Живая Арктика. 2008, №1.
60 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ го искусства, а именно умер внезапно, выполняя этим свою угрозу скорее умереть, чем попасть в руки палача". Какими обрядами сопровождаются эти чародейства с волшебным барабаном, какие при этом употребляются слова, движения, знаки, нам неизвестно, так же как и тем ученым, которые писали по этому вопросу. Я думаю, это и понятно, так как, конечно, подобные вещи сохраняются в глубочайшей тайне и даже заняться изучением и иссле дованием их нельзя без того, чтобы не навлечь на себя подозрения в гнуснейшей нечестивости. На этом, мне кажется, можно покончить с описанием волшебного барабана лопарей, которому мы посвятили достаточно внимания, и перейти теперь к следующей груп пе искусств, осуществляемых при помощи своеобразных магических инструментов. Среди них прежде всего упомя нем о веревке с завязанными на ней узлами, которая упот ребляется при заклинании ветров. Циглер так говорит об этом: "На шнуре они завязыва ют три магических узла. Когда, произнося заклинания, раз вязывают первый узел, поднимается небольшой ветер, за развязыванием второго узла следует уже сильный ветер, если же дойдут до третьего, то поднимается настоящая буря, подобно тому как и древние умели вызывать гром и молнию". Олаф Магнус приписывает этот вид колдовства фин нам: "В ряде пережитков язычества, сохранившихся у фин нов, до сих пор в ходу заклинание ветров. Купеческим кораблям, задержавшимся у их берегов вследствие про тивных ветров, они предлагают за определенное вознаг раждение вызвать желательный ветер. С этой целью они передают мореходцам магический шнур с завязанными на нем особым образом тремя узлами, предупреждая их, однако, что, если развяжут один узел, будут иметь прият ный попутный ветер не очень сильный, развязав второй - уже более свежий, а развязав третий - такую сильную бурю, что в вихре ее ничего нельзя будет увидеть впереди ни с рулем, ни с парусами". То, что здесь относится к финнам, Циглер приписы вает лопарям. Однако никто из других авторов, писавших об этом народе, ни о чем подобном не упоминает. Мы не находим никаких указаний на это ни у Самуила Реена, ни у Иоанна Торнея. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что лопари народ сухопутный, живущий вдали от моря. Поэтому все сказанное Циглером скорее может иметь отношение к финнолапландцам (Finnlappi), живу щим в Финмаркене, на севере Норвегии, и по океанскому побережью. Петр Клауд подтверждает эту мысль, говоря, что эти племена владеют искусством вызывать какие угодно вет ры. При этом он сообщает любопытную деталь, заключа ющуюся в том, что заклинатель с особенным успехом мо жет вызвать тот ветер, который дул в момент его появле ния на свет. Что касается способа заклинания ветров, то описание Петра Клауда совпадает с только что изложен ным нами со слов других авторов. Подобно тому, как этот вид колдовства, по-видимому, более свойствен финнолапландцам северной прибрежной полосы, им же может быть приписан и другой сходный вид чародейства - уменье остановить бег корабля, иду щего под всеми парусами, и сделать его неподвижным сре ди моря. Впрочем, и это некоторые авторы приписывают лапландцам, как, например, уже упоминавшийся Дамиан Гоен: "Они останавливают бег морских судов, - говорит он, - идущих под всеми парусами так, что никакая сила ветра не может сдвинуть их с места". А Циглер добавля ет: "Владеют чародейским искусством, дающим власть над мореходами, по желанию то содействуют их плава нию, то чинят им препятствия, научившись управлять дви жением морей и рек". Единственным средством избавиться от этих могуще ственных чар являются выделения (excrementa) девствен ниц, как утверждает Дамиан Гоен: "Против этого зла есть только одно средство - вымазать нос и корму корабля вы делениями девственницы. Этого не выносят злые духи, насылаемые на корабль лапландцами". Какого рода эти выделения (excrementa), я думаю, ясно всякому. Несом ненно дело идет о менструальной крови девушек, т.к. она исстари считается вернейшим средством против всевоз можных магических чар. Об этом упоминает еще Пли ний: "Весьма вероятно, с чем и я готов согласиться, что месячные крови женщины разрушают волшебные чары". Перейдем теперь к третьему виду волхвований, рас пространенных среди лопарского народа, а именно к тому, что Циглер называет метательным снарядом (jacula), при помощи которого насылаются болезни, страдания и вся кие несчастья на людей, хотя бы и находящихся очень далеко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz