Живая Арктика. 2008, №1.
О ЯРМАРКАХ И ТОРГОВЛЕ Г л а в а XIV области общественных установлений отно сится также организация торговых сношений с соседними народами, о которой мы теперь поговорим в этой главе. Какова была их фор ма в древние времена, нам в точности неизвестно. Павел Иовий рассказывает, что приезжие купцы раскладывали на берегу свои товары, предназначавшиеся для продажи, и сами затем уходили. Лопари брали из них то, что им нравилось, и оставляли взамен меха, производя самым добросовестным образом обмен каждой взятой ими вещи без каких бы-то ни было переговоров или торга с прода ющими. Я приведу подлинные слова Иовия: "Лопари обмени вают на разные товары белоснежные меха горностая, избегая при этом не только переговоров, но даже и встре чи с торгующими. Это достигается тем, что поочередно каждая сторона раскладывает свои товары, а затем в отсут- ствии продающих лопари сами честнейшим образом совершают мену". В объяснение такой странной боязни встречи с по сторонними людьми он приводит их застенчивость и ди кость: " Народ этот дик и застенчив до невероятности, пуглив и подозрителен. Они бегут от следов иноземного пришельца или даже вида его корабля". Циглер объясняет это иначе. Он говорит, что лопари совершают мену без всяких переговоров вследствие не знания языка других народов: "Меновую или денежную торговлю они ведут знаками (кивками), выражая ими толь ко свое согласие или несогласие, и делают это вовсе не по умственному убожеству или грубости нравов, а вследствие того, что язык их отличается значительно от языка их со седей и незнаком этим последним". К этому объяснению Циглера присоединяется и Гербертштейн: "Им неизвест но применение золотых или серебряных денег, они ведут меновую торговлю и кажутся немыми посторонним лю дям вследствие незнания других языков, кроме своего соб ственного". Подобным же образом рисует торговые сно шения с лопарями Дамиан Гоен: "Торговля происходит путем мены, молча, без всяких переговоров, которые за меняются жестами и знаками, по причине варварского характера их грубого языка". Возвращаясь к торговле лопарей, мы видим, что по единодушному мнению старинных авторов им была из вестна лишь меновая торговля, т.к. в древние времена не только у них, но и у соседних народов почти не было де нежного обращения. Примером этого может служить древ няя Швеция, в которой совершенно не было серебряной монеты, кроме привозимой из Англии или Шотландии, т.к. чеканка монеты не была еще известна шведам в ту отдаленную эпоху. Тем менее удивительно, что и лопари не знали денег. В таком же положении оставалось дело и в период влас ти над лопарями биркарлийцев, также предпочитавших вести с ними меновую торговлю. Даже еще позднее, вплоть до нашего времени, лопари не научились раз личать деньги и знают только империалы и полуимпе риалы, которыми уплачиваются подати. Иоанн Торней пишет по этому поводу: "Лопарь не знает и не принимает иной монеты, кроме империала или полуимпериала; все прочие виды денег - медные ли, серебряные, или золо тые - не имеют в его глазах никакой цены". Из этого ясно, что денежное обращение началось в Лапландии срав нительно совсем недавно, т.к. империалы появились в Швеции лишь после открытия Иоахимсдальских копей. "Лопари не знают других денег, кроме империалов, - пишет Самуил Реен. - Каждый империал они ценят в две унции серебра". Из этого следует еще и то, что цен ность монеты в глазах лопарей исчерпывается весом зак люченного в ней металла. Все это вместе взятое подкрепляет высказанное нами мнение о позднем появлении денег в торговом обиходе лопарского народа и незначительной роли их в нем до настоящего времени. Даже и теперь они совсем не стре мятся к приобретению и накоплению денег в количестве, превышающем то, которое необходимо им для уплаты податей, а предпочитают выменивать свои товары не посредственно на нужные им предметы. К денежной уплате они прибегают только в редких случаях, когда среди товаров заезжих купцов или самих лопарей ока зываются какие-нибудь очень редкие или ценные пред меты. Торговые сделки в наше время заключаются уже не при помощи жестов и знаков, а словесно, т.к. многие лопари говорят на языках соседних народов, или же при содействии переводчика. Этими соседними народами, с которыми лопарям приходится иметь дело, являются, с одной стороны, шве ды и норвежцы, с другой - финны и московиты, или рус ские. С этими же народностями они вели торговлю и в древности, за исключением того периода времени, когда биркарлийцы пытались монополизировать в своих руках всю торговлю с лопарями, что им удалось, конечно, лишь относительно лопарей, живших поблизости от Швеции. Основываясь на привилегиях, дарованных им коро лем Маркусом Ладулаем, они долгое время отстра няли от выгод торговли с лопарями всех прочих до тех пор, пока Густав I не отнял у них наследственно переда вавшиеся из рода в род преимущества, как уже было ска зано выше. Несомненно, биркарлийцы извлекали значительные прибыли из этой торговли, предметом которой были, глав ным образом, ценные меха, объезжая всю Лапландию со своими товарами и пользуясь своим исключительным по ложением. Даже потеря наследственных привилегий и вла сти над лопарями в царствование Густава I не сразу ли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz