Живая Арктика. 2008, №1.
Глава XI. ЧАРОДЕЙСТВО И КОЛДОВСТВО ЛОПАРЕЙ 57 тельно, верить в его силу и могущество". У меня нет опасений подвергать сомнению слова та кого почтенного, всеми уважаемого и благочестивого че ловека, притом нисколько не отличавшегося суеверием. Что касается способа, которым пользуются при данных обстоятельствах, то описания его весьма различны у раз ных авторов. Олаф Магнус в цитированном мною выше месте изоб ражает это таким образом: "Он приходит на собрание в сопровождении одного только спутника и жены, затем по трясает молотком медную лягушку (указку из колец) или змеи на наковальне (барабан) и качается то в одну, то в другую сторону под монотонное пение и, поминутно па дая, наконец, приходит в экстаз. Некоторое время он ле жит, как мертвый. В это время его спутник тщательно ох раняет его от какого бы то ни было прикосновения, сле дит, чтобы даже блоха или муха, или какое-нибудь другое животное не коснулось его, ибо в этот момент дух его, ведомый дьяволом и очарованный властью песен и зак линаний, издалека приносит знаки (кольцо или нож и т.п.) в доказательство выполнения поручения. Через некото рое время, очнувшись, он встает и сообщает о виденном всем окружающим и своему спутнику". Петр Клауд описывает это несколько иначе: "Колдун бросается на землю и, теряя сознание, лежит замертво с почерневшим искаженным лицом. Так он лежит час или два - в зависимости от того, как далеко то место, откуда он должен принести вести. Когда же он пробуждается от своего оцепенения, то может подробно рассказать обо всем, что происходит в том отдаленном месте". Как види те, Петр Клауд ничего не упоминает ни о барабане, ни о пении, ни о спутниках, ни о внешних знаках выполненно го поручения. Но нет ничего удивительного в том, что один изображает события так, другой иначе, в зависимости от того, что он считает самым существенным и важным, упуская, по его мнению, второстепенное. О роли бара бана в этих волхвованиях не приходится сомневаться, если учесть все предыдущее. Олаф Петерсон дает описание еще одного барабана, своеобразной формы, а именно с рукояткой в форме кре ста на его нижней поверхности, за которую заклинатель держится левой рукой. Подобной же особенностью отли чается один из барабанов, полученных мною благодаря неоценимой щедрости светлейшего барона Генрика Флем минга, командира пехотного полка в Финляндии, изобра жение которого я помещаю в книге. Олаф Петерсон при бавляет также, что к инструменту иногда подвешиваются рога и кости животных, убитых лопарями на охоте. Что касается спутников, сопровождающих колдуна, а равно и всех присутствующих при волхвовании, то мы имеем по этому предмету свидетельство Самуила Реена, который пишет: "Желая узнать, что происходит в далеких странах, лопари следующим образом пользуются своим волшебным барабаном: на него кладут медные кольца, свя занные вместе медной цепочкой, на то место, где на нем нарисовано солнце; после этого раздвоенным молотком, сделанным из рога, ударяют в него таким образом, чтобы кольца от сотрясения пришли в движение. Проделывая это, лопарь поет особенно высоким голосом, который у них называется "юке" (Jouke). Все остальные при сутствующие при этом мужчины и женщины присоеди няются к пению со своими песнями, которые поются бо лее низким голосом и называются "дуура" (Duura). Слова их определенны и имеют отношение к тому месту, откуда желают получить сведения". Как видно, здесь несомненно указывается на участие барабана в подобных волхвованиях, а также на роль при сутствующих не одного только спутника и жены, как со общает Олаф, но и многих мужчин и женщин, поддержи вающих колдуна своим пением. Тот же автор далее говорит о том, как колдун в изне- » I-- Г -I-------------- 1-----------------------------1 Pcs RomanusLucaePcti. можении падает на землю. "После того, как он бьет в бара бан вышеуказанным образом в течение более или менее долгого времени, - говорит Реен, - он падает на землю, как сонный". А многократно цитировавшийся мной анонимный автор, видимо, весьма осведомленный в этих вопросах, пишет: "Падает на землю и испускает дух, как бы гаснет". Пейцер в книге своей "О волхвовании" сообщает нам следующее: "После того, как обычными церемониями зак линатель вызовет своих богов, он внезапно падает и ста новится бездыханным, как будто действительно душа его выделилась из тела". Так же говорит и Петр Клауд: "Он высылает из себя душу", откуда и следуют слова Олафа: "Дух его, ведомый дьяволом, издалека приносит знаки". Все это показывает, что многие действительно вери ли в возможность выделения души колдуна из тела и в последующее возвращение ее туда после посещения даль ней страны, откуда колдун желал получить требуемые вести. Однако предположение это ложно и нечестиво, т.к. душа, вышедшая из тела, уже никакими силами не может
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz