Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а XVII. ОБ ОДЕЖДЕ ЛОПАРЕЙ 81 приводим здесь изображе­ ние зимнего и летнего кос­ тюма лопаря и лопарки, где женщина, держит на руках младенца в берестовой люльке. На другом риснке он прикреплен вместе с люль­ кой у нее за спиной. На руках носят обык­ новенные рукавицы, ноги обувают в особого рода обувь из оленьей кожи, подошва которой делается из того же материала, но из двух кусков, составленных так, чтобы шерсть на них была направлена в разные стороны во избежание скольжения. Обувь эту надевают прямо на босую ногу и закрепляют на ноге завязками. Однако для того, чтобы она не ерзала на ноге, в нее накладывают немного особым образом заготовленного сена. Самуил Реен сообщает об этом следующее: "В сапоги вместо стелек они кладут сено. Для этого собирают особого рода длинную траву, расту­ щую в Лапландии, варят ее и хранят специально для этой цели". Следует упомянуть еще об одном виде одежды не столь обычном, но имеющем широкое применение для защиты от комаров и мошкары. "Летом мужчины и жен­ щины, - сообщает Реен, - носят одежду, целиком сшитую из кожи, для защиты от комаров, укусы которых не прони­ кают через кожу". Зимой мужчины надевают штаны из оленьей кожи, покрытой шерстью, и такие же рубахи, которые известны у них под именем mudd (малица). По словам Реена, "зи­ мой для защиты от холода мужчины носят одежду из оле­ ньих шкур, называемую "mudd", и теплые штаны из оле­ ньей же шкуры, содранной с ног убитого оленя". Эти малицы бывают очень различны по своему на­ ружному виду и качеству. Лучшими считаются малицы, сделанные из шкуры оленьих телят, которые уже переме­ нили шерсть, они не только нежнее и мягче, но и темнее цветом. Самуил Реен пишет также: "Телята теряют пер­ вую шерсть ко дню св. Иакова (25 июля. - Прим. ред.), после чего у них отрастает новая шерсть черноватого от­ тенка. Из шкуры зарезанных в это время телят изготовля­ ются самые лучшие малицы, нежные и мягкие". На ноги лопари одевают зимой еще особые набедрен­ ники, на руки - рукавицы, голову покрывают чем-то вро­ де шлема из оленьей кожи, закрывающим и плечи, в кото­ ром оставлено лишь небольшое отверстие для лица, что­ бы защитить себя от лютого мороза и непогоды. Так как всю эту одежду они надевают прямо на голое тело, то Вексионий был прав, говоря: "Лопари ходят в одежде из оленьих шкур, прямо на голое тело они надева­ ют лопарскую малицу (lapmudd), доходящую почти до колен, подпоясывают ее поясом. Нижнюю часть тела защищают от холода плотно при­ легающими штанами из того же материала". Только в го­ ленища и в сапоги, а также иногда и в шерстяные рукавицы подкладывают они сено, о котором мы уже упоминали. Иоанн Торней так кратко характеризует одежду ло­ парей: "Одежда их состо­ ит из оленьих шкур. Туни­ ка (малица), штаны, сапо­ ги, рукавицы - все это сшито из оленьей шкуры, обращенной шерстью на­ ружу, благодаря чему они сами напоминают каких- то диких зверей, покрытых щетинистыми волосами". Становятся понятными и слова Циглера о зимнем наряде лопарей: "Зимой они одеваются в платье, сделанное из цельных тю­ леньих и медвежьих шкур, искусно сшитых и завя­ занных узлом над головой так, что остаются открытыми одни глаза, все же остальное тело как бы зашито в мешок, с той лишь разницей, что он охватывает плотно все члены. Вид их в этой одежде, я думаю, и послужил основанием для басен о том, что тело их все покрыто шерстью, как у животных. Одни распространили это по невежеству, дру­ гие из тщеславного желания, вопреки здравому смыслу щегольнуть своими знаниями о самых отдаленных стра­ нах". Циглер совершенно прав в своем предположении. Я думаю, что к этому же роду заблуждений можно отнести и то, что Адам Бременский поместил в Лапландию "цик­ лопов, имеющих один только глаз во лбу". Зашитые в шку­ ры лопари, у которых во всей их одежде осталось лишь маленькое отверстие для глаз, легко могли дать повод для таких утверждений. Что касается медвежьих и тюленьих шкур, о которых говорит Циглер, то я полагаю, что он ошибается. Они встречаются у лопарей не так часто и служат им для иных надобностей. Свою одежду лопари любят украшать встав­ ками цветных тканей, расшивать ее блестящими нитями и узорами, имеющими форму звездочек, цветочков и т.п., о чем я думаю подробнее поговорить впоследствии. Перейдем теперь к описанию женской одежды, кото­ рая также бывает летней и зимней. Летом и лопарки но­ сят длинные рубахи (туники), покрывающие грудь, плечи и все тело и ниспадающие до земли широкими складка­ ми. Они называют их "ѵоірі". Эти туники они надевают прямо на голое тело, т.к. женщины, точно так же как и мужчины, обходятся совсем без нижнего белья. Неправ Ломений, предполагавший у них нечто, заменяющее бе­ лье. "Женщины, - читаем мы у него, - кроме верхней одежды из оленьей шкуры, носят еще исподнюю, сделан­ ную не из полотна, а сотканную из высушенных оленьих жил и расщепленных сухожилий". Это совершенно не со­ ответствует действительности, т.к. упомянутыми им су­ хожильными нитями лопари пользуются для сшивания шкур, а отнюдь не ткут из них каких-либо тканей. Летние женские туники, как и мужские, делаются из той же дешевой шерсти, у богатых - из более дорогой, цветной. "Зажиточные лопарки шьют себе платье из луч­ шей английской шерстяной ткани красного или пурпур­ ного цвета и одеваются довольно красиво", - сообщает о них Олаф Петерсон.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz