Живая Арктика. 2008, №1.
Глава XI. ЧАРОДЕЙСТВО И КОЛДОВСТВО ЛОПАРЕЙ 59 нать, удачны или неудачны будут какие-нибудь начинания, они гадают подобным же образом: кладут на барабан коль ца в том месте, где на нем изображено солнце, и бьют в барабан. Если кольца движутся вправо, по направлению движения солнца, то это служит им знаком грядущей уда чи, выздоровления от болезни и приятных радостных со бытий, как для людей, так и для их домашних животных; если же наоборот, т.е. в направлении, обратном движе нию солнца, то ждут неудачи, болезни и всякие бедствия". Смысл такого истолкования ясен для тех, кто уже знает, что солнце лопари почитают за первопричину всего жи вого. Поэтому, когда колечки движутся согласно с его бе гом, все живое радуется и ликует, следуя как бы по сто пам солнца. Лопари прибегают к этим гаданиям по поводу самых незначительных мелочей своей повседневной жизни, на пример, пускаясь в путь, отправляясь на охоту, перекоче вывая на новое место и т.п., как будет видно из дальней шего. Гадая об успехе охоты, они обращают еще внима ние на то, в какую сторону обращено колечко - на восток или на запад, стараясь извлечь из этого более точные ука зания о направлении, которого им следует держаться. "Собираясь на охоту, - говорит Олаф Петерсон, - они подносят натянутую на барабане кожу к огню, кладут "ля гушку" (указку, кольца) на то место, где на нем нарисова но солнце, и бьют в барабан короткими и легкими удара ми до тех пор, пока она не остановится на каком-нибудь из нарисованных на барабане животных, стараясь уловить направление: на восток или на запад, на север или на юг, прямо или между этими направлениями. Все это говорит охотнику, в какую сторону ему надлежит сегодня отпра виться или на какого зверя, птицу или рыбу лучше охо титься, чтобы иметь успех". Теперь я перехожу к третьему виду пользования ба рабаном, а именно к его употреблению во время болезни. В этом случае смысл его может быть двояким: во-пер- вых, при помощи барабана стараются разгадать причину болезни, произошла ли она естественным путем или на пущена чьими-нибудь чарами. Затем выспрашивают о средствах, могущих излечить болезнь, ища указаний на какое-нибудь определенное, угодное богам жертвоприно шение, желая узнать, какому богу следует его сделать, в особенности же какому Сторюнкару, без воли которого, по их представлению, никто не может излечиться от хво ри. На все это должен дать ответ не сам больной, а тот, кто бьет в барабан. Он же указывает, что следует делать. "Все, что предпишет барабанщик (tympanista), больной обязан или немедленно выполнить, или же принести обет, что требуемое жертвоприношение будет им совершено к определенному сроку". Обряды, совершаемые при этом действии, описаны Самуилом Рееном: "Когда собираются лечить болезнь при помощи барабана, то поступают следующим образом: прежде всего больной должен дать тому, кто бьет в бара бан, два кольца - одно медное, другое серебряное, кото рые он привязывает к его правой руке. Оба эти кольца переходят потом в собственность чародея в награду за по несенные труды. Впоследствии колдун подвязывает их к пучку тех колец, которыми он пользуется при волхвова- нии с барабаном. Сделав это, он ударяет в барабан, затя гивая торжественную песнь. К его пению присоединяют ся окружающие больного мужчины и женщины: первые - низкими, вторые же - высокими голосами". Так из движе ния колец на барабане чародей делает те выводы, о кото рых мы уже говорили выше. Нами изложены здесь наиболее обычные виды пользо вания барабаном. Остается еще один, не столь распрост раненный, при помощи которого совершаются всякие зло деяния, насылаются на людей беды, болезни и даже смерть. К счастью, не все умеют им пользоваться. Самуил Реен прямо говорит: "Многие лопари, но да леко не все, пользуются барабаном для злодеяний", а Иоанн Торней справедливо замечает: "Лопари, гадающие с по мощью барабана лишь описанными выше способами, про тестуют, когда их причисляют к тем людям, которые волхвованием причиняют другим вред, так как эти после дние делают злое дело, они же-обратное". И хотя исполь зование волшебного барабана для таких дьявольских за мыслов не для всех приемлемо, однако, среди лопарей все же многие занимаются этим злым промыслом. Иоанн Торней в 1671 году в Кемской (Kiemensis) Лап ландии захватил много людей подобного рода с бараба нами такой громадном величины, что не мог вывезти от туда и принужден был сжечь на месте. Он же приводит пример одного из злодеяний, совершенного при помощи волшебного барабана: "Среди этих лопарей (кемских) был один восьмидесятилетний старик, который хвалился тем, что еще ребенком изучил под руководством отца это ис кусство. В 1670 году он своими чарами утопил в водо паде одного кемского крестьянина. За это злодеяние он был приговорен к смертной казни и в кандалах отправлен в ближайший город Ботнии. Однако находясь в пути, он сам себе причинил смерть при помощи своего магическо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz