Живая Арктика. 2001, №1.

трест "Апатит" в размере 6382 тысяч рублей; 6) Пустить рудник и фабрику к 1 октября 1930 года. 1930 - 6/И. Приказом Наркомтяжпрома органи­ зован Рудоэкспорт. 20 февраля для него определе­ на номенклатура экспорта, в которую вошел апатит. 1930 - 8/П. Выписка из протокола совещания треста с Механобрпроектом по вопросу о проекти­ ровании Обогатительной фабрики: "Управляющий Механобрпроектом Прудов не соглашается взять на себя ответственность за выполнение проекта в требуемый срок(полтора месяца). Зыке говорит, что для него ясно, что дело это нужно сделать, но срок его убивает, и что нужно использовать все возможные средства, но если они работу не вы­ полнят, то чтобы их за это не казнили. Затем он спрашивает, нет ли воз­ можности передать эту работу другой органи­ зации". Кондриков: "Никакой другой организации нет!". Зыке говорит, что для него теперь ясно, что это вопрос государственной важности, во-первых, и во-вторых, что нет другой организации, которая мог­ ла бы взяться за эту ра­ боту. Следовательно, за это дело должен взяться Механобрпроект. Прудов говорит, что в такой короткий срок выполнить задание невозмож-; но. Инженеры и так работают в две смены, 1930-8/11. Управляющим районом апатитовых разработок назначен Акит. 1930 - 10/11. Директором Обогатительной фаб­ рики назначается Н, Воронцов. КАРІІЛО-МУРМЛНСКНЙ КРАЙ Где быть социалистическому городу в районе Хибин? Выехавшая в Хибины 26 января Комиссия по по­ стройке социалистического города в районе апатитовых разработок была пополнена на месте представителями Мурманского исполкома, Мурманского окружного бюро профсоюзов, уполномоченными санитарного надзора Мур­ манской ж. д. и Начальника работ по постройке новой В период 28—30 января Комиссия произвела осмотр участков на месте. Участок, находящийся и. непосредственной близости от Кукисвумчоррского месторождения, находится в исклю­ чительно неблагоприятных климатических условиях (силь­ ные ветры по горным долинам, снежные заносы и пр.), сильно заболочен и недостаточен по площади, отвод сточных канализационных вод невозможен без загрязне­ нии оз. Вудъявр, являющегося единственным источником водоснабжения. Участок, находящийся в долине р. Юкспориок, тоже сильно заболочен, недостаточен по площади даже для развития здесь подъездных путей к будущим новым руд­ никам и также неудобен для стока и канализации. По­ ложительной стороной этого участка является его защи­ щенность от ветра. Участок, находящийся вблизи магистрали Мурман­ ской ж. д., на 2—4 клм. гужевой дороги от ст. Апа­ титы, значительно удален от местонахождений и рудни­ ков. Несмотря на благоприятные, по сравнению с дру­ гими участками, климатические, топографические и прочие условия, а также выгоды, связанные с расположением на основной железнодорожной магистрали, этот участок не может быть признан пригодным для города, населе­ ние которого будет состоять из рабочих рудников и предприятий. Участок, расположенный с южной стороны оз. Вудъявр на 17— 19 клм. по обеим сторонам гужевой дороги и на 20—22 клм. железнодорожной линии к месторожде­ ниям апатитов, открыт действию северных петрои, пре­ обладающих в данной местности, а вследствие этого и снежным заносам, имеет достаточную для застройки сравнительно ровной поверхности площадь, расиоложен- валуновой почвой, доступной действию солнца. Водой здесь город может быть обеспечен из оз. Вудъявр, сточ­ ные канализационные воды могут быть отведены в реку Этот участок является по своему местоположении! ближайшим от существующего и предполагаемых устрой­ ством рудников (7—8 клм.) и дает возможность осуще­ ствить в районе будущего городка товаро-пассажиркую (' этими выводами не согласился представитель Коло­ низационного отдела Мурманской ж. д., который ечн- чает более целесообразным расположить город н районе главной магистрали Мурманской ж. д., вблизи ст. Апа- 1930 -10/11. Рудоэкспорт принимает от Промэк- спорта дело реализации апатита за границей. На это число Промэкспортом продано 1000 тон. Из них: фирме "Иге Русско" - 500 тонн и фирмам "Метальге- зейшафт" и "Миллер" по 250 тонн. 1930 - 11/11. С начала добычи до этого дня от­ правлен в Мурманск на экспорт 21 вагон (426 тонн) апатита. 1930 - 12/11. Совещание в тресте по вопросу о выборе места Обогатительной фабрики. Постанов­ лено строить фабрику на юго-восточном берегу Вудъявра, между 21 тм и 22-м км железной дороги. 1930 -17/11, Начальник строительства железнодо­ рожной ветки инженер Болдаков- тресту: "По ва­ шему требованию , предъявленному предста­ вителем треста Островец- ким, в присутствии Конд- рикова на заседании пра­ вительственной комиссии Кирова 1 января сего года в горах, постройка ветки до пересечения с Хибинс­ ким трактом закончена. Между тем до настоящего времени я не имею распо­ ряжения об укладке тупи­ ка на 16 км, ветки для на­ добности треста. Прошу сообщить ваши соображе­ ния для совместного пла­ на на дальнейшую работу по постройке ветки". 1930 - 20/І1. Подписан договор с Механобрпроек­ том на проектирование Обогатительной фабрики. Срок представления спецификации - 1 марта, про­ екта - 20 марта, строительных чертежей - 1 мая, монтажных - 1 июня 1930 года. 1 930 - 23/ІІ. Петров (упр. дел. треста в Ленинг­ раде) - Акиту: "Сегодня утром погружено на плат­ форму два трактора типа "Клетрак” . После обмена мнений, Комиссия постановила: 1) Отказаться от мысли о постройке грех рабочих поселков по числу трех предполагаемых рудников и со­ средоточить все строительство в одном пункте. 7) Количество населения к концу первой пятилетки принять в 20000 человек. 3) Наиболее подходящим участком признать располо­ женный на 17—19 клм. грунтовой дороги под условием, если Правление железной дороги обеспечит будущий городок товаро-пассажирской станцией, а Колонизаци­ онный отдел дороги разработает план и приступит к организации совхозов и колхозов в целях удовлетво­ рения населения городка местными продуктами пн- 4) Тип планировки принять современный— социали­ стический, осуществляемый постройкой домов-коммун, допуская возведение незначительного процента семейных квартир исключительно в первый год строительства. 5) Принимая во внимание крайнюю необходимость начала осуществления постройки города в текущем 1930 г., разработку детального задания закончить не позднее 15 февраля, нивелировочный план выбранного участка к 25 февраля, после чего немедленно присту­ пить к составлению эскизного годе.кга. № 1 (21) эпох* Х И Б И Н октябрь 2001 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz