Горные богатства Кольского полуострова и Карелии / Б. М. Куплетский // Вестник Карело-Мурманского края. - 1925. - № 22. - С. 10 ; № 23. - С. 8.

12 ВЕСТНИК КАРЕЛО МУРМАНСКОГО КРАЯ. № 2Я—24 Аметисты в небольших друзах и щетках довольно интенсивной фиолетовой окраски известны в пустотах квардитовых скал горы Корабль близ с. Варзуги и на восточном по- бережьи Кольского полуострова в трещинах песчаника в районе ручья Губного. Извест­ ные сейчас находки его не имеют промыш­ ленного значения, но позволяют рассчитывать на нахождение в этом районе действительно ценного поделочного материала. Особняком среди прочих драгоценных камней должен быть поставлен жемчуг. Жем- чуяшые раковины водятся во всех быстрых реках Кольского полуострова и Карелии, но наиболее известными по добыче жемчуга являются реки Поной. Варзуга, Умба, Кемь, Кереть. Высокого качества жемчуг известен также с реки Туломы и Колы. В настоящее время жемчужный промысел в крае находится в упадке, но в конце 18-го столетия из Ар ­ хангельской губ. вывозилось жемчуга на 181.520 руб. в год. В 1913 году по р. Вар- зуге было еще добыто жемчуга на 10— 12 ты­ сяч рублей. Н а реке Керети хороший про­ мышленник мог добыть в течении лета жем­ чуга на 200—300 рублей. Причиной упадка этого промысла было, как примитивные спо­ собы ловли, так и нерациональное уничтоже­ ние жемчужных раковин, с чем пытались бо­ роться путем создания особого законодатель­ ства, но безуспешно. Необходимо обратить внимание на этот промысел, который при ра­ циональной постановке может иметь большое значение в экономике края. Строительные материалы. Развитые по всей описываемой территории кристаллические сланцы, гнейсы и граниты дают неисчерпае- По Мурману. (Из дневника ). Ц ы п-Н а в о л о к. I. Сегодня мы едем в Цып-Наволок! Не большой мо­ торный бот отправляется туда на деньикапитан берет нас с собой. М ы уже на палубе и с нетерпением ждем отправления. Стоит чудная погода; море почти не шелохнется, полярное солнце пригревает своими лучами, только ив- редка тянет слабый прохладный ветерок. Среди нашей компании царит оживление. Вот из трубы мотора вырывается один за другим кольца голубоватого дыма и бог начинает вздрагивать. „Отдай концы!“ Ювга, или, как их здесь зовут, зуек отвязываетка­ наты, удерживающие нас у брюгге, спрыгивает на па­ лубу и бот начинает медленно отваливать от берега. Вот проплывают перед нами последние домики ко­ лонии, бот входит в салму и, обогнув восточную око- мые запасы строительного материала, часто превосходного качества. Из числа лучших и наиболее удобных в смысле транспорта место­ рождений следует отметить рапакивиобразныѳ граниты окрестностей Умбы, среднезерниптьте граниты Кольского залива и Восточного Мур- мана и проч. В качестве балластного мате­ риала с успехом может быть использован пе­ сок и валунные отложения ледниковых нано­ сов, которые широко развиты во всем районе. Из работавшихся карьеров можно указать многочисленные разрезы вдоль линии Мурман­ ской жел. дѳроги, а чтобы дать представле­ ние о мощности ледниковых отложений можно отметить, что гора Соловарака, расположен­ ная близ г. Колы и сложенная ледниковыми наносами, имеет высоту 81 метр. Из прочих строительных материалов следует отметить кирпичные глины, развитые по берегам Коль­ ского фиорда и в устьях и долинах рек и губ Кемского района. Зеленоватые или суро- ватые глины относятся к четвертичным мор­ ским отложениям, имея в среднем мощность около 2 метров. Проведение Мурманской жел. дор. вызвало к жизни целый ряд заводов, ра­ ботавших на этих глинах, и показавших пол­ ную пригодность глин для кирпичного дела. Из числа работавшихся месторождений можно назвать заводы: с. Сорока, Кемь, губа Чупа, ст. ІПонгуй, Лавно, Печенгский монастырь и другие. Ископаемое горючее. Сильная заболочен­ ность Архангельской губ- и Кольского полу­ острова, где болота состовляют 54,2°/о всей площади, послужила причиной большого рас­ пространения торфяных болот. Мощность тор­ фяного покрова достигает местами 1,5— 2 нечность острова, выходит в океан. Открывается широ­ кая гладь полярных вод. М ы идем вдоль северной око­ нечности острова, который сейчас, при ярком освеще­ нии солнца, при голубом, безоблачном небе, не кажет­ ся уже собранием голых, мрачных скал. Внизу у подножья виднеется узкой полоской пляж, а за ним высятся серые скалы, плавные контуры кото­ рых на фоне неба красиво вырисовываются фантасти­ ческой линией. М ы идем в 4-х верстах от берега, но воздух так прозрачен, что каждый камень на пляжике,каждая тре­ щина и выступ на скалах видны так, как будто ми совсем близко от них. Вот мы проходим мимо корпуса сидящего на кам­ нях парохода. Оя сел здесь в туманную погоду еще во время войны и до сих пор этот мертвецнапоминает о тех временах, когда судно за судном, чуть-ли не це­ лыми караванами, шли они сюда наМурман из Англии, Америки и других далеких стран. Теперь это один кпр- пус;все, что было можно, растащили норвежцы: увезли они весь уголь, сняли арматуру котлов,чуть-линедвер­ ные ручки поснимали они под самым нашим носом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz