Живая Арктика. 2008, №1.

О ЯРМАРКАХ И ТОРГОВЛЕ Г л а в а XIV области общественных установлений отно­ сится также организация торговых сношений с соседними народами, о которой мы теперь поговорим в этой главе. Какова была их фор­ ма в древние времена, нам в точности неизвестно. Павел Иовий рассказывает, что приезжие купцы раскладывали на берегу свои товары, предназначавшиеся для продажи, и сами затем уходили. Лопари брали из них то, что им нравилось, и оставляли взамен меха, производя самым добросовестным образом обмен каждой взятой ими вещи без каких бы-то ни было переговоров или торга с прода­ ющими. Я приведу подлинные слова Иовия: "Лопари обмени­ вают на разные товары белоснежные меха горностая, избегая при этом не только переговоров, но даже и встре­ чи с торгующими. Это достигается тем, что поочередно каждая сторона раскладывает свои товары, а затем в отсут- ствии продающих лопари сами честнейшим образом совершают мену". В объяснение такой странной боязни встречи с по­ сторонними людьми он приводит их застенчивость и ди­ кость: " Народ этот дик и застенчив до невероятности, пуглив и подозрителен. Они бегут от следов иноземного пришельца или даже вида его корабля". Циглер объясняет это иначе. Он говорит, что лопари совершают мену без всяких переговоров вследствие не­ знания языка других народов: "Меновую или денежную торговлю они ведут знаками (кивками), выражая ими толь­ ко свое согласие или несогласие, и делают это вовсе не по умственному убожеству или грубости нравов, а вследствие того, что язык их отличается значительно от языка их со­ седей и незнаком этим последним". К этому объяснению Циглера присоединяется и Гербертштейн: "Им неизвест­ но применение золотых или серебряных денег, они ведут меновую торговлю и кажутся немыми посторонним лю­ дям вследствие незнания других языков, кроме своего соб­ ственного". Подобным же образом рисует торговые сно­ шения с лопарями Дамиан Гоен: "Торговля происходит путем мены, молча, без всяких переговоров, которые за­ меняются жестами и знаками, по причине варварского характера их грубого языка". Возвращаясь к торговле лопарей, мы видим, что по единодушному мнению старинных авторов им была из­ вестна лишь меновая торговля, т.к. в древние времена не только у них, но и у соседних народов почти не было де­ нежного обращения. Примером этого может служить древ­ няя Швеция, в которой совершенно не было серебряной монеты, кроме привозимой из Англии или Шотландии, т.к. чеканка монеты не была еще известна шведам в ту отдаленную эпоху. Тем менее удивительно, что и лопари не знали денег. В таком же положении оставалось дело и в период влас­ ти над лопарями биркарлийцев, также предпочитавших вести с ними меновую торговлю. Даже еще позднее, вплоть до нашего времени, лопари не научились раз­ личать деньги и знают только империалы и полуимпе­ риалы, которыми уплачиваются подати. Иоанн Торней пишет по этому поводу: "Лопарь не знает и не принимает иной монеты, кроме империала или полуимпериала; все прочие виды денег - медные ли, серебряные, или золо­ тые - не имеют в его глазах никакой цены". Из этого ясно, что денежное обращение началось в Лапландии срав­ нительно совсем недавно, т.к. империалы появились в Швеции лишь после открытия Иоахимсдальских копей. "Лопари не знают других денег, кроме империалов, - пишет Самуил Реен. - Каждый империал они ценят в две унции серебра". Из этого следует еще и то, что цен­ ность монеты в глазах лопарей исчерпывается весом зак­ люченного в ней металла. Все это вместе взятое подкрепляет высказанное нами мнение о позднем появлении денег в торговом обиходе лопарского народа и незначительной роли их в нем до настоящего времени. Даже и теперь они совсем не стре­ мятся к приобретению и накоплению денег в количестве, превышающем то, которое необходимо им для уплаты податей, а предпочитают выменивать свои товары не­ посредственно на нужные им предметы. К денежной уплате они прибегают только в редких случаях, когда среди товаров заезжих купцов или самих лопарей ока­ зываются какие-нибудь очень редкие или ценные пред­ меты. Торговые сделки в наше время заключаются уже не при помощи жестов и знаков, а словесно, т.к. многие лопари говорят на языках соседних народов, или же при содействии переводчика. Этими соседними народами, с которыми лопарям приходится иметь дело, являются, с одной стороны, шве­ ды и норвежцы, с другой - финны и московиты, или рус­ ские. С этими же народностями они вели торговлю и в древности, за исключением того периода времени, когда биркарлийцы пытались монополизировать в своих руках всю торговлю с лопарями, что им удалось, конечно, лишь относительно лопарей, живших поблизости от Швеции. Основываясь на привилегиях, дарованных им коро­ лем Маркусом Ладулаем, они долгое время отстра­ няли от выгод торговли с лопарями всех прочих до тех пор, пока Густав I не отнял у них наследственно переда­ вавшиеся из рода в род преимущества, как уже было ска­ зано выше. Несомненно, биркарлийцы извлекали значительные прибыли из этой торговли, предметом которой были, глав­ ным образом, ценные меха, объезжая всю Лапландию со своими товарами и пользуясь своим исключительным по­ ложением. Даже потеря наследственных привилегий и вла­ сти над лопарями в царствование Густава I не сразу ли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz