Живая Арктика. 2008, №1.
78 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ ке для придания ей большей гиб кости и податливости. Олаф Маг нус прибавляет ко всем этим мате риалам еще звериные шкуры: "Жилищами служат им палатки, покрытые выдубленными звери ными шкурами или древесной ко рой". То же подтверждает в опи сании своего путешествия и граф Ломений. Этот род построек отли чается от предыдущего не только тем, что в виде покрытия никогда не употребляются ткани, но также и формой, которая в противопо ложность первым четырехуголь ным, бывает обыкновенно шести гранной. Самуил Реен так описывает жилища лесных лопарей: "Лесные лопари (Graanlapper) строят жили ща, обычно шестигранные, из жердей. Покрывают их еловыми и сосновыми ветвями, древесной корой или шку рами животных". В дополнение к этому Вексионий сообщает о восьми сторонних жилищах, которые, по его словам, особенно часто встречаются у кемских лопарей. "Шалаши их, - пи шет он, - сделанные из кольев, восьмиугольной формы. Они расширяются к основанию, а в высоту достигают пяти аршин (локтей)". Подобные же сооружения встречаются, по-видимому, и у питеоских лопарей. "Останавливаясь на более долгое время, - говорит о них Олаф Петерсон, - они строят шала ши, имеющие восьмиугольное основание (фундамент), высотою около аршина". Жилища описанного нами типа лесные лопари не раз рушают, уходя в кочевье, и не увозят с собой, а оставляют на месте, чтобы воспользоваться ими на обратном пути. Для большей сохранности они лишь плотнее прикры вают их ветками, корой или шкурами. "Такие строения, - говорит Самуил Реен, - остаются стоять на берегах озер и рек в тех местах, где лопари занимаются рыболовством и охотой". Кроме описанных нами здесь двух типов лопарских жилищ, некоторые ученые упоминают еще и о других. Так, например, Олаф Магнус пишет о них следующее: "Часть лопарей строит дома также и на деревьях, растущих в виде четырехугольника, чтобы не быть занесенными глубоки ми снегами и схорониться от диких зверей, рыскающих зи мой громадными стаями". Что подразумевает он под словами "на деревьях, рас тущих в виде четырехугольника", мне непонятно. Вероят нее всего, он имел в виду деревья, растущие группой, расположенной так, что стволы их могут служить четырьмя ребрами для жилища, устроенного на их ветвях. Однако из других источников мне не приходилось ничего слы шать о таких жилищах. У одного лишь Тацита есть указа ние на то, что "финны живут на ветвях деревьев", что, веро ятно, и послужило источником таинственного сообщения Магнуса. Циглер говорит еще о четвертом виде жилищ, а именно о телегах или кибитках, но это совершенно неверно, т.к. по добные способы передвижения вовсе незнакомы лопарям, да и не нужны им в их странах, по крытой скользким льдом и глубо кими снегами. Эта неудачная под робность была внушена Циглеру, очевидно, воспоминанием о дру гих кочевых народах, в частности же о кочевниках по степным простран ствам Скифии. Наконец, еще и пятый вид, о ко тором рассказывает Павел Иовий, является лишь случайным, а не ха рактерным для них или же распространенным среди тех толь ко лопарей, которые живут в пре делах Московии. "Логовища этих людей, - пишет он, - землянки, ус тланные сухими листьями, или дупла деревьев, выжженные огнем или выгнившие естественным пу тем". Таким образом, заканчивая этот перечень, мы убеждаемся, что только описанные нами два типа лопарскихжилищ являются достоверными и пользу ются широким распространением в Лапландии. Возвращаясь к ним, заметим, что все они имеют обык новенно две двери, одну спереди жилища, а другую сзади. Передняя большая дверь предназначена для повседневно го обихода; через нее входят в дом и выходят из него нару жу, задняя же - маленькая служит для особых целей и че рез нее не разрешается проходить женщинам. Самуил Реен говорит, что через нее бросают в шалаш пищу, в особенности же дичь, пойманную в лесах, убитых на охоте животных, а также улов рыбы. Проносить все это через главную входную дверь считается нечестивым. Зап рещение женщинам ходить через нее объясняется тем, что задняя сторона дома считается у лопарей священной. Как было сказано выше, позади лопарского жилища помеща ется обыкновенно идол Тора, там же совершаются жерт воприношения. Кроме того, лопари считают, что при сутствие женщины приносит неудачу в охоте. Несомненно, об этой же двери говорится и у Циглера: "Женщине не полагается выходить через ту дверь, из кото рой мужчина отправился на охоту". Вексионий называет ее "окном", т.к. она, действительно, по большей части бы вает открыта и через нее в дом проникает дневной свет. "Дверь жилища невелика, - сообщает он, - и тотчас заве шивается за входящим. Напротив нее находится окно, че рез которое входят мужчины, возвращающиеся с охоты, таща за собою туши убитых оленей. В загородке под ок ном, ширина которой один аршин, а длина около трех, они складывают все свое охотничье снаряжение, и в нее не раз решается входить женщинам". Ввиду известного уже нам поверья о неудаче, прино симой женщиной, понятно, почему она не допускается в эту часть дома. Что касается употребленного им слова "загородка", то его не следует понимать в нашем смысле - ограниченное со всех сторон пространство, т.к. ничего подобного нет в лопарских жилищах, это просто часть жилища, отграниченная от остальной почти условно - одними только прутьями. Здесь будет уместно сказать несколько слов о внутреннем устройстве лопарского дома. В центре его расположен очаг, укрепленный со всех сторон камнями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz