Живая Арктика. 2008, №1.

56 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ пути, по которому несли барабан, то она должна немед­ ленно принести в жертву барабану медное колечко во из­ бежание гибельных последствий. В дальнейшем мы рассмотрим, каким образом и при совершении каких обрядов, связанных с волшебным ба­ рабаном, получают лопари те многочисленные блага, о которых они говорят. Олаф Петерсон насчитывает три вида случаев, слу­ жащих предметом волхвований; они относятся или к охо­ те и промыслам, или к религиозному культу, или к откро­ вению того, что скрыто далью пространства и времени. Самуил Реен различает четыре вида пользования вол­ шебным барабаном в зависимости от различия преследу­ емых колдуном целей. Во-первых, познание того, что про­ исходит в отдельных местах (ясновидение), во-вторых, га­ данье о грядущем успехе или неудаче начатых дел, а так­ же о судьбе человека, впавшего в тяжкую болезнь, в-тре- тьих, волхвования для излечения болезней, в-четвертых, познание того, какими жертвами умилостивить богов и какой вид животных наиболее угоден им при жертвопри­ ношении. Ритуал волхвований во всех перечисленных здесь слу­ чаях далеко не одинаков. Тем не менее, при начале каких бы то ни было действий с волшебным барабаном прежде всего заботятся о том, чтобы кожа на нем была хорошо натянута и напряжена. Это достигается поднесением его к огню. Во-вторых, в барабан стараются ударять поближе к положенной на него указке и, наконец, начинают всегда с очень слабых ударов, постепенно увеличивая их силу до тех пор, пока не будет выполнено задуманное. Иоанн Торней так описывает действие колдуна с ба­ рабаном: "Он понемногу приподнимает барабан, затем вдруг ударяет в него поблизости от лежащей на нем указ­ ки, сперва очень легко, пока указка не сдвинется с места; когда она переменит свое положение уже довольно зна­ чительно, удары становятся сильнее, продолжаясь до тех пор, пока она не достигнет какой-нибудь из начертанных на барабане фигур, дающих ответ на вопрос гадателя". Кроме того, обязательно соблюдается правило: чтобы не бить в барабан стоя, колдун должен стоять или, скорее, сидеть перед ним с согнутыми коленями. Такую же позу принимают и все присутствующие при волхвовании. Что касается предмета чародейских волхвований, пе­ речисленных выше, то прежде всего остановимся на ус­ пехах, достигнутых лопарями в ясновидении, т.е. в виде­ нии того, что происходит в отдаленных от места гадания странах. "Желая знать что-нибудь о своих друзьях или не­ другах, - говорит Олаф Магнус, - отделенных от них гро­ мадными пространствами в 500 или даже 1000 миль, люди обращаются к опытному в этих делах финну или лаплан­ дцу, делая ему приношение платьем или деньгами, и уз­ нают от них, где находятся и что в данный момент делают их друзья или недруги". То же говорит Петр Клауд в своем "Описании Норве­ гии" о живущих в Финмаркене финнолапландцах (Finnolappis): "Они умеют показать желающим, что про­ исходит в местах отдаленных". В дальнейшем так же, как и Олаф Магнус, он рассказывает, как это делается, но мы изложим это ниже, а здесь приведем сообщенный им рас­ сказ о происшествии этого порядка, имевшем место в Бер­ гене, в Норвегии, и засвидетельствованном обществен­ ной властью в торговых книгах немецких купцов этого города. "В Бергене жил некий Иоанн Деллинг, - расска­ зывает он, - представитель одного богатого немецкого купца. Его знакомый Яков Смаозюнд (Smaosuend) при­ вел к нему однажды одного финнолапландца, жителя се­ верной Норвегии, к которому Деллинг обратился с просьбой открыть ему, что делает в данный момент его хозяин в Германии. Лапландец согласился удовлетворить его любопытство и внезапно начал вопить, как пьяный, подпрыгивая и кружась, и, наконец, упал замертво на зем­ лю. Пролежав так некоторое время, он как будто очнулся и, поднявшись на ноги, сообщил ему, что происходит в доме купца в Германии. Привлеченные странностью этого происшествия, дру­ гие купцы немедленно записали сообщение лапландца в официальную торговую книгу с целью проверить сказан­ ное. Впоследствии- по наведению справок д ей ­ ствительность вполне совпала с показаниями лапландца". Этот факт интересен, как подтвержденный свидетель­ ством общественности и официальными документами. Не менее интересен, на мой взгляд, и факт, сообщаемый Иоан­ ном Торнеем, почтенным пастором и настоятелем прихо­ да в Торнео, заключающийся в том, что пришедший к нему лапландец с совершенной точностью сообщил ему все подробности его путешествия по Лапландии, до тех пор никогда в глаза не видав самого Торнея. "Подробнейшим и точнейшим образом, - рассказывает Иоанн Торней, - он изложил все, что произошло во время моего пути в Лапландию. И хотя все, что он говорил, до мелочей со­ впадало с действительностью, я сказал ему, что все это ложь и обман, чтобы не дать ему возможности хвастать своей прозорливостью, данной ему дьяволом, и, следова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz