Живая Арктика. 2008, №1.

58 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ быть возвращена в него и сам дьявол в этом не властен. Заклинатель в действительности лежит на земле вовсе не бездыханным, а со всеми внешними проявлениями чувств, подавленными и как бы уничтоженными влияниями зло­ го духа, с изменившимся и обезображенным лицом, о чем, кроме Петра Клауда, свидетельствует и тот же аноним­ ный автор: "Долго поют заклинания, пока не потеряют сознание и не упадут, как мертвые. При этом, по-видимо- му, страдают мучительно от сильнейшего напряжения, так как не только лицо их, но и все тело покрывается обильным потом". Итак, бьют в барабан и, наконец, падают с ним навзничь, прикрывая им голову, как показано на рисунке. Самуил Реен прибавляет к этому, что остальные при­ сутствующие при заклинании мужчины и женщины не прекращают своего пения в то время, когда колдун лежит без сознания, а, наоборот, усиленно повторяют свои зак­ линания, чтобы он в этом бесчувственном состоянии не забыл о том, для чего он послан. Анонимный автор замечает, что в противном случае он мог бы на самом деле умереть и никогда уже не пробу­ диться от своего странного сна: "Все остальные присут­ ствующие при заклинании обязательно должны продол­ жать свое пение все время, пока он лежит в обмороке, и беспрестанно напоминать ему о том, что они желают уз­ нать, иначе он может вовсе не вернуться к жизни". Точно так же это состояние может окончиться смер­ тью, если кто-нибудь попробует коснуться лежащего ру­ кой или ногой, чтобы внезапно разбудить его. Именно с целью оберечь его от такой случайности на спутника его возлагается обязанность отгонять от него мух и мелких животных, а также заботиться о том, чтобы никто не кос­ нулся его, как уже упомянуто Олафом Маг­ нусом. Я помню, что у Пейцера есть ука­ зание на это: "Необходимо, чтобы при ле­ жащем в забытьи всегда находился кто-ни­ будь, кто бы охранял его, иначе демоны мо­ гут его окончательно похитить". Что касается похищения тела демона­ ми, то это неверно, может случиться лишь, что он совсем не проснется. "Сторож, ох­ раняющий простертое на земле тело от ма­ лейших случайных прикосновений, необ­ ходим, так как в противном случае тело может вовсе не вернуться к жизни", - го­ ворит Олаф Петерсон. Итак, по истечении некоторого време­ ни колдун приходит в себя и начинает от­ вечать на задаваемые ему вопросы. Он припоминает все, что узнал из ударов по барабану, а также и то, что происходит в отдаленных местностях. Пейцер говорит, что это происходит лишь через 24 часа, но этот срок слишком долгий и не может быть определен с точностью ; одни про ­ буждаются раньше, другие позже, в зави­ симости от того, как далеко расстояние до интересующего колдуна места. Срок в 24 часа скорее можно рассматривать как мак­ симум для самых дальних расстояний. Олаф Петерсон также считает, что "они умеют отвечать на любые вопросы и, как бы далеко ни отстояло данное мес­ то, хотя бы на сотни миль, ответ получа­ ется не позже, чем через 24 часа". Нако­ нец, для того, чтобы не оставалось ни ма­ лейшего сомнения в истине того, что со­ общает заклинатель, они, по желанию, до­ ставляют издалека какие-нибудь хорошо известные вопрошающему предметы, как, например, кольцо, башмак, нож и т.п. Об этом свидетельствует Олаф Петерсон, как уже было сказано выше. Таково главнейшее применение волшебного бараба­ на у лопарей, но они пользуются им и для других надоб­ ностей. На втором месте можно поставить гадания о гря­ дущей удаче или неудаче каких-нибудь событий, как, на­ пример, охота, хозяйственные планы и т.п. При этом га­ дании также возлагают на барабан кольца, поют закли­ нания и, потрясая его ударами, следят, в каком направле­ нии передвигаются кольца. Если они движутся вправо, т.е. по солнцу, то это принимается за благоприятное предзна­ менование; если же влево, т.е. в направлении, обратном движению солнца, то ждут неудачи и несчастья. Самуил Реен подробно говорит об этом: "Желая уз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz