Живая Арктика. 2001, №1.

ных домов на 20-м километре - так называе­ мой "малоэтажки". В самый разгар строитель­ ства представители комбината "Апатит" с ужа­ сом обнаружили, что так называемые малые ар­ хитектурные формы на "малоэтажке" стоят чуть ли не дороже самих домов. Строительство приостановили, но исправить что-либо было уже поздно. В центре Кировска оставалось еще немало незастроенных участков на относительно поло­ гих косогорах, а Судоплатову нужен был рель­ еф, который можно было бы брать штурмом. И он нашел его в квартале 1-А, между Хибино- горской улицей и Хибиногорским шоссе. Обра­ щает на себя внимание фасад шестиэтажного общежития, выходящего на Хибиногорское шос­ се, с не совсем обычными для Кировска не то ро­ манскими, не то византийскими арками. Последней работой Бориса Судоплатова для Кировска был про­ ект коренной реконструкции всей восточной части го­ рода. Он уничтожал старые улицы и на их месте со­ здавал новые. Огромные дома с колоннадами и мону№ 1 (21) э п о х * Х И Б И Н октябрь 2001 ментальными арками образовыва­ ли величественные перспективы. Проект оказался мертворожден­ ным. Его не утвердили, так как раз­ гулу архитектурных излишеств пришел к тому времени конец. Ав­ тор не вынес крушения своих идей и ушел; ушел не только из Кировска, но и из института Гип- рогор. Я вернулся к проектированию застройки Кировска в пору горь­ кого похмелья после периода ар­ хитектурных фантазий. Вместо колонн, фронтонов и перспектив вдухе Пиранези нужно было «вы­ давать» жилую площадь и скрупулезно считать ее сметную стоимость. Начиналось массовое строи­ тельство типовых жилых домов с минимальной ар­ хитектурной отделкой. В городе оставалось еще множество незастроенных пустырей — между пло­ щадью и почтой, по обе стороны бульвара Ленина. Мы заполняли эти пустыри типовыми ломами, ста­ раясь как можно лучше использовать рельеф, ста­ вить дома вдоль единой высотной террасы, избе­ гая по возможности дорогостоящих подпорных стен и неудобных в условиях Заполярья наружных лес­ тниц. Ведь в руках архитектора оставались только гда многие архитекторы склонны были рисовать монументальные композиции, забывая о существо­ вании денежных ассигнований, смет и тому подоб­ ных прозаических вещей. Первой работой, выполненной им для Кировс­ ка, был проект застройки квартала двух-, трехэтаж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz