Живая Арктика. 2008, №1.
50 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ Остается еще сказать несколько слов о принесении жертв Солнцу. При этом пользуются не самцами, а самка ми оленей, притом взрослым животным предпочитают мо лодых телушек. Из всех ученых, писавших о Лапландии, сообщение об этом можно найти у одного только Самуи ла Реена. Обряд жертвоприношения Солнцу остается по чти таким же, как и при уже описанных нами, с той лишь разницей, что через правое ухо оленя продергивают бе лую, а не красную, как у Сторюнкара, нить в знак того, что он посвящается Солнцу. Колечко, на котором подвешивается кусок мяса, де лают при этом из ивового, а не березового прутика и по мещают его на жертвеннике, сходном с Торовым, позади своего жилища: "Убив оленя, берут маленький кусо чек мяса из какой-нибудь части тела и подвешивают на кольце, сделанном из ивового прута, над жертвенным сто лом позади жилища в том же месте, где приносят жертвы Тору". По-види мому, это не тот же самый алтарь, но сходный с ним, как мы уже говорили раньше. Различие их состоит в том, что на алтаре Солнца не бывает никаких идо лов и нет также и оленьих рогов. От части это объясняется, конечно, тем, что у молодых жерт венных животных они еще не успевают отрасти. Но для того чтобы жертвенник не казался пустым, на нем раскла дывают в кружок кости жертвы: "Все крупнейшие кости жертвы раскладывают на алтаре таким образом, чтобы из них образовался круг". В этом заключается обряд жерт воприношения Солнцу. Кроме перечисленных нами главных богов, лопари имеют еще много мелких, о которых мы уже говорили выше, как, например, маны - души умерших и полчища привидений - Юлей (Juhl). Манам они не дают какого-нибудь определенного названия, мертвецов же вообще называют на своем языке "sitte". Им не ставят идолов, как Тору или Сторюнкару, а только приносят иногда особого рода жертвы. При этом, прежде всего при помощи бара бана, узнают волю покойного относи тельно угодного ему вида жертвы. Во время этого, обычным путем идуще го гаданья поют песнь: "Maiite werro jabmina site?", т.е. "Какой жертвы вы хотите, мертвецы (маны)?". После того как кольцо на бара бане укажет желаемую жертву, через правое ухо ее про дергивают черную нить. Анонимный автор, у которого я заимствовал и слова вышеприведенной песни, говорит об этом следующее: "Олени и другие животные, приносимые в жертву умер шим, должны иметь на рогах шерстяную нить черного цвета". Отмеченное таким способом животное приносится затем в жертву. Мясо его съедается, за исключением час тицы сердца и легких, каждую из которых разделяют на три части, прикрепляют к трем палочкам и, смочив их в крови жертвы, зарывают в землю. Уже упоминавшийся мною анонимный автор так пишет об этом: "Они берут кусочки сердца и легкого, разрезают их на три части, при вязывают к трем палочкам, пропитывают кровью и затем таким же образом закапывают в землю, положив их вмес те в ящичек, напоминающий с виду лопарские сани". Говоря здесь "таким же образом закапывают в зем лю", автор имеет в виду кости, о которых он упоминает выше. Дело в том, что все кости из убитого животного обыкновенно вынимаются и закапываются в землю. Са муил Реен подтверждает это: "Под конец собирают все кости, складывают их в особый ящичек и закапывают в землю". Подробнее об этом я намерен поговорить при описании погребальных обрядов лопарей. Остается сказать еще несколько слов о полчищах привидений Юлей (Juhl), которых называют еще Juhlafolnet. Они также не имеют ни идолов, ни каких-либо других изобра жений, как и маны. Местом поклонения им обыкно венно бывает какое-нибудь дерево, ра стущее позади шалаша на расстоянии полета дротика. Культ их состоит в следующем, как видно из описания Самуила Реена: "Накануне праздника Юлей, что у лопарей обозначает Рож дество, и в самый день праздника они совершают суеверный обряд в честь блуждающих по воз духу Юлей (Juhl), которые в эти дни, по их поверию, носят ся по соседним лесам и горам. Обряд этот заключается в следующем: в сочельник лопари постятся или, вернее, воз держиваются от всякой мясной пищи, от каждого же дру гого кушанья берут кусочек и тщательно его сохраняют, то же самое делают и в самый день праздника. Собранные таким образом в течение этих двух дней частицы они скла дывают в ковчежец, сделанный из бересты, напоминаю щий кораблик с парусами и веслами, и доливают туда не много жиру. Затем такой кораблик, наполненный кусочками, подвешива ют на дереве позади своего жилища в некотором отдалении для удовлетворе ния толпы носящихся по воздуху, по лесам и горам Юлей". Этот новый для нас вид жертвоприношения напомина ет (воздаяния) древних, предназначав шихся гениям. Почему все это укла дывается в кораблик, они и сами не зна ют и не могут объяснить этого. Мне кажется, что это чуждый религиозный обычай, в особенности еще и потому, что раньше вместо Юлей они чтили полчища ангелов, бла- говествовавших Рождество Христово, как было уже сказа но в начале этой главы. Это предание могло дойти до них только с введением христианства, которое, по всей вероятности, впервые было занесено приплывшими на кораблях, что, быть мо жет, и отразилось в этих обрядах. Вот все, что мы намеревались сказать об идолопок лонстве и языческом суеверном культе у лопарей, кото рый удержался до наших дней, хотя и не повсюду, но еще достаточно широко распространен, о чем свидетельству ет повседневное наблюдение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz