Живая Арктика. 2008, №1.

Глава XI ЧАРОДЕЙСТВО И КОЛДОВСТВО ЛОПАРЕЙ давних пор повсюду, куда проникли сведения о лопарях, они пользуются дурной славой бла­ годаря крайнему пристрастию ко всевозмож­ ным магическим действиям, волшебству и ча­ родейству. Поэтому, изложив в предыдущей главе все, от­ носящееся к еще крепко укоренившимся среди них пере­ житкам язычества, я считаю не лишним остановиться и на столь широко прославивших их суеверных обычаях и нечестивых обрядах. Из старинных авторов, писавших о лапландцах, уже Яков Циглер называет их "искуснейшими волшебниками", а португалец Дамиан Гоен уверяет, что "народ этот до того пропитан всякими невероятнейшими чародействами, что даже умеет своими заклинаниями останавливать бег мор­ ских судов, идущих под всеми парусами". В таком же духе отзывается о лапландцах, живущих на севере Норвегии, и Петр Клауд: "Все они такие колдуны и волшебники, ка­ ких в наши дни, да и в прошлом, едва ли можно встре­ тить. Самые худшие из них лаппофинны, еще более пре­ данные суеверию, чем приморские финны". Не менее определенны отзывы древних писателей о предках нынешних лапландцев, жителях древней Биар­ мии: "Жители Биармии, - пишет Олаф Магнус, - искус­ ны в чаровании людей. Взглядом, словами или какими- нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют сво­ боду воли и часто совершают непонятные поступки". Сак­ сон Грамматик приводит такой пример волшебства биар- мцев в описании одной битвы: "Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими пес­ нями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил пролив­ ной дождь, придавая печальный облик всей лучезарной еще недавно окрестности". Совершенно подобный рассказ мы находим и у древ­ него исландского летописца Стурлесона, что не оставля­ ет места сомнениям в истинности этих невероятных яв­ лений. Правда, в наше время лапландцы уже не так часто и не так явно пользуются своими сверхъестественными способностями, почему Андрей Бурей и пишет вполне ре­ зонно, что "лапландцы в старину больше были преданы чародействам, чем ныне" и далее: "Большая часть лап­ ландцев уже не обладает магической силою". На это же указывает и Пейцер: "В наше время уже реже встречает­ ся колдовство среди этого народа, т.к. шведский король пригрозил суровыми карами всем, кто станет им занимать­ ся". Тем не менее немалое число лапландцев и поныне упражняется в этом искусстве. Как на причину этого явления, кроме уже указанной мною основной, заключающейся в прочных еще пережит­ ках у этого народа языческих верований, следует указать и на то, что многим приходится изучать чародейство и кудесничество, хотя бы для того, чтобы защитить себя от козней и ухищрений других колдунов и волшебников. Сами лапландцы часто ссылаются на эти соображе­ ния. К этому же склоняются и многие авторы, как, напри­ мер, вышеупомянутый Петр Клауд, сообщая следующее: "Знание этого искусства для них совершенно необходи­ мо, т.к. иначе они терпели бы неисчислимые бедствия от своих же земляков". По этой причине среди лапландцев встречаются настоящие учителя и знатоки этого дела; родители, в свою очередь, по наследству передают своим детям приобретенные ими самими знания в этой области и власть над злыми духами и демонами, подчиняющими­ ся их заклинаниям. Это подтверждает Иоанн Торней: "Есть у них знатоки и учителя этого искусства" и Петр Клауд: "Некоторые отдают своих детей в выучку лопарям". Есть и другие примеры. Исландский летописец Стурлесон упоминает об од­ ной девушке по имени Гунильде, посланной своим отцом Одзоаром Хюиде - жителем острова Гельголанда (Halogoland) на воспитание в Финмаркен, т.е. на север норвежской Лапландии "к королю лапландцев Мотле для изучения чародейского искусства финнов". Многоуважаемый И. Торней рассказывает, что они приобретают эти знания или от специальных учителей, или от родителей, или же в дальнейшем путем упражне­ ния и наблюдения над тем, как магические действия совершаются другими, более опытными, и, таким обра­ зом, сами становятся колдунами, если имеют к тому еще и врожденные задатки. Дело в том, что отнюдь не все по­ читаются одинаково способными этому искусству, неко­ торые, например, несмотря на обучение и большой опыт, оказываются совершенно к нему негодными, как прихо­ дилось мне слышать от многих, достойных доверия лю­ дей. И. Торней по этому поводу справедливо замечает: "Подобно тому как не все лапландцы одинаковы по нату­ ре, точно так же и в могуществе волхвований они облада­ ют далеко не равными силами". Далее тот же автор дела­ ет любопытное замечание: "Демоны у этого народа со­ ставляют часть наследства, и бывает так, что одна семья кичится перед другой тем, что имеет более могуще­ ственных". Из этих слов, а также из других сообщений выясняется, что отдельные семьи имеют своих собственных демонов, отличных от тех, которыми пользуются другие семьи, и сплошь и рядом им враждебных. Идя в этом направлении еще далее, уже не только семья, но даже отдельные люди имеют своих собственных демонов, иногда одного, иногда многих, из которых одни защищают их от козней чужих демонов, другие же сами употребляются ими во вред про­ чим людям. Олаф Петерсон Ниурений так пишет об этом: "Лап­ ландцы кичатся числом преданных им демонов, одни,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz