Живая Арктика. 2001, №1.
земля и цоколь дома. Все остальное стало типо вым. Признаюсь, работая для Кировска, я не всегда проявлял к моим молодым помощникам такую же терпимость, какую Николай Алексеевич Медведев проявлял когда-то ко мне. Когда один из них, увлек шись модной теорией "свободной планировки", за хотел поставить три типовых дома в почти полнос тью застроенном квартале за Центральной площа дью вкривь и вкось и упорствовал в своем намере нии, я его отстранил и привязал дома сам. Мне слишком дорог был этот город, чтобы я мог позво лить портить его модными трюкачествами. Сегодня, глядя на эти-три заурядных пятиэтаж ных дома, сблокированных между собой, вряд ли кто-нибудь поймет, каких нервов могла стоить та кая элементарная привязка типовых проектов. За двадцать лет транспортная проблема не ста ла в Кировске легче. Наоборот, с ростом автомоби лизации, с развитием промышленного строитель ства в Юкспорской долине и на плато Расвумчорр поток проходящих через город машин непре рывно возрастал. Зи мой все большие транспортные проб ки образовывались на тяжелом подъеме от вокзала к площа ди, потому что с рос том добычи руды все чаще стал перекры ваться шлагбаум на рудовозной дороге. Трассу транспор тного обхода мне удалось найти не сразу. В первом варианте я рисо вал ее параллельно Хибиногорскому шоссе, а по том выводил к путепроводу у почты в тылу участка Дома культуры, в глубокой выемке. Идея того серпантинного подъема к Верхнему озеру, который осуществлен сейчас, родилась в но вом генеральном плане города, над которым мы ра ботали в 1960 году... В недалеком прошлом Кировск был хозяйствен ным, культурным и административным центром не только Хибинской тундры, но и значительного, при мыкавшего к ней района Кольского полуострова. Хотя Кировск формально никогда не числился рай онным центром, власть Кировского горисполкома распространялась на множество разбросанных на обширном пространстве рабочих поселков, вклю чая не только будущий город Апатиты, но и отда ленный Ковдор. Казалось бы мне, как автору генеральных пла нов обоих городов, они должны быть равно дороги. И все же Кировск с его трудной, слож ной и запутанной судьбой мне чем-то ближе благополуч ного и благоустро енного города Апатиты. В Апатитах строить проще и де шевле: площадка ровная, домострои тельный комбинат рядом. Именно по этому в начале ш е с т и д е с я т ы х годов, когда налади ли в Апатитах № 1 ( 21 ) октябрь 2001
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz