Живая Арктика. 2008, №1.

Глава XI. ЧАРОДЕЙСТВО И КОЛДОВСТВО ЛОПАРЕЙ 55 едва ли можно где-либо еще найти. Кроме того, я приво­ жу здесь еще изображение четвертого барабана под ли­ терою "F", любезно подаренного мне светлейшим ба­ роном Генриком Флеммингом. Для пользования этими барабанами необходимы два вспомогательные орудия: это указка и молоточек. Первая служит для фиксации той из нарисованных на барабане фигур, которая является пред­ метом гадания, второй - для ударов по натянутой коже. В большинстве случаев указкой служит именно та связка медных колечек, о которой упоминает Самуил Реен. Для этой цели берется обычно медное кольцо, на которое нанизываются уже более мелкие колечки так, что в целом это напоминает гроздь. Впрочем, и этот предмет имеет по временам совсем другую форму. Так, например, в моем личном собрании есть одна указка, сделанная из грубой меди, имеющая форму талера с квадратным отверстием посередине и вме­ сто нанизанных колечек снабженная связанными радиу­ сами тонкими медными цепочками; другая представляет собой стальное кольцо с подвешенной к нему на тонких цепочках круглой медной пластинкой. Я видел также еще и другие, сделанные из кости, в форме греческой буквы дельта, с подвешенными к ней колечками и т.д. Изобра­ жение этих предметов из моей коллекции я прилагаю к рисункам А и В под литерою "G". Так как, однако, кольца составляют, по-видимому, ос­ новную часть этого предмета (что подтверждается и ви­ дом указок из собрания светлейшего канцлера), то прав был анонимный автор, на которого я уже неоднократно ссылался, говоря: "Кольцо, лежащее на барабане, не ос­ тается неподвижным". Олаф Магнус называл их змеями или медными жабами. Это название дано им не потому, чтобы лапландцы действительно пользовались когда-ни- будь змеями или жабами или чтобы эти предметы похо­ дили на названных животных, а скорее в силу обычая счи­ тать змею и жабу излюбленными Сатаною существами, которыми они охотно пользуются в своих нечестивых обрядах. Сами лопари называют этот предмет арпой (Агра). "Указка, - сообщает Иоанн Торней, - которую они называют арпой, состоит из сцепленных вместе колечек - медных, железных, стальных или серебряных". Из этих слов мы вправе заключить, что не одна толь­ ко медь, но и другие металлы могут служить материа­ лом для изготовления этих предметов. Молотком назы­ вается инструмент, которым колдуны бьют в барабан. Олаф и Иоанн Магнусы рассказывают, как "лопари вы­ зывают семейных духов (genios familiare), ударяя по ба­ рабану молотком". Это, конечно, не кузнечный молот, как представлял себе неудачный иллюстратор книги Олафа Магнуса, а своеобразный инструмент, сделан­ ный из оленьего рога таким образом, что два расходя­ щиеся разветвления служат для удара, а главный ствол - рукояткой, что изображено на прилагаемых рисунках А и В под литерою "Н". Этим молотком лопари бьют по натянутой на бара­ бан коже не с целью произвести громкий звук, а лишь для того, чтобы сотрясением мембраны вызвать пере­ мещение положенной на какой-нибудь рисунок указки в желательном направлении к другим фигурам, что и служит основой для дальнейшего гадания. Такой вид имеет волшебный барабан со всеми свои­ ми принадлежностями у лопарей, платящих дань Швеции. Отчасти он вошел в употребление и у так называемых фин- лаппов (Finnlappi), финно-лапландцев, живущих на севе­ ре Норвегии и входящих в состав королевства Датского. Однако там он несколько отличается от описанного нами, как видно из рисунков, сделанных Олафом Вормием - уче­ нейшим и пытливейшим исследователем, опубликованных им в описании его "Музея" (Museum Wormianum). Несмот­ ря на это, я не думаю, чтобы это различие зависело от того, что те племена пользуются другими барабанами, которые отличаются от наших, а полагаю, что особый вид придается им в зависимости от тех целей, для которых изготовляется тот или иной вид инструмента. Чтобы не заслужить упрека в умышленном умолча­ нии о чем-нибудь существенном, я привожу здесь под­ линные слова Олафа Вормия. "Лопарский барабан, - пи­ шет он, - в который, ударяя, они гадают и колдуют, сде­ лан из овального куска дерева, выдолбленного внутри, длиною около фута, шириною около десяти дюймов, с шестью резными отверстиями и рукояткой, за которую они держатся левой рукой в то время, когда правой бьют в барабан. Жилами к нему прикреплена мембрана, рас­ писанная разными нелепыми фигурами, намазанными кровью или какой-нибудь красной краской. К этому при­ соединяется слегка выпуклое медное тело, имеющее фор­ му ромба, диаметром около двух дюймов, отмеченное по углам медными цепочками. Барабанная палочка, сделан­ ная из рога, которою бьют в барабан, имеет форму боль­ шого латинского "Т" длиною в шесть дюймов и толщи­ ною в мизинец". Этим барабаном лопари пользуются в разных случа­ ях жизни и многое получают благодаря ему, по крайней мере таково их мнение на этот счет. Поэтому он окружен в их среде почетом и служит предметом забот и бережно­ го ухода. Его хранят завернутым в овечью шерсть вместе с указкой и молоточком (Самуил Реен). В другом издании сочинения Самуила Реена есть упо­ минание о том, что эти инструменты завертываются не в овечью шерсть, а в Loomskin, что обозначает не шерсть, а пух особого вида водяных птиц, которых в этой стране называют Loom. Одна из них описана Вормием в его "Му­ зее" и, может быть, еще более подробно будет описана мною, если когда-нибудь мне удастся опубликовать мате­ риалы моего собственного собрания редкостей. Барабан считается у лопарей священным предметом, относящимся к религиозному культу, и поэтому строжай­ ше возбраняется прикасаться к нему какой бы то ни было женщине, достигш ей половой зрелости (nub ili, manvvuxne). Поэтому же в случае перевода или перехода на другие места барабан переносится последним, обяза­ тельно самим мужчиной, а не женщинами, и притом иног­ да такими путями, которыми еще никто не ходил. Эту странность они объясняют опасением, чтобы кто- нибудь, а в особенности взрослая женщина, идущая по пути, по которому несли барабан, не подверглась из-за этого опасности потери здоровья или даже смерти. По их словам, подобные случаи бывали неоднократно и опас­ ность их наступления длится около трех дней. Как ни странны эти слова, но сомневаться в них нет оснований, т.к. дьявол также требует уважения к своему культу и стро­ гими карами обеспечивает подчинение своим законам в пределах, допущенных Господом Богом. Но если все же случится, что женщина прошла по тому

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz