Живая Арктика. 2008, №1.
70 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ Подобным же образом расцениваются и ввозимые в Лапландию товары: аршин (локоть) шерстяной материи, известной в про даже под названием силезской или тангерминденской, сто ит один империал; три фунта меди тоже один империал; тонна муки - два с половиной империала; два фунта соли - пол-империала; десять аршинов грубого, так называемого, домотка ного полотна - один империал; четверть водки - пол-империала. Более дешевые товары расцениваются, исходя из сто имости одной, двух, трех и т.д. беличьих шкурок, цена в десять шкурок называется у лопарей artog и приравнива ется к четверти империала. Все перечисленные выше товары составляют пред мет меновой торговли лопарей со шведами. В Норвегии они выменивают одеяла из оленьих шкур или дубленые кожи, живых оленей, оленьи сыры, птичий пух, приобре тенную у шведов медную посуду, дешевые полотна, выт канные шведскими крестьянами, и взамен этого получа ют коров, молоком которых питаются летом, убивая их зимой на мясо, коз, овец, из шерсти которых делают себе теплые одеяла, серебро, меха чернобурых лисиц, выдр, шерстяную одежду, рыбу, которую, в свою очередь, пере продают шведам и т.п. Иоанн Торней кратко перечисляет все это: "Лопари ведут торговлю с норвежцами и жителями Ботнии, под данными Шведского королевства. Они покупают у них шерстяные и полотняные ткани, лен, коноплю, муку, хлеб, овес, железные изделия и всякие орудия". Но главным образом, по словам Самуила Реена, в Нор вегии они покупают животных, предназначенных для при несения в жертву идолам: "В первую очередь лопари по купают в Норвегии животных, которых осенью приносят в жертву богам". Происходила ли в старину эта меновая торговля в определенных местах и в какое-нибудь определенное вре мя года, неизвестно. Олаф Магнус, по-видимому, скло нен утверждать это: "Они собираются для торговых сде лок на равнинах или покрытых льдом болотах, устраивая там ярмарки, где выставляются все продукты их хозяйст венной деятельности и те предметы, которыми они жела ют обменяться". Однако более точных указаний на место и время этих сходбищ мы у него не находим. Лишь указ короля Карла IX от 1606 г. впервые установил в этом отношении опреде ленный порядок: "Понеже запретили мы биркарлийцам ве сти торговлю в Лапландии, разъезжая по всей стране со своими товарами. А посему, повелеваем, чтобы в каждой Лаппмаркии (округе) учреждены были ярмарки, по две в году - зимою и летом - в наиболее подходящее время. На шим лопарским старостам поручаем выбрать для ярмарок наиболее удобные места и установить время их открытия, сообразуясь с тем, чтобы это соответствовало интересам как самих лопарей, так и биркарлийцев и московитов, кото рые пожелали бы принять в них участие. Повелеваем, что бы ярмарки эти были открыты в течение 2 или 3 недель, а также чтобы лопарские старосты озаботились постройкой там ларей и лавок для удобства торгующих". Тон этого указа дает основание предполагать, что ничего подобного не существовало еще в Лапландии, вследствие чего король и не указывает точно времени и места ярмарок, предоставляя разработку дальнейших де талей лопарским старостам. Из приводимых нами ниже слов Андрея Бурея, мы видим, что королевский указ был вскоре приведен в жизнь: "Зимой, во время сбора с лопарей податей, они собираются толпами в определенные места, куда к это му времени приезжают также со своими товарами куп цы, названные нами биркарлийцами". Хотя и этот автор не сообщает нам особых подробностей о ходе этих еже годных торжищ, но есть основание подозревать, что в первое время они не имели того успеха, на который рас считывали их учредители. Королева Христина, продолжавшая заботиться об организации этих ярмарок, точно определила место и вре мя их в одном сохранившемся до нашего времени указе, относящемся к 1640 г. "Настоящим указом нашим пове леваем быть двум торжественным ярмаркам, первой в Ар- фвисярви, в день св. Павла, т.е. 25 января, второй в Ари- еплоге, в день Сретения Господня, т.е. 2 февраля; ярмар кам этим быть ежегодно в течение трех дней, в каковое время всем жителям Питеоской провинции с лопарями позволяем вести торг невозбранно, и быть тем ярмаркам с будущего 1641 года". С этого времени ярмарки начали развиваться успешнее, число их увеличилось и населе ние Лапландии охотнее стало посещать их. "Во всех округах Лапландии (в Лаппмаркиях), - пи шет Самуил Реен, - в определенных местах, в установ ленные дни устраиваются ярмарки: в Умеоской Лапмар- кии - в Крещение, В Лулеоской - в день обращения св. Павла, в Питеоской, Торнеоской и Кемской - в Сретение Господне". Как видно из этой цитаты, ярмарки в этих округах при урочены как раз к тем самым дням, которые были наме чены указом королевы Христины, исключая лишь Умеос- кую Лаппмаркию, в которой, как расположенной ближе к Швеции, ярмарки ведут свое начало еще со времен Карла IX. Торговля с Норвегией ведется на двух ярмарках, лет ней - в Иванов день и осенней - в День Всех Святых (1 ноября). "Лопари, живущие в горных областях, ведут тор говлю с Норвегией, для чего устраиваются две знамени тые ярмарки: одна - в Иванов день, известная у них под названием Hansmaessa, другая - в день Симона Иуды, в День Всех Святых". В торговых сделках, как отмечал еще Иовий, лопари отличаются честностью и добросовестностью. То же под тверждает и Олаф Магнус. Дамиан Гоен говорит о боль шой ловкости лопарей и умении вести торговые дела. Но Самуил Реен держится иного мнения: "В торговых делах лопари такие ловкачи и обманщики, что всякий, не знако мый еще с их уловками, становится жертвой их мошен нических проделок". Мне кажется, что объяснить это противоречие нетруд но. Пока чужестранцы вели с лопарями дела по чести и совести, они видели и с их стороны честное отношение. Ставши впоследствии жертвами обмана, лопари из бояз ни вновь быть обманутыми сами пустились на всякие ухищрения и научились обманывать других. В главе о природных достоинствах лопарей мы уже достаточно го ворили на эту тему. Заканчивая на этом главу о ярмарках и торговле, мы переходим к следующей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz