Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а XXI О ЗАНЯТИЯХ И РЕМЕСЛАХ У ЛОПАРСКИХ МУЖЧИН лавнеишим занятием мужчин у лопарей яв­ ляется охота, но кроме нее на них лежит еще много забот и обязанностей, связанных с поддержкой существования семьи и до­ машнего очага. В противоположность тому, что приня­ то у всех других народов, у лопарей на мужчин возлага­ ется приготовление пищи, по крайней мере той, источ­ ником которой является охота и рыбная ловля. Все до­ бытое этими путями должно быть сварено и зажарено самими мужчинами, а не женщинами. "В обязанность мужчин входит, - пишет Самуил Реен, - варка и при­ готовление пищи... Пищу у них приготовляют не жен­ щины, а мужчины". Женщины-лопарки в большинстве случаев крайне неис­ кусны в этом отношении и только в виде исключения заменяют мужчин. Вторым занятием мужчин является сооружение ло­ док для плавания по рекам и озерам. Лопари делают их из сосновых досок, но не сколачивают их, как всюду приня­ то, гвоздями, а сшивают жилами и сухожилиями - подоб­ но своим древним предкам. "При постройке лодок, - пишет Циглер, - они совсем не пользуются гвоздями, а скрепляют доски жилами и рас­ щепленными сухожилиями. На этих челноках они стре­ мительно спускаются по быстрым горным рекам Лап­ ландии, летом совершенно нагие, чтобы легче было спас­ тись вплавь в том случае, если челнок перевернется". Олаф Магнус упоминает еще о древесных корнях, как о материале, служащем для сшивания досок, а также об оленьих жилах: "Свои суденышки, на которых они зани­ маются рыболовством, лопари строят из тонких сосно­ вых или еловых досок, скрепленных, за неимением же­ лезных гвоздей, тонкими корнями деревьев и кустарни­ ков, только что извлеченными из земли и вполне заменя­ ющими им пеньковые веревки. Иногда с той же целью они пользуются оленьими жилами, высушенными на вет­ ру и на солнце. Это же подтверждает и Иоанн Торней: "Свои челноки лопари сшивают оленьими жилами". Именно этими высушенными оленьими жилами го­ раздо чаще, чем скрученными наподобие каната тонкими корнями, они сшивают свои челноки совершенно таким же способом, каким в других странах сшивают полотна или другие ткани. Щели проконопачивают мохом, чтобы вода не просачивалась внутрь челнока, и снабжают такой челнок одной или двумя парами весел, устроенными так, чтобы один человек мог грести двумя сразу. В-третьих, мужчины заготавливают на зиму всевоз­ можного вида сани - одни служат для езды, другие - для перевозки клади. Оба эти вида саней не только значитель­ но различаются по форме, но даже носят у лопарей со­ вершенно разные названия: первые называются "pulca", вторые - "achkio". Ездовые сани (pulca) походят на челнок, разрезанный пополам, с высоко вздымающимися вверх носом и тупо срезанной плоской кормой, сделанной из одной прямой доски. Корпус этого челнока (у саамов ХѴІІ-ХІХ вв. ке- режки. - Прим. ред.) сшивается из тонких гибких досок, равных ему по длине и укрепленных на остове из четы­ рех или более ребер и сколоченных деревянными гвоздя­ ми, которые отходят от более крепкого и толстого дере­ вянного киля. Этот киль, толщиною в руку, поднимается спереди кверху, переходя в нос. Под этими санями нет никаких полозьев. Нижняя часть их, совершенно напо­ минающая лодку, не плоска, а слегка закруглена так, что они могут легко наклоняться то на один, то на другой бок, что представляет большие удобства при быстрой езде по очень глубокому снегу. Данное здесь точное описание лопарских ездовых са­ ней вполне отвечает тем образцам, которые хранятся в моем личном собрании. Уже Герберштейн упоминал об этих са­ нях: "В сани, напоминающие по виду челнок, они впряга­ ют оленей". Олаф Магнус дополняет его, говоря: "Лопарс­ кие сани не похожи ни на какие другие. Впереди они заг­ нуты вверх и сужены наподобие башмака, чтобы лучше рас­ секать снег, как нос корабля, разрезающий волны". Для того чтобы стремительно рассекаемый снег не попадал на ноги едущего, передняя часть саней прибли­ зительно на аршин или несколько более затягивается обык­ новенно тюленьей шкурой поверх полукруглых деревян­ ных обручей, прикрепленных к бокам саней. Образовав­ шееся под ней пространство, в которое ездок протягива­ ет ноги, наполняется обыкновенно тем сеном, о котором мы уже говорили (оно кладется в башмаки), или мохом, что во время езды защищает ноги от холода. Второй вид саней (achkio), употребляемый для пере­ возки клади, делается несколько иначе. По внешнему виду эти сани ничем не отличаются от предыдущих, но обыч­ но они размером больше и, кроме того, лишены какого бы то ни было покрытия. Вексионий в своем "Описании Швеции" дает прекрасное описание саней обоего рода, делающее вполне ясным различие между ними: "Сани у лопарей бывают двух родов; одни наподобие ботнийско- го челнока, разрезанного пополам плоской кормой, дли­ ной около двух с половиной аршинов, с приподнятой вверх и закрытой передней частью - так называемые "pulca". И другие, предназначенные для перевозки домашней утвари и называемые "achkio", достигают в длину пяти аршинов, имеют ту же форму, но совершенно открыты сверху, а нагруженная на них кладь для защиты от снега прикрывается грубым холстом". Все это совершенно пра­ вильно, за исключением холста, которым лопари почти вовсе не пользуются, т.к. лен не растет в Лапландии. Лопари большие мастера по изготовлению различной домашней утвари. Материалом для этого им служат кор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz