Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а XIX ОБ ОХОТЕ В ЛАПЛАНДИИ писав в предыдущих главах одежду и пищу ло парей, перейдем теперь к основным их заняти ям. Все они могут быть разделены на две боль шие группы: обычные, повседневные занятия, и специальные, исключительные, совершающиеся в осо бо торжественной обстановке. В свою очередь, некоторые из повседневных занятий свойственны одним лишь муж чинам, другие только женщинам и, наконец, третьи в одина ковой мере присвоены тем и другим. В числе исключительно мужских занятий на первом месте должна быть поставлена охота, от которой женщи ны совершенно отстранены. "Женщины работают у них наравне с мужчинами, им запрещается лишь занятие охо той", - говорит Торней. У Олафа Магнуса, однако, можно прочитать совершен но обратное: "В лесах Крайнего Севера водится такое мно жество диких зверей и дичи, что одним мужчинам не хва тило бы сил справиться с ними. Поэтому женщины прихо дят к ним на помощь и охотятся наравне с мужчинами, а иногда даже с еще большей ловкостью". Как и все оши бочные сообщения, оно, несомненно, основано не на лич ном наблюдении автора, не на достоверных показаниях бы валых людей, а на ложном истолковании старинных писа телей, подавивших его своим авторитетом. Источник этого заблуждения заключается в словах Про копия из "Истории готов", относящихся к скритофиннам: "У них мужчины, не обрабатывают полей, женщины не зна ют домашних рукоделий, одна охота составляет главное за нятие тех и других". Или у Тацита в его "Германии", где говорится о финнах: "Охотою добывают средства к су ществованию и мужчины и женщины: они отправля ются вместе и каждый имеет свою часть в добыче". Не вдаваясь в подробности о том, верно это по отно шению к финнам и скритофиннам или нет, скажем толь ко, что про лопарей мы знаем достоверно, как строго зап рещают они женщинам не только охотиться, но даже и прикасаться к охотничьим принадлежностям или к уби тым на охоте животным и входить через заднюю дверь, предназначенную для охотников. Кроме того, с охотой у лопарей связано вообще мно жество всевозможных предрассудков и примет. Прежде всего, они верят в счастливые и несчастливые дни. Таки ми днями, гибельными для охоты, кроме некоторых дру гих, они считают особенно день св. Марка, известный у них под названием Cantepaiwe, и св. Климента, о чем сообщает, например, Самуил Реен: "Некоторые дни слы вут у них несчастными для охоты, как, например, Екате ринин день, день св. Марка "Cantepaiwe" и св. Климента. В эти дни никто из лопарей не охотится, т.к. в про тивном случае, по распространенному среди них пове рью, в течение целого года его будет преследовать не удача в охоте или с ним приключится какая-нибудь на пасть, например поломка лука и т.п.". Во-вторых, лопа ри не приступают к охоте, не справившись о воле боже ства при помощи лопарского барабана, на поверхности которого для этой цели сделаны изображения всевоз можных животных. В-третьих, отправляясь на охоту, они выходят из ша лаша не через главную входную дверь, а через малень кую заднюю, называемую у них "passe". Это делается, вероятно, для того, чтобы избежать встречи с женщи нами, которые, по их поверью, приносят охотнику не удачу. Этот же предрассудок является одной из причин, почему женщины не допускаются на зады жилища, куда выходит вышеупомянутая дверь, как только что объяс нил мне наш упсальский студент Олаф Маттисен, ло парь по происхождению. Довольно темно и расплывчато выражено это у Циг лера: "Женщине не позволено выходить из шалаша че рез ту дверь, через которую в этот день мужчина от правился на охоту". Не только в "этот день", а никогда не дозволяется ходить через специальную дверь, кото рая предназначена для охотников. Все эти правила дол жны соблюдаться перед началом охоты. Дальнейший порядок ее зависит от времени года и вида дикого зве ря, на которого собираются охотиться. Летом охотник пешим порядком преследует дичь вместе со своей охотничьей собакой. У лопарей много хороших собак, приученных не только выслеживать дичь, но и нападать на нее. С этой целью они постоян но держат их на привязи возле шалаша. Зимой охотники выслеживают на снегу следы зве рей и настигают их, со страшной быстротой двигаясь на прилаженных к ногам лыжах. "Лопари гоняются за дикими зверями, - пишет Олаф Магнус, - приладив к ногам узкие доски (лыжи), при помощи которых они с необычайной легкостью и быстротой скользят по зане сенным снегами равнинам, замерзшим болотам и даже горным вершинам. На мелких животных они охотятся с луком и стрелами, на крупных выходят с копьями и пищалями (bombarda)". Охота на каждого зверя имеет свою особенность, так, например, горностаев они ловят обыкновенно в западни, напоминающие обыкновенные мышеловки. "Горностаев, - читаем мы у того же Олафа Магнуса, - лопари ловят в западню, устроенную так, что над входом в нее на тонень кой бечевке держится поперечный брусок, который от ма лейшего прикосновения забегающих в западню горноста ев (они ходят стайками в две, три, а то и до восьми штук) стремительно падает и замыкает выход". Иногда их тра вят собаками, которые, по словам того же Магнуса, на столько быстры, что настигают зверьков и давят их без особых затруднений. На белок охотятся главным образом с дротиками,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz