Ч а й .................................... 74 „ 74 „ С а х а р ................................41 „ 70 „ Сельди ........................... 18 „ 84 .. С вин ец ...............................9 ,. 70 .. Гарпиус - ........................... 25 „ 88 ., Хлопок............................... 51 „ 00 „ Сельско-Хозяйств. маш. . 18 ,, 25 .. Кожи без выделки . . . 44 00 „

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz