Живая Арктика. 2001, №1.

земля и цоколь дома. Все остальное стало типо­ вым. Признаюсь, работая для Кировска, я не всегда проявлял к моим молодым помощникам такую же терпимость, какую Николай Алексеевич Медведев проявлял когда-то ко мне. Когда один из них, увлек­ шись модной теорией "свободной планировки", за­ хотел поставить три типовых дома в почти полнос­ тью застроенном квартале за Центральной площа­ дью вкривь и вкось и упорствовал в своем намере­ нии, я его отстранил и привязал дома сам. Мне слишком дорог был этот город, чтобы я мог позво­ лить портить его модными трюкачествами. Сегодня, глядя на эти-три заурядных пятиэтаж­ ных дома, сблокированных между собой, вряд ли кто-нибудь поймет, каких нервов могла стоить та­ кая элементарная привязка типовых проектов. За двадцать лет транспортная проблема не ста­ ла в Кировске легче. Наоборот, с ростом автомоби­ лизации, с развитием промышленного строитель­ ства в Юкспорской долине и на плато Расвумчорр поток проходящих через город машин непре­ рывно возрастал. Зи­ мой все большие транспортные проб­ ки образовывались на тяжелом подъеме от вокзала к площа­ ди, потому что с рос­ том добычи руды все чаще стал перекры­ ваться шлагбаум на рудовозной дороге. Трассу транспор­ тного обхода мне удалось найти не сразу. В первом варианте я рисо­ вал ее параллельно Хибиногорскому шоссе, а по­ том выводил к путепроводу у почты в тылу участка Дома культуры, в глубокой выемке. Идея того серпантинного подъема к Верхнему озеру, который осуществлен сейчас, родилась в но­ вом генеральном плане города, над которым мы ра­ ботали в 1960 году... В недалеком прошлом Кировск был хозяйствен­ ным, культурным и административным центром не только Хибинской тундры, но и значительного, при­ мыкавшего к ней района Кольского полуострова. Хотя Кировск формально никогда не числился рай­ онным центром, власть Кировского горисполкома распространялась на множество разбросанных на обширном пространстве рабочих поселков, вклю­ чая не только будущий город Апатиты, но и отда­ ленный Ковдор. Казалось бы мне, как автору генеральных пла­ нов обоих городов, они должны быть равно дороги. И все же Кировск с его трудной, слож­ ной и запутанной судьбой мне чем-то ближе благополуч­ ного и благоустро­ енного города Апатиты. В Апатитах строить проще и де­ шевле: площадка ровная, домострои­ тельный комбинат рядом. Именно по­ этому в начале ш е с т и д е с я т ы х годов, когда налади­ ли в Апатитах № 1 ( 21 ) октябрь 2001

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz