Живая Арктика. 2008, №1.
Глава XI. ЧАРОДЕЙСТВО И КОЛДОВСТВО ЛОПАРЕЙ 53 Люди, достигшие этой ступени, уже не нуждаются в волшебном барабане, которым пользуются при чародей стве лопари, для того чтобы видеть вещи, отдаленные про странством и временем, дьявол уже настолько владеет ими, что даже помимо собственного желания они видят и слышат это. Так, например, один лапландец недавно при нес мне свой барабан, которого я раньше тщетно от него добивался, и печально сознался мне, что, хотя он и оста вил его и не заводил себе другого, несмотря на это, про должает видеть вещи, происходящие в других местах точ но также, как он раньше видел их с помощью барабана. Для доказательства истины своих слов он подробно и точ но описал мне все, что произошло со мной во время мое го путешествия в Лапландию (чего он не мог знать), и тут же стал просить совета, что бы сделать ему со своими глазами, перед которыми все время теснятся эти дальние образы". Перейдем теперь к самому описанию чародейства лопарей, все виды которого можно разделить на две груп пы по характеру тех инструментов, которые употребля ются для их осуществления: во время первого лопари пользуются особым волшебным барабаном, при втором - уже узлами, метательными снарядами, заклинаниями и прочим. Прежде всего поговорим о барабане, так как он явля ется особенно характерным для лапландцев. Сами они называют его Каннус (Kannus), как сообщает уважаемый и достопочтенный Иоанн Торней, пастор и настоятель прихода в Торнео, в своей книжечке о лопарях. "Свои вол шебные обряды, - пишет он, - лопари совершают при по мощи материального инструмента (на их языке Kannus), сработанного наподобие барабана... Предмет этот носит название Квобдас (Quobdas) или Каннус (Kannus), у нас же - лопарский или, вернее, волшебный барабан". Бара бан лопари делают из выдолбленного дерева, по преиму ществу из сосны, ели или березы, растущих в особых свя щенных местах и обращенных к солнцу, как свидетель ствуют Самуил Реен (Rheen) и Олаф Петерсон Ниурений:' Каспар Пейцер, в свою очередь, предполагал, что бараба ны делаются из меди, и ошибался. Под деревом, обращенным к солнцу, подразумевает ся такое дерево, пучки древесины которого, идущие вдоль ствола, обращаются справа налево. Из этой особенности строения лопари заключают, что данное дерево находит ся в соответствии с направлением движения солнца, а сле довательно, угодно солнцу. В области Торнео эти деревья служат предметами тайного культа как священные. Из стволов таких вот именно деревьев изготовляется бара бан. Ствол дерева должен быть цельным. С одной сторо ны он выдалбливается и по выступающему краю этого углубления затягивается кожей, нижняя же, выпуклая часть, устраивается так, чтобы за нее можно было дер жаться. Для этой цели выпуклая сторона снабжается двумя резными продолговатыми отверстиями таким образом, чтобы остающаяся между ними часть дерева выступала наподобие киля. Остальная часть, боковая, на которой закрепляется натянутая сверху кожа, имеет форму продолговатого овала, диаметр которого равняется поло вине локтя, а то и меньше. Кожа, которая натягивается на барабан, тоже обязательно должна быть цельной. Она зак репляется по краям деревянными клинышками (гвоздя ми) или же швом из оленьих жил. Олаф Магнус, говоря о способе употребления бара бана, называет весь инструмент наковальней: "Медную лягушку или змею он потрясал размеренными ударами молота по этой наковальне". Это фигуральное выраже ние дало повод плохо разбирающемуся в предмете худож нику, иллюстрировавшему книгу Магнуса, нарисовать тут кузнечную наковальню со змеёй на ней и скачущей ля гушкой под большим кузнечным молотом. Все это смеш но человеку, хоть раз видевшему лопарский барабан. Олаф Магнус сравнил его с наковальней только потому, что лап ландцы ударяют в него молоточком, как будет видно из дальнейшего. Натянутую на барабан кожу, они расписывают разны ми изображениями, сделанными красной краской, приго товляемой из толченой и вываренной ольховой коры (Иоанн Торней и Самуил Реен). Этот последний дает под робное описание того, что обыкновенно изображается на коже барабана. "Приблизительно посредине барабана, - указывает он, - они проводят две поперечные линии, а над ними изображают своих наиболее чтимых богов, как, например, Top (Thoronem) - владыка над прочими, - с его слугами, а также Сторюнкара (Stoorjunkarem) с тако выми же. Затем ниже проводится еще две линии, парал лельные верхним, но доходящие лишь до середины бара бана, над ними изображается Христос с некоторыми апо столами. То, что нарисовано над всеми этими линиями, должно обозначать птиц, звезды и луну. Ниже, в самом центре, изображается солнце, на которое кладут связку медных колец каждый раз, когда бьют в барабан. Ниже солнца рисуют уже всевозможные земные предметы, раз ных животных, как, например, медведи, волки, олени, лисицы, змеи, а также леса, болота, реки, и т.п." Однако на основании своих собственных наблюдений я должен признать, что не все барабаны расписываются подобным образом. Я сам имел в качестве образцов три таких предмета в своем личном собрании. Один из них изображен в моем труде под литерою "В" рядом с барабаном, описанным Самуилом Рееном. Несколько отличается от вышеприведенного и описание барабана, сделанное Иоанном Торнеем. "Все фигуры, - пишет он, - разделяются на несколько сфер или облас тей, главнейшие из них три. Первая изображает Норлан- дию и многие области Швеции и помещается в южной части барабана, отделяясь от остальных чертой. На ней обыкновенно нарисован ближайший город, с которым лопарями ведутся ежегодные торговые сношения. Так, на пример, на одном барабане из Торнеоского округа изоб ражен город Торнео с церковью, с пастором и начальни ком округа - словом, со всеми теми людьми, с которыми им приходится иметь дело. Далее - дорога, идущая от Торнео к их области, по которой они следят во время га даний, не едет ли к ним священник, начальник или кто- либо другой из представителей власти. В северной части изображена подобным же образом Норвегия с разными свойственными ей подробностями. Среднюю же и большую часть барабана занимает их соб ственная страна. В ней изображены различные животные, которые водятся в Лапландии. Тут стоят целые стада оле ней медведей, лисицы, волки, дикие звери всякого сорта, все это для того, чтобы при волхвовании можно было оп ределить, где они в данный момент находятся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz