Живая Арктика. 2008, №1.

60 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ го искусства, а именно умер внезапно, выполняя этим свою угрозу скорее умереть, чем попасть в руки палача". Какими обрядами сопровождаются эти чародейства с волшебным барабаном, какие при этом употребляются слова, движения, знаки, нам неизвестно, так же как и тем ученым, которые писали по этому вопросу. Я думаю, это и понятно, так как, конечно, подобные вещи сохраняются в глубочайшей тайне и даже заняться изучением и иссле­ дованием их нельзя без того, чтобы не навлечь на себя подозрения в гнуснейшей нечестивости. На этом, мне кажется, можно покончить с описанием волшебного барабана лопарей, которому мы посвятили достаточно внимания, и перейти теперь к следующей груп­ пе искусств, осуществляемых при помощи своеобразных магических инструментов. Среди них прежде всего упомя­ нем о веревке с завязанными на ней узлами, которая упот­ ребляется при заклинании ветров. Циглер так говорит об этом: "На шнуре они завязыва­ ют три магических узла. Когда, произнося заклинания, раз­ вязывают первый узел, поднимается небольшой ветер, за развязыванием второго узла следует уже сильный ветер, если же дойдут до третьего, то поднимается настоящая буря, подобно тому как и древние умели вызывать гром и молнию". Олаф Магнус приписывает этот вид колдовства фин­ нам: "В ряде пережитков язычества, сохранившихся у фин­ нов, до сих пор в ходу заклинание ветров. Купеческим кораблям, задержавшимся у их берегов вследствие про­ тивных ветров, они предлагают за определенное вознаг­ раждение вызвать желательный ветер. С этой целью они передают мореходцам магический шнур с завязанными на нем особым образом тремя узлами, предупреждая их, однако, что, если развяжут один узел, будут иметь прият­ ный попутный ветер не очень сильный, развязав второй - уже более свежий, а развязав третий - такую сильную бурю, что в вихре ее ничего нельзя будет увидеть впереди ни с рулем, ни с парусами". То, что здесь относится к финнам, Циглер приписы­ вает лопарям. Однако никто из других авторов, писавших об этом народе, ни о чем подобном не упоминает. Мы не находим никаких указаний на это ни у Самуила Реена, ни у Иоанна Торнея. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что лопари народ сухопутный, живущий вдали от моря. Поэтому все сказанное Циглером скорее может иметь отношение к финнолапландцам (Finnlappi), живу­ щим в Финмаркене, на севере Норвегии, и по океанскому побережью. Петр Клауд подтверждает эту мысль, говоря, что эти племена владеют искусством вызывать какие угодно вет­ ры. При этом он сообщает любопытную деталь, заключа­ ющуюся в том, что заклинатель с особенным успехом мо­ жет вызвать тот ветер, который дул в момент его появле­ ния на свет. Что касается способа заклинания ветров, то описание Петра Клауда совпадает с только что изложен­ ным нами со слов других авторов. Подобно тому, как этот вид колдовства, по-видимому, более свойствен финнолапландцам северной прибрежной полосы, им же может быть приписан и другой сходный вид чародейства - уменье остановить бег корабля, иду­ щего под всеми парусами, и сделать его неподвижным сре­ ди моря. Впрочем, и это некоторые авторы приписывают лапландцам, как, например, уже упоминавшийся Дамиан Гоен: "Они останавливают бег морских судов, - говорит он, - идущих под всеми парусами так, что никакая сила ветра не может сдвинуть их с места". А Циглер добавля­ ет: "Владеют чародейским искусством, дающим власть над мореходами, по желанию то содействуют их плава­ нию, то чинят им препятствия, научившись управлять дви­ жением морей и рек". Единственным средством избавиться от этих могуще­ ственных чар являются выделения (excrementa) девствен­ ниц, как утверждает Дамиан Гоен: "Против этого зла есть только одно средство - вымазать нос и корму корабля вы­ делениями девственницы. Этого не выносят злые духи, насылаемые на корабль лапландцами". Какого рода эти выделения (excrementa), я думаю, ясно всякому. Несом­ ненно дело идет о менструальной крови девушек, т.к. она исстари считается вернейшим средством против всевоз­ можных магических чар. Об этом упоминает еще Пли­ ний: "Весьма вероятно, с чем и я готов согласиться, что месячные крови женщины разрушают волшебные чары". Перейдем теперь к третьему виду волхвований, рас­ пространенных среди лопарского народа, а именно к тому, что Циглер называет метательным снарядом (jacula), при помощи которого насылаются болезни, страдания и вся­ кие несчастья на людей, хотя бы и находящихся очень далеко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz