Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а XIX. ОБ ОХОТЕ В ЛАПЛАНДИИ 89 Первое место занимает открывший местонахождение мед­ вежьей берлоги и бывший предводителем на охоте, по пра­ вую руку от него сидит гадатель по барабану, затем охот­ ник, нанесший удар, и т.д.; по левую руку - сперва тот, кто добывал дрова, за ним - таскавший воду, и т.д. Сваренное мясо делится между мужчинами и женщинами так, что и они получают свою долю мяса и жира. При этом строго соблюдается, чтобы женщинам не достались окорока мед­ ведя, т.к. они считают законной долей одних только муж­ чин. "Женщинам ничего не дается из задних, а лишь из передних частей", - отмечает Самуил Реен. По окончании дележа двум лопарям поручается от­ нести предназначенную женщинам долю добычи в их женский шалаш. Эти два посланца, перенося медвежати­ ну в женский шалаш, поют такую песню: "Oimai potti Sverigislandi, Polandi, Engelandi, Frankichis", т.е. "Вот идут лопари из Швеции, из Польши, из Англии, из Франции", притворяясь, будто из дальних стран они несут дары жен­ щинам. Услышав эту песню приближающихся к шалашу людей, женщины выходят им навстречу и в свою очередь поют: "Oimai potti Sverigislandi, Polandi, Engelandi, Frankichis, kalka kaubsis laigit toutitiadnat", т.е. "О, люди, пришедшие из Швеции, из Польши, из Англии и из Фран­ ции, мы повяжем вокруг ваших ног тесемки красного цве­ та", что они и исполняют, когда мужчины входят в шатер. Мясо между мужчинами распределяет гадатель по барабану (барабанщик). По крайней мере, это утвержда­ ет Самуил Реен: "Барабанщик является распорядителем пира и распределяет мясо и жир". Все это раздается не только перечисленным выше участникам охоты, а вооб­ ще всем принимающим участие в пире. "После того, как все мясо, кровь и жир сварятся, распорядитель пира рас­ пределяет их между всеми, пирующими так, чтобы каж­ дому досталось вдоволь мяса и жира, - говорит Реен". Когда все мясо и жир съедены, собирают кости, из которых не высасывают костяной мозг, подобно тому как делают это с костями всех прочих животных, а со­ бирают их в одно место и зарывают в землю. После этого владелец медвежьей шкуры вешает ее на шест и предлагает женщинам с закрытыми глазами стре­ лять в нее из лука, как в мишень. Глаза женщины прикрывают одеждой и при этом поют: "Batt olmai kutti Sverigislandi, Poland!, Engelandi, Frankichis potti kalka wuocki", т.е., как переводит аноним­ ный автор, теперь мы поражаем тебя стрелами того, кто пришел из Швеции, из Польши, из Англии, из Франции. Та женщина, которая первою попадает в цель, всячески восхваляется присутствующими, т.кі, по их поверью, этим она предрекает своему мужу удачную охоту на медведя в ближайшее время и раньше, чем это удастся всем осталь­ ным. "Этой женщине вменяется в обязанность вышить на кусках ткани столько крестов, сколько было убито мед­ ведей на данной охоте и повесить эти вышивки на шеи всем участвовавшим в ней охотникам. Это украшение они должны носить до вечера третьего дня", - так пи­ ш ете. Реен. По словам вышеупомянутого анонимного автора, эту обязанность разделяют с ней и все остальные жены охотников, он говорит также, что эту повязку носят не три, а четыре дня. Он добавляет, что такое же украше­ ние с вышитым на нем крестом надевают на шею и тому оленю, который вез медвежью тушу. Оно должно оста­ ваться на нем до тех пор, пока не разорвутся тесемки, которыми оно было привязано к шее животного. Мне не удалось узнать точно, какой смысл заклю­ чается в этом обычае, но я думаю, что эти кресты дол­ жны играть роль амулета, предохраняющего охотников от несчастий, которые могут наслать на них лесные духи в отмщенье за убитого медведя. По очень распрост­ раненному у лопарей взгляду, лесные демоны считаются покровителями диких зверей, а медведь слывет у них царем всего животного царства. По истечении трех дней, в течение которых им зап­ рещено половое общение с женщинами, охотники воз­ вращаются в женский шалаш. Войдя в него, они сперва несколько раз трогают цепь, на которой подвешены над очагом котлы, затем трижды скачут вокруг огня и выбе­ гают через общий для мужчин и женщин вход в шалаш. Женщины при этом поют песню, в которой грозят посы­ пать их ноги пеплом, и одна из них, действительно бе­ рет с очага золу и посыпает ею ноги мужчинам. Слова этой песни таковы: "Todno kalka kaino", т.е. "Прими горсть пепла на ноги свои". Самуил Реен гово­ рит, что этот обычай имеет смысл окончательного очи­ щения мужчин, ставших нечистыми вследствие убийства медведя, и служит внешним знаком того, что с этого мо­ мента мужчинам вновь разрешается спать со своими же­ нами. Вот сколько различных обрядов, суеверий и пред­ рассудков связано у лопарей с охотой на медведя. Многое из рассказанного здесь соблюдается вообще при всякой охоте, как, например, запрещение женщинам прикасаться к добыче охотника и его охотничьему снаря­ жению, вход охотника в шатер обязательно через заднюю дверь, через которую точно так же вбрасывается внутрь шалаша и вся добыча не только после охоты, но и после рыбной ловли. Лопари не вносят ее, а швыряют через зад­ нюю дверь в середину шалаша тоже вследствие суевер­ ного желания, чтобы казалось, будто она свалилась пря­ мо с неба по специальной милости какого-нибудь боже­ ства. Смысла многих обычаев уже не могут объяснить сами, т.к. слепо переняли их от отдаленных предков. Самым славным подвигом для лопаря считается убить медведя. Поэтому, по словам Олафа Петерсона, они даже делают на шапке нашивки блестящими нитями по числу убитых данным охотником медведей, чтобы доблесть его сразу бросалась в глаза при встрече. Поговорим теперь кратко о птицеловстве, которым также занимаются одни только мужчины. Виды этого про­ мысла также чрезвычайно разнообразны. Летом птиц бьют из луков и пищалей, зимой чаще ловят силками. В Лапландии водится несколько видов куропаток, из­ вестных у шведов под названием "Snioeriper", которых лопари ловят очень своеобразным способом. "Лопари ло­ вят их силками, - подтверждает Самуил Реен, - приго­ товляя для этой цели из березовых прутьев нечто вроде выпуклой большой сети с несколькими входами, к кото­ рым, в свою очередь, прилажены силки, ловко сплетенные из нитей. Говорят, что эти птицы почти не летают, а боль­ ше бегают по земле и потому часто забредают в эту за­ падню и попадаются в силки". Насколько нам известно, этот способ не применяется нигде, кроме Лапландии. Мы изложили в этой главе все главнейшие виды охо­ ты лопарей, что касается остального, то оно вряд ли зас­ луживает внимания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz