Живая Арктика. 2008, №1.

Глава XI. ЧАРОДЕЙСТВО И КОЛДОВСТВО ЛОПАРЕЙ 59 нать, удачны или неудачны будут какие-нибудь начинания, они гадают подобным же образом: кладут на барабан коль­ ца в том месте, где на нем изображено солнце, и бьют в барабан. Если кольца движутся вправо, по направлению движения солнца, то это служит им знаком грядущей уда­ чи, выздоровления от болезни и приятных радостных со­ бытий, как для людей, так и для их домашних животных; если же наоборот, т.е. в направлении, обратном движе­ нию солнца, то ждут неудачи, болезни и всякие бедствия". Смысл такого истолкования ясен для тех, кто уже знает, что солнце лопари почитают за первопричину всего жи­ вого. Поэтому, когда колечки движутся согласно с его бе­ гом, все живое радуется и ликует, следуя как бы по сто­ пам солнца. Лопари прибегают к этим гаданиям по поводу самых незначительных мелочей своей повседневной жизни, на­ пример, пускаясь в путь, отправляясь на охоту, перекоче­ вывая на новое место и т.п., как будет видно из дальней­ шего. Гадая об успехе охоты, они обращают еще внима­ ние на то, в какую сторону обращено колечко - на восток или на запад, стараясь извлечь из этого более точные ука­ зания о направлении, которого им следует держаться. "Собираясь на охоту, - говорит Олаф Петерсон, - они подносят натянутую на барабане кожу к огню, кладут "ля­ гушку" (указку, кольца) на то место, где на нем нарисова­ но солнце, и бьют в барабан короткими и легкими удара­ ми до тех пор, пока она не остановится на каком-нибудь из нарисованных на барабане животных, стараясь уловить направление: на восток или на запад, на север или на юг, прямо или между этими направлениями. Все это говорит охотнику, в какую сторону ему надлежит сегодня отпра­ виться или на какого зверя, птицу или рыбу лучше охо­ титься, чтобы иметь успех". Теперь я перехожу к третьему виду пользования ба­ рабаном, а именно к его употреблению во время болезни. В этом случае смысл его может быть двояким: во-пер- вых, при помощи барабана стараются разгадать причину болезни, произошла ли она естественным путем или на­ пущена чьими-нибудь чарами. Затем выспрашивают о средствах, могущих излечить болезнь, ища указаний на какое-нибудь определенное, угодное богам жертвоприно­ шение, желая узнать, какому богу следует его сделать, в особенности же какому Сторюнкару, без воли которого, по их представлению, никто не может излечиться от хво­ ри. На все это должен дать ответ не сам больной, а тот, кто бьет в барабан. Он же указывает, что следует делать. "Все, что предпишет барабанщик (tympanista), больной обязан или немедленно выполнить, или же принести обет, что требуемое жертвоприношение будет им совершено к определенному сроку". Обряды, совершаемые при этом действии, описаны Самуилом Рееном: "Когда собираются лечить болезнь при помощи барабана, то поступают следующим образом: прежде всего больной должен дать тому, кто бьет в бара­ бан, два кольца - одно медное, другое серебряное, кото­ рые он привязывает к его правой руке. Оба эти кольца переходят потом в собственность чародея в награду за по­ несенные труды. Впоследствии колдун подвязывает их к пучку тех колец, которыми он пользуется при волхвова- нии с барабаном. Сделав это, он ударяет в барабан, затя­ гивая торжественную песнь. К его пению присоединяют­ ся окружающие больного мужчины и женщины: первые - низкими, вторые же - высокими голосами". Так из движе­ ния колец на барабане чародей делает те выводы, о кото­ рых мы уже говорили выше. Нами изложены здесь наиболее обычные виды пользо­ вания барабаном. Остается еще один, не столь распрост­ раненный, при помощи которого совершаются всякие зло­ деяния, насылаются на людей беды, болезни и даже смерть. К счастью, не все умеют им пользоваться. Самуил Реен прямо говорит: "Многие лопари, но да­ леко не все, пользуются барабаном для злодеяний", а Иоанн Торней справедливо замечает: "Лопари, гадающие с по­ мощью барабана лишь описанными выше способами, про­ тестуют, когда их причисляют к тем людям, которые волхвованием причиняют другим вред, так как эти после­ дние делают злое дело, они же-обратное". И хотя исполь­ зование волшебного барабана для таких дьявольских за­ мыслов не для всех приемлемо, однако, среди лопарей все же многие занимаются этим злым промыслом. Иоанн Торней в 1671 году в Кемской (Kiemensis) Лап­ ландии захватил много людей подобного рода с бараба­ нами такой громадном величины, что не мог вывезти от­ туда и принужден был сжечь на месте. Он же приводит пример одного из злодеяний, совершенного при помощи волшебного барабана: "Среди этих лопарей (кемских) был один восьмидесятилетний старик, который хвалился тем, что еще ребенком изучил под руководством отца это ис­ кусство. В 1670 году он своими чарами утопил в водо­ паде одного кемского крестьянина. За это злодеяние он был приговорен к смертной казни и в кандалах отправлен в ближайший город Ботнии. Однако находясь в пути, он сам себе причинил смерть при помощи своего магическо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz