Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а XIX ОБ ОХОТЕ В ЛАПЛАНДИИ писав в предыдущих главах одежду и пищу ло­ парей, перейдем теперь к основным их заняти­ ям. Все они могут быть разделены на две боль­ шие группы: обычные, повседневные занятия, и специальные, исключительные, совершающиеся в осо­ бо торжественной обстановке. В свою очередь, некоторые из повседневных занятий свойственны одним лишь муж­ чинам, другие только женщинам и, наконец, третьи в одина­ ковой мере присвоены тем и другим. В числе исключительно мужских занятий на первом месте должна быть поставлена охота, от которой женщи­ ны совершенно отстранены. "Женщины работают у них наравне с мужчинами, им запрещается лишь занятие охо­ той", - говорит Торней. У Олафа Магнуса, однако, можно прочитать совершен­ но обратное: "В лесах Крайнего Севера водится такое мно­ жество диких зверей и дичи, что одним мужчинам не хва­ тило бы сил справиться с ними. Поэтому женщины прихо­ дят к ним на помощь и охотятся наравне с мужчинами, а иногда даже с еще большей ловкостью". Как и все оши­ бочные сообщения, оно, несомненно, основано не на лич­ ном наблюдении автора, не на достоверных показаниях бы­ валых людей, а на ложном истолковании старинных писа­ телей, подавивших его своим авторитетом. Источник этого заблуждения заключается в словах Про­ копия из "Истории готов", относящихся к скритофиннам: "У них мужчины, не обрабатывают полей, женщины не зна­ ют домашних рукоделий, одна охота составляет главное за­ нятие тех и других". Или у Тацита в его "Германии", где говорится о финнах: "Охотою добывают средства к су­ ществованию и мужчины и женщины: они отправля­ ются вместе и каждый имеет свою часть в добыче". Не вдаваясь в подробности о том, верно это по отно­ шению к финнам и скритофиннам или нет, скажем толь­ ко, что про лопарей мы знаем достоверно, как строго зап­ рещают они женщинам не только охотиться, но даже и прикасаться к охотничьим принадлежностям или к уби­ тым на охоте животным и входить через заднюю дверь, предназначенную для охотников. Кроме того, с охотой у лопарей связано вообще мно­ жество всевозможных предрассудков и примет. Прежде всего, они верят в счастливые и несчастливые дни. Таки­ ми днями, гибельными для охоты, кроме некоторых дру­ гих, они считают особенно день св. Марка, известный у них под названием Cantepaiwe, и св. Климента, о чем сообщает, например, Самуил Реен: "Некоторые дни слы­ вут у них несчастными для охоты, как, например, Екате­ ринин день, день св. Марка "Cantepaiwe" и св. Климента. В эти дни никто из лопарей не охотится, т.к. в про­ тивном случае, по распространенному среди них пове­ рью, в течение целого года его будет преследовать не­ удача в охоте или с ним приключится какая-нибудь на­ пасть, например поломка лука и т.п.". Во-вторых, лопа­ ри не приступают к охоте, не справившись о воле боже­ ства при помощи лопарского барабана, на поверхности которого для этой цели сделаны изображения всевоз­ можных животных. В-третьих, отправляясь на охоту, они выходят из ша­ лаша не через главную входную дверь, а через малень­ кую заднюю, называемую у них "passe". Это делается, вероятно, для того, чтобы избежать встречи с женщи­ нами, которые, по их поверью, приносят охотнику не­ удачу. Этот же предрассудок является одной из причин, почему женщины не допускаются на зады жилища, куда выходит вышеупомянутая дверь, как только что объяс­ нил мне наш упсальский студент Олаф Маттисен, ло­ парь по происхождению. Довольно темно и расплывчато выражено это у Циг­ лера: "Женщине не позволено выходить из шалаша че­ рез ту дверь, через которую в этот день мужчина от­ правился на охоту". Не только в "этот день", а никогда не дозволяется ходить через специальную дверь, кото­ рая предназначена для охотников. Все эти правила дол­ жны соблюдаться перед началом охоты. Дальнейший порядок ее зависит от времени года и вида дикого зве­ ря, на которого собираются охотиться. Летом охотник пешим порядком преследует дичь вместе со своей охотничьей собакой. У лопарей много хороших собак, приученных не только выслеживать дичь, но и нападать на нее. С этой целью они постоян­ но держат их на привязи возле шалаша. Зимой охотники выслеживают на снегу следы зве­ рей и настигают их, со страшной быстротой двигаясь на прилаженных к ногам лыжах. "Лопари гоняются за дикими зверями, - пишет Олаф Магнус, - приладив к ногам узкие доски (лыжи), при помощи которых они с необычайной легкостью и быстротой скользят по зане­ сенным снегами равнинам, замерзшим болотам и даже горным вершинам. На мелких животных они охотятся с луком и стрелами, на крупных выходят с копьями и пищалями (bombarda)". Охота на каждого зверя имеет свою особенность, так, например, горностаев они ловят обыкновенно в западни, напоминающие обыкновенные мышеловки. "Горностаев, - читаем мы у того же Олафа Магнуса, - лопари ловят в западню, устроенную так, что над входом в нее на тонень­ кой бечевке держится поперечный брусок, который от ма­ лейшего прикосновения забегающих в западню горноста­ ев (они ходят стайками в две, три, а то и до восьми штук) стремительно падает и замыкает выход". Иногда их тра­ вят собаками, которые, по словам того же Магнуса, на­ столько быстры, что настигают зверьков и давят их без особых затруднений. На белок охотятся главным образом с дротиками,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz