Живая Арктика. 2008, №1.

Глава XI. ЧАРОДЕЙСТВО И КОЛДОВСТВО ЛОПАРЕЙ 57 тельно, верить в его силу и могущество". У меня нет опасений подвергать сомнению слова та­ кого почтенного, всеми уважаемого и благочестивого че­ ловека, притом нисколько не отличавшегося суеверием. Что касается способа, которым пользуются при данных обстоятельствах, то описания его весьма различны у раз­ ных авторов. Олаф Магнус в цитированном мною выше месте изоб­ ражает это таким образом: "Он приходит на собрание в сопровождении одного только спутника и жены, затем по­ трясает молотком медную лягушку (указку из колец) или змеи на наковальне (барабан) и качается то в одну, то в другую сторону под монотонное пение и, поминутно па­ дая, наконец, приходит в экстаз. Некоторое время он ле­ жит, как мертвый. В это время его спутник тщательно ох­ раняет его от какого бы то ни было прикосновения, сле­ дит, чтобы даже блоха или муха, или какое-нибудь другое животное не коснулось его, ибо в этот момент дух его, ведомый дьяволом и очарованный властью песен и зак­ линаний, издалека приносит знаки (кольцо или нож и т.п.) в доказательство выполнения поручения. Через некото­ рое время, очнувшись, он встает и сообщает о виденном всем окружающим и своему спутнику". Петр Клауд описывает это несколько иначе: "Колдун бросается на землю и, теряя сознание, лежит замертво с почерневшим искаженным лицом. Так он лежит час или два - в зависимости от того, как далеко то место, откуда он должен принести вести. Когда же он пробуждается от своего оцепенения, то может подробно рассказать обо всем, что происходит в том отдаленном месте". Как види­ те, Петр Клауд ничего не упоминает ни о барабане, ни о пении, ни о спутниках, ни о внешних знаках выполненно­ го поручения. Но нет ничего удивительного в том, что один изображает события так, другой иначе, в зависимости от того, что он считает самым существенным и важным, упуская, по его мнению, второстепенное. О роли бара­ бана в этих волхвованиях не приходится сомневаться, если учесть все предыдущее. Олаф Петерсон дает описание еще одного барабана, своеобразной формы, а именно с рукояткой в форме кре­ ста на его нижней поверхности, за которую заклинатель держится левой рукой. Подобной же особенностью отли­ чается один из барабанов, полученных мною благодаря неоценимой щедрости светлейшего барона Генрика Флем­ минга, командира пехотного полка в Финляндии, изобра­ жение которого я помещаю в книге. Олаф Петерсон при­ бавляет также, что к инструменту иногда подвешиваются рога и кости животных, убитых лопарями на охоте. Что касается спутников, сопровождающих колдуна, а равно и всех присутствующих при волхвовании, то мы имеем по этому предмету свидетельство Самуила Реена, который пишет: "Желая узнать, что происходит в далеких странах, лопари следующим образом пользуются своим волшебным барабаном: на него кладут медные кольца, свя­ занные вместе медной цепочкой, на то место, где на нем нарисовано солнце; после этого раздвоенным молотком, сделанным из рога, ударяют в него таким образом, чтобы кольца от сотрясения пришли в движение. Проделывая это, лопарь поет особенно высоким голосом, который у них называется "юке" (Jouke). Все остальные при­ сутствующие при этом мужчины и женщины присоеди­ няются к пению со своими песнями, которые поются бо­ лее низким голосом и называются "дуура" (Duura). Слова их определенны и имеют отношение к тому месту, откуда желают получить сведения". Как видно, здесь несомненно указывается на участие барабана в подобных волхвованиях, а также на роль при­ сутствующих не одного только спутника и жены, как со­ общает Олаф, но и многих мужчин и женщин, поддержи­ вающих колдуна своим пением. Тот же автор далее говорит о том, как колдун в изне- » I-- Г -I-------------- 1-----------------------------1 Pcs RomanusLucaePcti. можении падает на землю. "После того, как он бьет в бара­ бан вышеуказанным образом в течение более или менее долгого времени, - говорит Реен, - он падает на землю, как сонный". А многократно цитировавшийся мной анонимный автор, видимо, весьма осведомленный в этих вопросах, пишет: "Падает на землю и испускает дух, как бы гаснет". Пейцер в книге своей "О волхвовании" сообщает нам следующее: "После того, как обычными церемониями зак­ линатель вызовет своих богов, он внезапно падает и ста­ новится бездыханным, как будто действительно душа его выделилась из тела". Так же говорит и Петр Клауд: "Он высылает из себя душу", откуда и следуют слова Олафа: "Дух его, ведомый дьяволом, издалека приносит знаки". Все это показывает, что многие действительно вери­ ли в возможность выделения души колдуна из тела и в последующее возвращение ее туда после посещения даль­ ней страны, откуда колдун желал получить требуемые вести. Однако предположение это ложно и нечестиво, т.к. душа, вышедшая из тела, уже никакими силами не может

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz