Живая Арктика. 2008, №1.
Глава XIII. О СУДЕБНЫХ УСТАНОВЛЕНИЯХ И ПОДАТЯХ, ПЛАТИМЫХ ЛОПАРЯМИ 67 Из оленей уплачивают десятину не по отдельным се мьям, а с целой округи (pagus). Часто восхвалявшийся мною автор анонимной рукописи пишет по этому пово ду: "Они уплачивают десятую часть оленьих стад, при чем каждый олень оценивается в три серебряных талера. Эту десятину вносят не по отдельным семьям, а со всей округи по определенной разверстке. Указание на цену оле ня имеет тот смысл, что по желанию дань натурой может быть заменена денежным взносом". Третий вид подати представляют меха. Каждый глава семьи должен внести или одну шкурку песца или пару лопарской обуви или, если у него нет этого, пол пуда щуки. Таковы подати, ежегодно платимые лопарями коро левской казне; часть их, однако, по милостивому соизво лению короля поступает на содержание священников, жи вущих среди лопарей , как уже было сказано выше. Ввиду того, что лопари рассеяны по громадному про странству до самых берегов Ледовитого океана и полу ченную с них дань приходится вести далеко в те места, где она собирается королевскими чиновниками, давно по становлено, чтобы к обычной дани каждый из них добав лял еще пару лыж, называемых в этом случае Наха раіса, т.е. ценою провоза, как бы в возмещение расходов по пе ревозке дани. Чиновники, собирающие дань с лопарей, называют ся по-шведски Lappefougdar, т.е. лопарскими старостами. Должность эта была учреждена Густавом I после отстра нения им биркарлийцев от монопольной власти над лопа рями, как было уже сказано выше. Упоминание об этой должности встречается в уже приведенном нами в начале этой главы рескрипте, данном Карлом IX в 1602 г. Олафу Бурману и Гиндрику Бенгтсону и позднее в 1610 г. Ларсу Ларсону. В нем говорится: "А также поручаем им соби рать дань с лопарей по всем вышеупомянутым округам Лапландии согласно нормам, указанным нами в статуте 1606 г." Мы описали здесь подати, уплачиваемые лопарями в шведскую королевскую казну, но некоторые лопари пла тят дань еще и датскому королю и великому князю Мос ковскому. Это не значит, что они считают себя подданны ми всех трех государей, но вызывается тем, что, ведя ко чевой образ жизни, они часто пользуются территориями, принадлежащими этим монархам. Торней пишет об этом следующее: "Подвластные Швеции лопари не ограничиваются упомянутой данью шведскому королю, но принуждены иногда платить ее двум, а то и трем государям. Это происходит не потому, что всех трех они считают своими повелителями и оди наково подчиняются их власти, но потому, что они пользуются правом свободной охоты и рыбной ловли на принадлежащих им территориях. К числу таких отно сятся почти все лопари Торнеоского прихода, живущие по ту сторону гор, так как летом из-за сильной жары на их возвышенностях им приходится сгонять свои стада в долины и к морскому побережью, где они попутно зани маются и рыболовством. За это они платят дань датско му королю, но лишь в половинном размере по сравне нию с той, которая уплачивается ими шведской короне". Эти приходы, расположенные за горами, носят назва ние Коутокейне (Koutokeine), Ауюра (Aujoura), Тено (Тепо) и Утцийоки (Utzijocki), как видно из предшеству ющих строк его сочинения. В подобном же положении оказываются кемские лопари, живущие в приходе Эйнаре (Епаге), так как им приходится постоянно охотиться и зани маться рыбной ловлей в землях, принадлежащих частью датскому королю, частью Великому князю Московскому. Поэтому и они вынуждены платить дань не только шведс кому королю, но и этим двум государям; датскому королю они платят половину, а Великому князю Московскому чет верть того, что вносится ими в шведскую казну. В прежнее время дань собиралась с лопарей королев скими старостами в любое время и повсюду, где им заб лагорассудится. Позднее они стали собираться для этого в определенные места, большей частью зимою. "Зимой, - говорит Самуил Реен, - когда обыкновенно наступает время сбора податей, они целыми ордами собираются в определенные места в назначенное время. В каждом ок руге были такие сборные пункты. Так обстояло дело, пока не были установлены определенные места, где находи лись склады и велась торговля, а впоследствии стали уст раиваться также и торжественные ярмарки. Постепенно к моменту их и была приурочена уплата лопарями и сво их податей королевским чиновникам, что продолжается и до нашего времени. Лопари вносят свою дань во время больших ярмарок, на которые для сбора податей приез жает обыкновенно королевский чиновник". В какое время года это бывает и как происходят эти ярмарки, мы увидим в следующей главе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz