Живая Арктика. 2008, №1.
56 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ пути, по которому несли барабан, то она должна немед ленно принести в жертву барабану медное колечко во из бежание гибельных последствий. В дальнейшем мы рассмотрим, каким образом и при совершении каких обрядов, связанных с волшебным ба рабаном, получают лопари те многочисленные блага, о которых они говорят. Олаф Петерсон насчитывает три вида случаев, слу жащих предметом волхвований; они относятся или к охо те и промыслам, или к религиозному культу, или к откро вению того, что скрыто далью пространства и времени. Самуил Реен различает четыре вида пользования вол шебным барабаном в зависимости от различия преследу емых колдуном целей. Во-первых, познание того, что про исходит в отдельных местах (ясновидение), во-вторых, га данье о грядущем успехе или неудаче начатых дел, а так же о судьбе человека, впавшего в тяжкую болезнь, в-тре- тьих, волхвования для излечения болезней, в-четвертых, познание того, какими жертвами умилостивить богов и какой вид животных наиболее угоден им при жертвопри ношении. Ритуал волхвований во всех перечисленных здесь слу чаях далеко не одинаков. Тем не менее, при начале каких бы то ни было действий с волшебным барабаном прежде всего заботятся о том, чтобы кожа на нем была хорошо натянута и напряжена. Это достигается поднесением его к огню. Во-вторых, в барабан стараются ударять поближе к положенной на него указке и, наконец, начинают всегда с очень слабых ударов, постепенно увеличивая их силу до тех пор, пока не будет выполнено задуманное. Иоанн Торней так описывает действие колдуна с ба рабаном: "Он понемногу приподнимает барабан, затем вдруг ударяет в него поблизости от лежащей на нем указ ки, сперва очень легко, пока указка не сдвинется с места; когда она переменит свое положение уже довольно зна чительно, удары становятся сильнее, продолжаясь до тех пор, пока она не достигнет какой-нибудь из начертанных на барабане фигур, дающих ответ на вопрос гадателя". Кроме того, обязательно соблюдается правило: чтобы не бить в барабан стоя, колдун должен стоять или, скорее, сидеть перед ним с согнутыми коленями. Такую же позу принимают и все присутствующие при волхвовании. Что касается предмета чародейских волхвований, пе речисленных выше, то прежде всего остановимся на ус пехах, достигнутых лопарями в ясновидении, т.е. в виде нии того, что происходит в отдаленных от места гадания странах. "Желая знать что-нибудь о своих друзьях или не другах, - говорит Олаф Магнус, - отделенных от них гро мадными пространствами в 500 или даже 1000 миль, люди обращаются к опытному в этих делах финну или лаплан дцу, делая ему приношение платьем или деньгами, и уз нают от них, где находятся и что в данный момент делают их друзья или недруги". То же говорит Петр Клауд в своем "Описании Норве гии" о живущих в Финмаркене финнолапландцах (Finnolappis): "Они умеют показать желающим, что про исходит в местах отдаленных". В дальнейшем так же, как и Олаф Магнус, он рассказывает, как это делается, но мы изложим это ниже, а здесь приведем сообщенный им рас сказ о происшествии этого порядка, имевшем место в Бер гене, в Норвегии, и засвидетельствованном обществен ной властью в торговых книгах немецких купцов этого города. "В Бергене жил некий Иоанн Деллинг, - расска зывает он, - представитель одного богатого немецкого купца. Его знакомый Яков Смаозюнд (Smaosuend) при вел к нему однажды одного финнолапландца, жителя се верной Норвегии, к которому Деллинг обратился с просьбой открыть ему, что делает в данный момент его хозяин в Германии. Лапландец согласился удовлетворить его любопытство и внезапно начал вопить, как пьяный, подпрыгивая и кружась, и, наконец, упал замертво на зем лю. Пролежав так некоторое время, он как будто очнулся и, поднявшись на ноги, сообщил ему, что происходит в доме купца в Германии. Привлеченные странностью этого происшествия, дру гие купцы немедленно записали сообщение лапландца в официальную торговую книгу с целью проверить сказан ное. Впоследствии- по наведению справок д ей ствительность вполне совпала с показаниями лапландца". Этот факт интересен, как подтвержденный свидетель ством общественности и официальными документами. Не менее интересен, на мой взгляд, и факт, сообщаемый Иоан ном Торнеем, почтенным пастором и настоятелем прихо да в Торнео, заключающийся в том, что пришедший к нему лапландец с совершенной точностью сообщил ему все подробности его путешествия по Лапландии, до тех пор никогда в глаза не видав самого Торнея. "Подробнейшим и точнейшим образом, - рассказывает Иоанн Торней, - он изложил все, что произошло во время моего пути в Лапландию. И хотя все, что он говорил, до мелочей со впадало с действительностью, я сказал ему, что все это ложь и обман, чтобы не дать ему возможности хвастать своей прозорливостью, данной ему дьяволом, и, следова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz