Живая Арктика. 2008, №1.
Глава XI. ЧАРОДЕЙСТВО И КОЛДОВСТВО ЛОПАРЕЙ 61 от чародея. Слова Циглера таковы: "Они делают магические снаряды для метания из свинца - короткие, величиной с па лец, и кидают их через любое расстояние на тех, которым желают отомстить за что-либо. Эти люди заболевают злока чественной (carcinomate) опухолью рук или ног и умирают в течение трех дней в тягчайших муках". Это сообщение Циглера почти дословно повторяет и Олаф Магнус, но, принимая во внимание, что в своем со чинении он в одном месте упоминает о Циглере, можно думать с известной долей уверенно сти, что свои сведения по этому воп росу он непосредственно и почерп нул из только что цитированного ме ста сочинений Циглера. Несмотря на все это, я серьезно опасаюсь, что оба они были введены в заблуждение касательно описан ных ими свинцовых метательных снарядов, и в дальнейшем постара юсь доказать это. Дело в том, что в настоящее вре мя нет никого, кто бы знал что-ни- будь о подобных предметах. О них нет ни малейшего упоминания ни у Самуила Реена, ни у других писате лей, и даже в устных преданиях не сохранилось и следа чего-либо подобного, что представ ляется в высшей степени странным, так как о многом, уже исчезнувшем, дошли до наших дней отчетливые и точные сведения. Ввиду всего этого я склонен думать, что Циглер был введен в заблуждение толкованием слова skott (порча), ко торым пользуются и поныне для обозначения описанных им результатов зловредного колдовства. Когда человек или животное, бывшие до тех пор вполне здоровыми, внезап но и тяжко заболевают или даже умирают, то просто народье приписывает это действию волшебных чар и на зывает это словом skott (порча), т.е. накинутое, наброшен ное, наведенное (jaculum), что и дало повод Циглеру пред положить участие в этом метательного снаряда, облада ющего волшебной силой, и описать его подробно, доба вив для полноты, что он изготовляется из свинца. В дей ствительности трудно поверить, что существует нечто соответствующее сделанному им описанию, и что наве дение порчи совершается таким способом. Между тем еще одна загадка волнует меня. Еще один метательный предмет, наводящий порчу, Петр Клауд на зывает словом "ган" (gan). "То, что испускается для этой цели, - говорит он, - имеет вид мухи, а в действительнос ти это есть не что иное, как сам демон. Большое количе ство этих существ норвежские финны, запятнавшие себя этим нечестивым искусством, хранят в кожаном мешке и ежедневно их оттуда выпускают". В пояснение этих слов он приводит пример, удержав шийся в его собственной памяти: "Несколько лет тому на зад один человек, который жив и поныне, предпринял пу тешествие в горы Северной Норвегии, думая поохотить ся там на медведей, и зашел в пещеру, расположенную у подножья скалы. В этой пещере он нашел грубо сделан ного идола, принадлежавшего некоему финну. Неподале ку от финна стояла "ганеска" (ganeska) этого финна или волшебный мешочек. Когда он открыл его и заглянул внутрь, то увидел, что он полон копошившимися синева тыми мухами, которые были "ганом" (gan) этого финна, т.е. злыми духами, подчинявшимися его влиянию, кото рых он и посылал ежедневно в разные стороны". Нет сомнения, что эти "ган" были именно тем, при посредстве чего и наводилась порча на людей и на живот ных, как это и видно из дальнейшего рассказа. Петр Кла уд описывает еще, как один человек извергает или насы лает своего "гана" на другого, а тот отгоняет его своими чарами. Далее он сообщает любо пытную подробность, которая подтверждается сведениями, полу ченными мною и из других источ ников: "Они верят, что никакого зла не может причинить "ган", кем-ни будь посланный на человека, если посылающему неизвестно имя отца того, кому он намеревается причи нить вред". В заключение следует заме тить, что все описанное Петром Клаудом о наведении порчи по средством "гана" среди финнов и финнолапландцев в Северной Нор вегии у некоторых лопарей может быть достигнуто еще при помощи того, что они называют "тире" (Tyre). Это "тире" представляет собой не что иное, как круг лый мячик величиною с грецкий орех или небольшое яб локо, сделанный из нежного пуха, легкий, ровный, почти невесомый, по-видимому, полый внутри, неопределенно го цвета, составленного из смешения желтого, зеленого и голубого, с незначительным преобладанием желтого. Я имею один экземпляр такого "тире" в своей коллек ции благодаря любезности благороднейшего Иоанна От тона Сильверштрема, ассесора металлических дел колле гии и Правителя Сальбергенских и Фалунских копий. Так как предмет этот никем еще не был описан и знаком весь ма немногим, то я прилагаю ниже его изображение, сде ланное мной самим насколько возможно точно. Говорят, что это "тире" может быть оживлено особыми чарами и сделано подвижным.Такое волшебное "тире" лапландцы продают тому, кто хочет им воспользоваться, при этом они убеждены сами и стараются убедить других, что послав кому-нибудь это "тире", они могут навести на него змей, жаб, мышей и прочих гадов, которые будут ему досаж дать нещадно. Сверх того, они полагают, что это"тире" мчится по пути к тому, кому оно предназначено, наподобие вихря, дротика или шара, и в случае, если в этом полете встре тится с чем-нибудь живым, причинит ему тот вред, кото рый предназначался другому, и таким образом легко мо жет отклониться от своей первоначальной цели и повре дить совершенно невинной жертве. По-видимому, даже в наше время можно привести немало примеров случаев такого рода, но так как слишком долго было бы рассказы вать о них, то я остановлюсь на этом, закончив изложе ние, если не всего, то хотя бы наиболее важного из отно сящегося к религии, культу, обрядам и суевериям лопа рей, для того, чтобы перейти к описанию дальнейшего.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz