Живая Арктика. 2008, №1.

70 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ Подобным же образом расцениваются и ввозимые в Лапландию товары: аршин (локоть) шерстяной материи, известной в про­ даже под названием силезской или тангерминденской, сто­ ит один империал; три фунта меди тоже один империал; тонна муки - два с половиной империала; два фунта соли - пол-империала; десять аршинов грубого, так называемого, домотка­ ного полотна - один империал; четверть водки - пол-империала. Более дешевые товары расцениваются, исходя из сто­ имости одной, двух, трех и т.д. беличьих шкурок, цена в десять шкурок называется у лопарей artog и приравнива­ ется к четверти империала. Все перечисленные выше товары составляют пред­ мет меновой торговли лопарей со шведами. В Норвегии они выменивают одеяла из оленьих шкур или дубленые кожи, живых оленей, оленьи сыры, птичий пух, приобре­ тенную у шведов медную посуду, дешевые полотна, выт­ канные шведскими крестьянами, и взамен этого получа­ ют коров, молоком которых питаются летом, убивая их зимой на мясо, коз, овец, из шерсти которых делают себе теплые одеяла, серебро, меха чернобурых лисиц, выдр, шерстяную одежду, рыбу, которую, в свою очередь, пере­ продают шведам и т.п. Иоанн Торней кратко перечисляет все это: "Лопари ведут торговлю с норвежцами и жителями Ботнии, под­ данными Шведского королевства. Они покупают у них шерстяные и полотняные ткани, лен, коноплю, муку, хлеб, овес, железные изделия и всякие орудия". Но главным образом, по словам Самуила Реена, в Нор­ вегии они покупают животных, предназначенных для при­ несения в жертву идолам: "В первую очередь лопари по­ купают в Норвегии животных, которых осенью приносят в жертву богам". Происходила ли в старину эта меновая торговля в определенных местах и в какое-нибудь определенное вре­ мя года, неизвестно. Олаф Магнус, по-видимому, скло­ нен утверждать это: "Они собираются для торговых сде­ лок на равнинах или покрытых льдом болотах, устраивая там ярмарки, где выставляются все продукты их хозяйст­ венной деятельности и те предметы, которыми они жела­ ют обменяться". Однако более точных указаний на место и время этих сходбищ мы у него не находим. Лишь указ короля Карла IX от 1606 г. впервые установил в этом отношении опреде­ ленный порядок: "Понеже запретили мы биркарлийцам ве­ сти торговлю в Лапландии, разъезжая по всей стране со своими товарами. А посему, повелеваем, чтобы в каждой Лаппмаркии (округе) учреждены были ярмарки, по две в году - зимою и летом - в наиболее подходящее время. На­ шим лопарским старостам поручаем выбрать для ярмарок наиболее удобные места и установить время их открытия, сообразуясь с тем, чтобы это соответствовало интересам как самих лопарей, так и биркарлийцев и московитов, кото­ рые пожелали бы принять в них участие. Повелеваем, что­ бы ярмарки эти были открыты в течение 2 или 3 недель, а также чтобы лопарские старосты озаботились постройкой там ларей и лавок для удобства торгующих". Тон этого указа дает основание предполагать, что ничего подобного не существовало еще в Лапландии, вследствие чего король и не указывает точно времени и места ярмарок, предоставляя разработку дальнейших де­ талей лопарским старостам. Из приводимых нами ниже слов Андрея Бурея, мы видим, что королевский указ был вскоре приведен в жизнь: "Зимой, во время сбора с лопарей податей, они собираются толпами в определенные места, куда к это­ му времени приезжают также со своими товарами куп­ цы, названные нами биркарлийцами". Хотя и этот автор не сообщает нам особых подробностей о ходе этих еже­ годных торжищ, но есть основание подозревать, что в первое время они не имели того успеха, на который рас­ считывали их учредители. Королева Христина, продолжавшая заботиться об организации этих ярмарок, точно определила место и вре­ мя их в одном сохранившемся до нашего времени указе, относящемся к 1640 г. "Настоящим указом нашим пове­ леваем быть двум торжественным ярмаркам, первой в Ар- фвисярви, в день св. Павла, т.е. 25 января, второй в Ари- еплоге, в день Сретения Господня, т.е. 2 февраля; ярмар­ кам этим быть ежегодно в течение трех дней, в каковое время всем жителям Питеоской провинции с лопарями позволяем вести торг невозбранно, и быть тем ярмаркам с будущего 1641 года". С этого времени ярмарки начали развиваться успешнее, число их увеличилось и населе­ ние Лапландии охотнее стало посещать их. "Во всех округах Лапландии (в Лаппмаркиях), - пи­ шет Самуил Реен, - в определенных местах, в установ­ ленные дни устраиваются ярмарки: в Умеоской Лапмар- кии - в Крещение, В Лулеоской - в день обращения св. Павла, в Питеоской, Торнеоской и Кемской - в Сретение Господне". Как видно из этой цитаты, ярмарки в этих округах при­ урочены как раз к тем самым дням, которые были наме­ чены указом королевы Христины, исключая лишь Умеос- кую Лаппмаркию, в которой, как расположенной ближе к Швеции, ярмарки ведут свое начало еще со времен Карла IX. Торговля с Норвегией ведется на двух ярмарках, лет­ ней - в Иванов день и осенней - в День Всех Святых (1 ноября). "Лопари, живущие в горных областях, ведут тор­ говлю с Норвегией, для чего устраиваются две знамени­ тые ярмарки: одна - в Иванов день, известная у них под названием Hansmaessa, другая - в день Симона Иуды, в День Всех Святых". В торговых сделках, как отмечал еще Иовий, лопари отличаются честностью и добросовестностью. То же под­ тверждает и Олаф Магнус. Дамиан Гоен говорит о боль­ шой ловкости лопарей и умении вести торговые дела. Но Самуил Реен держится иного мнения: "В торговых делах лопари такие ловкачи и обманщики, что всякий, не знако­ мый еще с их уловками, становится жертвой их мошен­ нических проделок". Мне кажется, что объяснить это противоречие нетруд­ но. Пока чужестранцы вели с лопарями дела по чести и совести, они видели и с их стороны честное отношение. Ставши впоследствии жертвами обмана, лопари из бояз­ ни вновь быть обманутыми сами пустились на всякие ухищрения и научились обманывать других. В главе о природных достоинствах лопарей мы уже достаточно го­ ворили на эту тему. Заканчивая на этом главу о ярмарках и торговле, мы переходим к следующей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz