Живая Арктика. 2001, №1.
трест "Апатит" в размере 6382 тысяч рублей; 6) Пустить рудник и фабрику к 1 октября 1930 года. 1930 - 6/И. Приказом Наркомтяжпрома органи зован Рудоэкспорт. 20 февраля для него определе на номенклатура экспорта, в которую вошел апатит. 1930 - 8/П. Выписка из протокола совещания треста с Механобрпроектом по вопросу о проекти ровании Обогатительной фабрики: "Управляющий Механобрпроектом Прудов не соглашается взять на себя ответственность за выполнение проекта в требуемый срок(полтора месяца). Зыке говорит, что для него ясно, что дело это нужно сделать, но срок его убивает, и что нужно использовать все возможные средства, но если они работу не вы полнят, то чтобы их за это не казнили. Затем он спрашивает, нет ли воз можности передать эту работу другой органи зации". Кондриков: "Никакой другой организации нет!". Зыке говорит, что для него теперь ясно, что это вопрос государственной важности, во-первых, и во-вторых, что нет другой организации, которая мог ла бы взяться за эту ра боту. Следовательно, за это дело должен взяться Механобрпроект. Прудов говорит, что в такой короткий срок выполнить задание невозмож-; но. Инженеры и так работают в две смены, 1930-8/11. Управляющим районом апатитовых разработок назначен Акит. 1930 - 10/11. Директором Обогатительной фаб рики назначается Н, Воронцов. КАРІІЛО-МУРМЛНСКНЙ КРАЙ Где быть социалистическому городу в районе Хибин? Выехавшая в Хибины 26 января Комиссия по по стройке социалистического города в районе апатитовых разработок была пополнена на месте представителями Мурманского исполкома, Мурманского окружного бюро профсоюзов, уполномоченными санитарного надзора Мур манской ж. д. и Начальника работ по постройке новой В период 28—30 января Комиссия произвела осмотр участков на месте. Участок, находящийся и. непосредственной близости от Кукисвумчоррского месторождения, находится в исклю чительно неблагоприятных климатических условиях (силь ные ветры по горным долинам, снежные заносы и пр.), сильно заболочен и недостаточен по площади, отвод сточных канализационных вод невозможен без загрязне нии оз. Вудъявр, являющегося единственным источником водоснабжения. Участок, находящийся в долине р. Юкспориок, тоже сильно заболочен, недостаточен по площади даже для развития здесь подъездных путей к будущим новым руд никам и также неудобен для стока и канализации. По ложительной стороной этого участка является его защи щенность от ветра. Участок, находящийся вблизи магистрали Мурман ской ж. д., на 2—4 клм. гужевой дороги от ст. Апа титы, значительно удален от местонахождений и рудни ков. Несмотря на благоприятные, по сравнению с дру гими участками, климатические, топографические и прочие условия, а также выгоды, связанные с расположением на основной железнодорожной магистрали, этот участок не может быть признан пригодным для города, населе ние которого будет состоять из рабочих рудников и предприятий. Участок, расположенный с южной стороны оз. Вудъявр на 17— 19 клм. по обеим сторонам гужевой дороги и на 20—22 клм. железнодорожной линии к месторожде ниям апатитов, открыт действию северных петрои, пре обладающих в данной местности, а вследствие этого и снежным заносам, имеет достаточную для застройки сравнительно ровной поверхности площадь, расиоложен- валуновой почвой, доступной действию солнца. Водой здесь город может быть обеспечен из оз. Вудъявр, сточ ные канализационные воды могут быть отведены в реку Этот участок является по своему местоположении! ближайшим от существующего и предполагаемых устрой ством рудников (7—8 клм.) и дает возможность осуще ствить в районе будущего городка товаро-пассажиркую (' этими выводами не согласился представитель Коло низационного отдела Мурманской ж. д., который ечн- чает более целесообразным расположить город н районе главной магистрали Мурманской ж. д., вблизи ст. Апа- 1930 -10/11. Рудоэкспорт принимает от Промэк- спорта дело реализации апатита за границей. На это число Промэкспортом продано 1000 тон. Из них: фирме "Иге Русско" - 500 тонн и фирмам "Метальге- зейшафт" и "Миллер" по 250 тонн. 1930 - 11/11. С начала добычи до этого дня от правлен в Мурманск на экспорт 21 вагон (426 тонн) апатита. 1930 - 12/11. Совещание в тресте по вопросу о выборе места Обогатительной фабрики. Постанов лено строить фабрику на юго-восточном берегу Вудъявра, между 21 тм и 22-м км железной дороги. 1930 -17/11, Начальник строительства железнодо рожной ветки инженер Болдаков- тресту: "По ва шему требованию , предъявленному предста вителем треста Островец- ким, в присутствии Конд- рикова на заседании пра вительственной комиссии Кирова 1 января сего года в горах, постройка ветки до пересечения с Хибинс ким трактом закончена. Между тем до настоящего времени я не имею распо ряжения об укладке тупи ка на 16 км, ветки для на добности треста. Прошу сообщить ваши соображе ния для совместного пла на на дальнейшую работу по постройке ветки". 1930 - 20/І1. Подписан договор с Механобрпроек том на проектирование Обогатительной фабрики. Срок представления спецификации - 1 марта, про екта - 20 марта, строительных чертежей - 1 мая, монтажных - 1 июня 1930 года. 1 930 - 23/ІІ. Петров (упр. дел. треста в Ленинг раде) - Акиту: "Сегодня утром погружено на плат форму два трактора типа "Клетрак” . После обмена мнений, Комиссия постановила: 1) Отказаться от мысли о постройке грех рабочих поселков по числу трех предполагаемых рудников и со средоточить все строительство в одном пункте. 7) Количество населения к концу первой пятилетки принять в 20000 человек. 3) Наиболее подходящим участком признать располо женный на 17—19 клм. грунтовой дороги под условием, если Правление железной дороги обеспечит будущий городок товаро-пассажирской станцией, а Колонизаци онный отдел дороги разработает план и приступит к организации совхозов и колхозов в целях удовлетво рения населения городка местными продуктами пн- 4) Тип планировки принять современный— социали стический, осуществляемый постройкой домов-коммун, допуская возведение незначительного процента семейных квартир исключительно в первый год строительства. 5) Принимая во внимание крайнюю необходимость начала осуществления постройки города в текущем 1930 г., разработку детального задания закончить не позднее 15 февраля, нивелировочный план выбранного участка к 25 февраля, после чего немедленно присту пить к составлению эскизного годе.кга. № 1 (21) эпох* Х И Б И Н октябрь 2001 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz