Живая Арктика. 2008, №1.

Глава XI. ЧАРОДЕЙСТВО И КОЛДОВСТВО ЛОПАРЕЙ 61 от чародея. Слова Циглера таковы: "Они делают магические снаряды для метания из свинца - короткие, величиной с па­ лец, и кидают их через любое расстояние на тех, которым желают отомстить за что-либо. Эти люди заболевают злока­ чественной (carcinomate) опухолью рук или ног и умирают в течение трех дней в тягчайших муках". Это сообщение Циглера почти дословно повторяет и Олаф Магнус, но, принимая во внимание, что в своем со­ чинении он в одном месте упоминает о Циглере, можно думать с известной долей уверенно­ сти, что свои сведения по этому воп­ росу он непосредственно и почерп­ нул из только что цитированного ме­ ста сочинений Циглера. Несмотря на все это, я серьезно опасаюсь, что оба они были введены в заблуждение касательно описан­ ных ими свинцовых метательных снарядов, и в дальнейшем постара­ юсь доказать это. Дело в том, что в настоящее вре­ мя нет никого, кто бы знал что-ни- будь о подобных предметах. О них нет ни малейшего упоминания ни у Самуила Реена, ни у других писате­ лей, и даже в устных преданиях не сохранилось и следа чего-либо подобного, что представ­ ляется в высшей степени странным, так как о многом, уже исчезнувшем, дошли до наших дней отчетливые и точные сведения. Ввиду всего этого я склонен думать, что Циглер был введен в заблуждение толкованием слова skott (порча), ко­ торым пользуются и поныне для обозначения описанных им результатов зловредного колдовства. Когда человек или животное, бывшие до тех пор вполне здоровыми, внезап­ но и тяжко заболевают или даже умирают, то просто­ народье приписывает это действию волшебных чар и на­ зывает это словом skott (порча), т.е. накинутое, наброшен­ ное, наведенное (jaculum), что и дало повод Циглеру пред­ положить участие в этом метательного снаряда, облада­ ющего волшебной силой, и описать его подробно, доба­ вив для полноты, что он изготовляется из свинца. В дей­ ствительности трудно поверить, что существует нечто соответствующее сделанному им описанию, и что наве­ дение порчи совершается таким способом. Между тем еще одна загадка волнует меня. Еще один метательный предмет, наводящий порчу, Петр Клауд на­ зывает словом "ган" (gan). "То, что испускается для этой цели, - говорит он, - имеет вид мухи, а в действительнос­ ти это есть не что иное, как сам демон. Большое количе­ ство этих существ норвежские финны, запятнавшие себя этим нечестивым искусством, хранят в кожаном мешке и ежедневно их оттуда выпускают". В пояснение этих слов он приводит пример, удержав­ шийся в его собственной памяти: "Несколько лет тому на­ зад один человек, который жив и поныне, предпринял пу­ тешествие в горы Северной Норвегии, думая поохотить­ ся там на медведей, и зашел в пещеру, расположенную у подножья скалы. В этой пещере он нашел грубо сделан­ ного идола, принадлежавшего некоему финну. Неподале­ ку от финна стояла "ганеска" (ganeska) этого финна или волшебный мешочек. Когда он открыл его и заглянул внутрь, то увидел, что он полон копошившимися синева­ тыми мухами, которые были "ганом" (gan) этого финна, т.е. злыми духами, подчинявшимися его влиянию, кото­ рых он и посылал ежедневно в разные стороны". Нет сомнения, что эти "ган" были именно тем, при посредстве чего и наводилась порча на людей и на живот­ ных, как это и видно из дальнейшего рассказа. Петр Кла­ уд описывает еще, как один человек извергает или насы­ лает своего "гана" на другого, а тот отгоняет его своими чарами. Далее он сообщает любо­ пытную подробность, которая подтверждается сведениями, полу­ ченными мною и из других источ­ ников: "Они верят, что никакого зла не может причинить "ган", кем-ни­ будь посланный на человека, если посылающему неизвестно имя отца того, кому он намеревается причи­ нить вред". В заключение следует заме­ тить, что все описанное Петром Клаудом о наведении порчи по­ средством "гана" среди финнов и финнолапландцев в Северной Нор­ вегии у некоторых лопарей может быть достигнуто еще при помощи того, что они называют "тире" (Tyre). Это "тире" представляет собой не что иное, как круг­ лый мячик величиною с грецкий орех или небольшое яб­ локо, сделанный из нежного пуха, легкий, ровный, почти невесомый, по-видимому, полый внутри, неопределенно­ го цвета, составленного из смешения желтого, зеленого и голубого, с незначительным преобладанием желтого. Я имею один экземпляр такого "тире" в своей коллек­ ции благодаря любезности благороднейшего Иоанна От­ тона Сильверштрема, ассесора металлических дел колле­ гии и Правителя Сальбергенских и Фалунских копий. Так как предмет этот никем еще не был описан и знаком весь­ ма немногим, то я прилагаю ниже его изображение, сде­ ланное мной самим насколько возможно точно. Говорят, что это "тире" может быть оживлено особыми чарами и сделано подвижным.Такое волшебное "тире" лапландцы продают тому, кто хочет им воспользоваться, при этом они убеждены сами и стараются убедить других, что послав кому-нибудь это "тире", они могут навести на него змей, жаб, мышей и прочих гадов, которые будут ему досаж­ дать нещадно. Сверх того, они полагают, что это"тире" мчится по пути к тому, кому оно предназначено, наподобие вихря, дротика или шара, и в случае, если в этом полете встре­ тится с чем-нибудь живым, причинит ему тот вред, кото­ рый предназначался другому, и таким образом легко мо­ жет отклониться от своей первоначальной цели и повре­ дить совершенно невинной жертве. По-видимому, даже в наше время можно привести немало примеров случаев такого рода, но так как слишком долго было бы рассказы­ вать о них, то я остановлюсь на этом, закончив изложе­ ние, если не всего, то хотя бы наиболее важного из отно­ сящегося к религии, культу, обрядам и суевериям лопа­ рей, для того, чтобы перейти к описанию дальнейшего.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz