Живая Арктика. 2008, №1.
58 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ быть возвращена в него и сам дьявол в этом не властен. Заклинатель в действительности лежит на земле вовсе не бездыханным, а со всеми внешними проявлениями чувств, подавленными и как бы уничтоженными влияниями зло го духа, с изменившимся и обезображенным лицом, о чем, кроме Петра Клауда, свидетельствует и тот же аноним ный автор: "Долго поют заклинания, пока не потеряют сознание и не упадут, как мертвые. При этом, по-видимо- му, страдают мучительно от сильнейшего напряжения, так как не только лицо их, но и все тело покрывается обильным потом". Итак, бьют в барабан и, наконец, падают с ним навзничь, прикрывая им голову, как показано на рисунке. Самуил Реен прибавляет к этому, что остальные при сутствующие при заклинании мужчины и женщины не прекращают своего пения в то время, когда колдун лежит без сознания, а, наоборот, усиленно повторяют свои зак линания, чтобы он в этом бесчувственном состоянии не забыл о том, для чего он послан. Анонимный автор замечает, что в противном случае он мог бы на самом деле умереть и никогда уже не пробу диться от своего странного сна: "Все остальные присут ствующие при заклинании обязательно должны продол жать свое пение все время, пока он лежит в обмороке, и беспрестанно напоминать ему о том, что они желают уз нать, иначе он может вовсе не вернуться к жизни". Точно так же это состояние может окончиться смер тью, если кто-нибудь попробует коснуться лежащего ру кой или ногой, чтобы внезапно разбудить его. Именно с целью оберечь его от такой случайности на спутника его возлагается обязанность отгонять от него мух и мелких животных, а также заботиться о том, чтобы никто не кос нулся его, как уже упомянуто Олафом Маг нусом. Я помню, что у Пейцера есть ука зание на это: "Необходимо, чтобы при ле жащем в забытьи всегда находился кто-ни будь, кто бы охранял его, иначе демоны мо гут его окончательно похитить". Что касается похищения тела демона ми, то это неверно, может случиться лишь, что он совсем не проснется. "Сторож, ох раняющий простертое на земле тело от ма лейших случайных прикосновений, необ ходим, так как в противном случае тело может вовсе не вернуться к жизни", - го ворит Олаф Петерсон. Итак, по истечении некоторого време ни колдун приходит в себя и начинает от вечать на задаваемые ему вопросы. Он припоминает все, что узнал из ударов по барабану, а также и то, что происходит в отдаленных местностях. Пейцер говорит, что это происходит лишь через 24 часа, но этот срок слишком долгий и не может быть определен с точностью ; одни про буждаются раньше, другие позже, в зави симости от того, как далеко расстояние до интересующего колдуна места. Срок в 24 часа скорее можно рассматривать как мак симум для самых дальних расстояний. Олаф Петерсон также считает, что "они умеют отвечать на любые вопросы и, как бы далеко ни отстояло данное мес то, хотя бы на сотни миль, ответ получа ется не позже, чем через 24 часа". Нако нец, для того, чтобы не оставалось ни ма лейшего сомнения в истине того, что со общает заклинатель, они, по желанию, до ставляют издалека какие-нибудь хорошо известные вопрошающему предметы, как, например, кольцо, башмак, нож и т.п. Об этом свидетельствует Олаф Петерсон, как уже было сказано выше. Таково главнейшее применение волшебного бараба на у лопарей, но они пользуются им и для других надоб ностей. На втором месте можно поставить гадания о гря дущей удаче или неудаче каких-нибудь событий, как, на пример, охота, хозяйственные планы и т.п. При этом га дании также возлагают на барабан кольца, поют закли нания и, потрясая его ударами, следят, в каком направле нии передвигаются кольца. Если они движутся вправо, т.е. по солнцу, то это принимается за благоприятное предзна менование; если же влево, т.е. в направлении, обратном движению солнца, то ждут неудачи и несчастья. Самуил Реен подробно говорит об этом: "Желая уз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz