Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а XVI. О ЛОПАРСКИХ ЖИЛИЦАХ 77 указаны как причины, заставляющие лопарей кочевать все время с места на место, так и отдельные периоды их коче­ вой жизни. В связи с тем, что одни лопари передвигаются преиму­ щественно вдоль рек и озер, среди лесов, главным образом сосновых, другие - в горах, шведы и норвежцы зовут пер­ вых Graanlapper (т.е. сосновые лопари, graan - сосна), а вторых Fiaellapper (горные лопари; fiaell - фьельды, т.е. плоскогорья). Зимние и летние передвижения лопарей значительно отличаются друг от друга: кочуя зимой, они пользуются са­ нями, о которых подробнее я буду говорит ниже, летом же идут пешком, навьючивая весь домашний скарб на оленей. "Все свои зимние путешествия, - пишет Иоанн Торней, - лопари совершают на оленях. Упряжка состоит из одного лишь хомута, от которого идет постромка под брюхом жи­ вотного, пропущенная меж его задних ног и прикреп­ ленная к саням... Летом они шествуют пешком, навьючи­ вая на оленей в особого рода переметных сумах домаш­ ний скарб и детей". Это описание дополня­ ет Самуил Реен: "Свои жи­ лища лопари разбирают, складывают и зимой укреп­ ляют на санях, на другие сани укладывают всю до­ машнюю утварь и так пере­ возят их с места на место. Летом разобранное свое жи­ лище они взваливают на сед­ ло оленя, подкладывают под него одежду, называемую tobbis, чтобы не повредить оленю спину, и сверху нагру­ жают кладь, уложенную в мешки и тюки". Шесты, о которых гово­ рил Реен, очень тонки и ско­ рее могут быть названы пру­ тьями, т.к. делаются обыкно­ венно из еловых ветвей и располагаются в зарубке, сделанной в другой; будучи полукруглой формы, они охва­ тывают плотно тело оленя и под животом его связываются вместе. Продолговатые тюки, о которых также была речь выше, изготовляются из ели, выдолбленной или согнутой таким образом, что получается некоторое подобие бараба­ на, но не круглого, а продолговатого. Дно этой клади дела­ ется из березовых прутьев, переплетенных накрест в виде рещетки, и покрывается сверху куском полотна, в который и укладываются вещи. Все это, во избежание выпадения поклажи, завертывается в бересту, в одежду или в оленью шкуру. Получившиеся таким образом тюки увязывают ве­ ревками и прикрепляют к верхнему краю вышеупомяну­ тых деревянных шестов так, что они висят с обоих сторон по бокам оленя. Таким способом лопари навьючивают своих оленей не только домашней утварью и вещами, но усаживают туда и детей, еще не умеющих ходить. В такой погрузке и пере­ возке лопари настойчиво соблюдают определенный поря­ док, от которого никто из них никогда не отступает. Впере­ ди каравана шествует обыкновенно сам глава семьи и ве­ дет за собой навьюченных - описанным выше способом - оленей, за ним следует его жена тоже с оленями. Далее дети или работники гонят оленье стадо. Шествие замыкает тот, кому поручена переноска волшебного барабана. Вьючные олени идут не беспорядочным стадом, а один за другим, вытянувшись в одну линию, причем первого оленя идущий впереди лопарь ведет за веревку, обвязан­ ную вокруг его шеи. Так двигается весь караван, пока не достигнет подходящего для стоянки места. Там делается остановка на несколько дней или недель, тотчас же разби­ вается палатка, заменяющая лопарям жилище. Горные лопари (Fiaellapper) устраивают свою стоянку иначе, чем лесные (Granlapper). Первые, возвращаясь на старое место лишь через год, не очень заботятся об ее прочности, вторые же ста­ раются придать ей вид постоянного жилища. Гор­ ные лопари, уходя, разбира­ ют ее, лесные оставляют в полной сохранности, рас­ считывая скорее вернуться. При постройке жилища сначала делается его остов. Для этой цели вбивают в землю четыре шеста по уг­ лам четырехугольника, со­ единяют их между собой тремя перемычками, т.е. с боков и сзади, оставляя пе­ реднюю часть, где будет вход, свободной. К этим пе­ ремычкам прикрепляют за­ тем более длинные жерди, располагая их так, чтобы они почти сходились квер­ ху, образуя таким образом подобие четырехгранной пирамиды. Когда такой ос­ тов готов, его затягивают специально сшитым, соот­ ветственно его форме, кус­ ком дешевой шерстяной материи (сукна, войлока), извест­ ной в продаже под названием Waldmar. У более зажиточных лопарей поверх нее натягивается еще холстина для лучшей защиты от дождя и непогоды. Так устраивают свои шала­ ши горные лопари, которые складывают их, перекочевы­ вая на новые места, и увозят с собой. Лесные лопари поступают несколько иначе. Иногда они вбивают шесть сходящихся наверху шестов и кроют, обра­ зовавшуюся таким образом коническую постройку еловы­ ми и сосновыми ветвями или же корой этих деревьев. О лопарских жилищах, крытых корою, упоминает Герберш­ тейн: "Лопари покрывают свои шалаши древесной корой". Андрей Бурей, напротив, видел жилища, сделанные из бе­ ресты: "Вместо домов они строят себе шалаши, крытые берестой", - замечает он. Олаф Петерсон подтверждает заявление Бурея, добав­ ляя, что кора предварительно подвергается длительной вар

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz