Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а XVIII. О ПИЩЕ ЛОПАРЕЙ 85 щество, изготовляемое ими из сосновой коры и заменя­ ющее им соль, которое, как было сказано выше, они за­ рывают в землю и варят там, разводя над ним огонь. Сами лопари называют его "santopelzi". Остается сказать еще не сколько слов о масле, не при­ числяемом обыкновенно к основной пище лопарей, т.к. они пользуются им в очень ограниченном количестве, а по мнению некоторых ученых, его даже нельзя получить из оленьего молока. Впрочем, Реен категорически отри­ цает это: "Из того же оленьего молока лопари сбивают масло, для этого добиваются свертывания молока в боль­ шом котле, дающего сгусток, напоминающий по виду сыр; размешивая содержимое котла палочкой, получа­ ют некоторое количество масла темного цвета, которое слегка солят и хранят затем в особом сосуде". Перейдем теперь к наиболее употребительным в Лап­ ландии напиткам. На первом месте стоит, конечно, вода. Хотя Ломений и говорит, что лопари утоляют жажду ра­ стопленным льдом, но я не верю этому, т.к., несмотря на льды, покрывающие зимой поверхность вод, в стране столько озер, рек и ключей, что добыча воды не может представлять в большинстве случаев никаких затрудне­ ний. Воду все же держат обыкновенно в котле над оча­ гом, чтобы она не замерзла. "В котле над очагом, - пишет Реен, - они всегда дер­ жат приготовленную для питья воду". Желающий напить­ ся черпает ее оттуда плошкой. В силу того что котел с водой висит над очагом, на котором поддерживается по­ стоянно огонь, лопарям приходится пить не холодную, а теплую воду, это им, однако, нравится, особенно зимой. По словам Олафа Магнуса, кроме воды пьют еще ча­ сто так называемую "laebma", т.е. отвар или бульон, в котором варилась рыба: "Съевши мясо или рыбу, они пьют затем вкруговую отвар, в котором варилось куша­ нье, и называют его "laebma". К обычным напиткам от­ носится также сыворотка - в противоположность моло­ ку, которое считается у них пищей. Пиво, так широко распространенное у всех север­ ных народов, совершенно не встречается у лопарей, т.к. в их стране нет ни солода, ни хмеля, а привозное им не­ где хранить за неимением погребов, что особенно необ­ ходимо в зимнее время. Это справедливо отметил Век- сионий в своем ."Описании Швеции": "Пиво из-за страш­ ных морозов здесь совершенно неупотребительно. Для утоления жажды лопари предлагают воду в берестовых сосудах". Что касается опьяняющих напитков, служащих не для утоления естественной жажды, а для развлеченья, то охотнее всего лопари пьют водку, особенно француз­ скую, и ничем кроме нее нельзя так скоро приобрести их благоволение и дружбу. Водку лопари добывают на больших ярмарках в Иванов день. "В этот день, - сооб­ щает Самуил Реен, - они покупают себе на ярмарке та­ бак и французскую водку". Пьют ее главным образом на праздниках, во время торжественных пиров, на свадьбах и т.п. Еще более чем к водке лопари питают пристрастие к табаку. Поэтому мы постоянно встречаем его в списках товаров, привозимых в Лапландию иноземными купцами. Этот народ, почти совершенно лишенный хлеба и соли, не может обойтись без индейской (Вест-Индия, Америка) травки. В этом удивительном факте я вижу знамение нашей эпохи. Местом принятия пищи зимой служит их жилище, и притом правая от входа часть его, занимаемая главой се­ мьи, его женой и дочерьми. Летом лопари едят прямо на земле среди природы. Иногда они обедают сидя вокруг очага и висящего над ним котла. При этом лопари не со­ блюдают никакого особенного порядка, у них нет почет­ ных мест, и каждый садится, где ему понравится. Во время еды, где бы она ни происходила, лопари сидят прямо на земле или на оленьих шкурах, поджав под себя ноги. Усевшись в кружок, они едят с некого подобия стола, которым подчас служит грубая доска или просто колода. Многие лопари не имеют и этого и ста­ вят еду на ту же оленью шкуру, на которой сидят. Пищу вылавливают из котла руками, рыбу и мясо кладут перед собой на кусок грубой шерстяной материи. Более зажи­ точные люди подкладывают полотняную. Ни блюда, ни тарелки, ни другие столовые принадлежности, включая и скатерти, им совсем неизвестны. Жидкую пищу, как, например, молоко, похлебка и т.п., наливают в особого рода большой и продолговатый берестовый сосуд. Свою порцию каждый держит в ру­ ках - будь то рыба или кусок мяса. Часто бывает, что обедающий сам черпает себе из котла и, за неимением под руками другой подстилки, кладет еду на рукавицу или на шапку. Некоторые лопари пользуются для этой цели круглыми деревянными тарелочками. Жидкую пищу и напитки черпают деревянными ложками, заме­ няющими у них и бокалы. Иногда напитки подаются в берестовых сосудах, как мы уже сказали выше со слов Вексиония. Следует заме­ тить, что лопари необычайно прожорливы, что не ме­ шает им, однако, в случае нужды стойко переносить са­ мый невероятный голод и лишения. Олаф Петерсон пи­ шет по этому поводу: "Хотя в дни изобилия они и едят самым невоздержанным образом, но тем не менее, буду­ чи лишены самого необходимого, стойко выносят отча­ яннейший голод... Они весьма далеки от умеренности и прожорливы, как медведи и другие дикие лесные звери, они едят постоянно - и днем, и ночью, и не было случая, чтобы они спрятали или отложили что-нибудь, что мож­ но поглотить немедленно". Окончив обед или ужин, они никогда не забывают поблагодарить Бога и призвать друг друга ко взаимной любви и верности, протягивая сотрапезникам правую руку в знак связи, которая должна объединять всех обедающих за одним столом и членов единого домаш­ него очага. "Покончив с едой, - пишет Реен, - воздают благодар- ность Богу, моют руки и п рои зн о ся т примерно такую молитву: "Благодарим тебя, Боже, за пищу, которую ты нам дал". Это торжественное выражение благочестивых чувств сопровождается поднятием рук к небу. Таков обычай особенно распространен среди питеоских лопарей. В Торнеоском округе смысл благодарственной мо­ литвы несколько иной. По-лопарски она звучит так: "Piaomaos Immel laegos kitomatz piergao odest adde mied moaen uniekanieggan taide komiglaek iegn stan", что зна­ чит: "Добрый Боже, благодарим тебя за пищу, дай, что­ бы она увеличила наши силы".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz