Живая Арктика. 2001, №1.
№ 1 (21) ЭПОХ* Х И Б И Н октябрь 2001 ^ /л Л**. Проект здания треста "Апатит". Архитектор О. Мунц ной из горных долин, где в мое время был девствен ный уголок Хибинской тундры. - А вы узнаете?—поворачивается Василий Иванович к своему заместителю. Тот растерянно пожимает плечами. Замести тель председателя горисполкома - человек еще молодой, в Хибинах он живет, должно быть, срав нительно недавно. Ему простительно многого не знать, но мне, ветерану застройки города, стано вится не по себе. Василий Иванович весело смеется: -Д а вот она, через окно видно: баня. Те перь узнали? Оказы вается, снимок этот от носится к началу тридцатых годов, ког да еще не существова ло ни города Хибино- горска, ни того здания, в котором мы сейчас беседуем с председа телем исполкома, хотя само это здание тоже одно из первых в горо де. Когда около сорока лет тому назад меня, тогда еще молодого специалиста, направили сюда пос ле окончания института, тут помещалось Управ ление комбината "Апатит". Здесь я работал тогда над проектом застройки центра города. Еще раз вглядываюсь в снимок. Перед баней и нынешним зданием горно-химического техникума белеет полоска шоссе. Так вот, оказывается, как проходило когда-то Хибиногорское шоссе до того, как его изувечила рука архитектора! Шоссе шло от станции Апатиты так же, как оно идет и сейчас, втягива ясь на въезде в город в уще лье речки Белой. Дальше, по довольно спокойному укло ну, оно спускалось к берегу озера Большой Вудъявр и уходило к руднику. От шоссе ответвлялись две дороги. Одна (нынешняя Хибиногор- ская улица) вела к фабрике, вторая (нынешняя улица Кондрикова) - к дальним поселкам. Рабочие посел ки лепились вдоль дорог. Они не имели собствен ных названий, и их обозначали по километрам рас стояния от станции Апатиты Мурманской железной дороги. Были поселки на 13-м, 16-м, 18-м, 20-м, 23- м и 25-м километре. Поселки строились очень быстро. Строились они из дерева, но кое-где вдоль дорог стали возникать и капитальные здания: больница, баня, пожарное депо. В 1931 году все то, что возникло к тому време ни между 16-м и 20-м километрами, получило ста тус города. Раз работку проекта пла нировки нового горо да Хибиногорска по ручили ленинградс кому архитектору О.Р. Мунцу. Мунц был талан тливым архитекто ром. В Ленинграде известно немало зданий, построен ных по его проектам. Кое-что он успел по строить и в Кировске - например, Дом техники. Но знаний и опыта, необходимых для разработки про екта планировки целого города, у него не было. Мунц привык проектировать на плоской ленинградской равнине, и он не сразу разобрался во всех сложностях горного рельефа Хибиногорска. Он смело переломил неплохо положенное по рель ефу Хибиногорское шоссе, повернул его под прямым углом к нынешней улице Кондрикова (в прошлом - Индустриальной), направил круто в гору и назвал улицей Ленина. На пересе чении улиц Ленина и Индус триальной, против уже су ществовавшего в то время пожарного депо с серой бе тонной каланчой, он разме стил новое здание треста "Апатит", решенное в харак терных для тех лет формах конструктивизма. Новая улица вела в "ни куда", так как упиралась она Строительство второй очереди дома горсовета. Зар* А. ПшКадвМ 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz