Живая Арктика. 2001, №1.
№ 1 (21) Н ; октябрь 2001 Я9 М««м 1В34г. К іЯ 7 4 (І0 2 Я I IV год „ д . . . , I І а выставку картин художника Петро ва нас привело следующее объявление: "Выставка работ художника Констан тина Петрова, посвящен ная строительству Хиби- ногорска, открывается в помещении кино-театра "Большевик" с 20 декабря 1933 года. Под объявлени ем подпись: "Политпрос- ветбаза". Выставка про должалась три дня. Подведем некоторое итоги. Вот картина "Стройка Обогатительной фабрики 2-й очереди". Что видит зритель? Очень серо, в сум рачных тонах нарисована фабрика, и вдобавок вся вершина ее волею художника Петрова закутана в мрачное дымовое облако. Почему у художника не нашлось радостных красок для индустриального ги ганта? Почему он облек этот гигант явно неправдо подобной дымовой заве сой? Картина производит безотрадное впечатление. Взгляд переходит на другое полотно, изобража ющее Обогатительную фабрику 1-й очереди но чью. Чувствуется та же бе зыдейность и беспомощ ность, что и в первой кар тине. Сравним картину с действительностью. По смотрим на Обогати тельную фабрику ночью. На вышке, в лучах яркого электрического света реет красное знамя. Корпуса фабрики! Какой замеча тельный ряд огней! Они свидетельствуют о мощ ном технологическом про цессе, о непрестанном движении фабрики ночью. Картина художника Петрова - печальная пародия на красочную действительность. Смотришь на картину и удивляешься, почему она нарисована в мрачных красках? Почему фабрика похожа на тюрьму? А вот картина, подписанная: "Рудник". Что это за рудник? Парой аляповатых мазков сделана попыт ка нарисовать женщин. Что делают воображаемые женщины? Понять довольно трудно. А где же руд ник? Рудник вдали. Рудник - это небольшое пятно желтой краски. Ну хорошо! Предположим, что худож ник ошибся, дал неравильное название картине. Поправим его. Картину следовало бы назвать "По пытки художественно изобразить погрузку балласта на платформы". Но попытка, как мы знаем, это еще не есть картина. Пролетарии 0 СФХ стран, сотдиннйтшеь Х А Л £ Г 4А Ш У 1Х У Г * С А £ и и Е Ж Е Д Н Е В Н А Я Г А З Е Т А XitiMropsnrt ГЦ Ш І ІКП(І), Г ц п и п ■ М 'ш м но п Коаітіті м ац го ііо ц ига і to НА ВЫСТАВКЕ КАРТИН Переходим к следую щему экземпляру. Карти на "Большой Вудъявр". Тут уже ничего не понять. Белая краска переме шивается с коричневой и серой. Мы знаем, что та кое "Вудъявр". Мы это озеро наблюдали летом в полярную светлую ночь. Великолепное зрелище. Масса воды. Поверх ность чуть-чуть рябит от легкого дуновения ветерка. Причудливо розовеют верхушки гор, окружающих озеро. Это летом. А зи мой? Ровная площадь снежного простора. Уступы чернеют. С них ветер сдувает снег. Надо обладать фантазией сумасшедшего, чтобы сказать: "Картина художника Петрова изображает озеро "Большой Вудъявр". Это не озеро. Это несколько десятков граммов белой, коричневой и серой краски, беспорядоч но намазанной на полотне. Ан тихудож е ствены й портрет бурщика. Снова по чему-то выбран мрачный фон. Полусогнутая, неуклю жая фигура держит что-то в руках. Что-то, но не буровой молоток. А лицо бурщика! Лицо - сплошной желтый мазок, такой же, каким нари сован рудник. Ни носа, ни глаз, ничего. И, конечно, у нас нет таких бурщиков, ка ким изображает эту почет ную квалификацию худож ник. Эта картина - злая из девка, оскорбление буриль щиков. На руднике есть ударники бурщики. Почему не написать подлинный пор трет героя-ударника. Пусть каждый трудящийся знал бы в лицо лучшего удар ника горняка-бурщика за работой. А желтая мазня, кому она нужна?! Механизируется наш рудник. Мощные бремсберги и экскава торы , мотовозы, скрепе- Р а ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz