Живая Арктика. 2008, №1.

50 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ Остается еще сказать несколько слов о принесении жертв Солнцу. При этом пользуются не самцами, а самка­ ми оленей, притом взрослым животным предпочитают мо­ лодых телушек. Из всех ученых, писавших о Лапландии, сообщение об этом можно найти у одного только Самуи­ ла Реена. Обряд жертвоприношения Солнцу остается по­ чти таким же, как и при уже описанных нами, с той лишь разницей, что через правое ухо оленя продергивают бе­ лую, а не красную, как у Сторюнкара, нить в знак того, что он посвящается Солнцу. Колечко, на котором подвешивается кусок мяса, де­ лают при этом из ивового, а не березового прутика и по­ мещают его на жертвеннике, сходном с Торовым, позади своего жилища: "Убив оленя, берут маленький кусо­ чек мяса из какой-нибудь части тела и подвешивают на кольце, сделанном из ивового прута, над жертвенным сто­ лом позади жилища в том же месте, где приносят жертвы Тору". По-види­ мому, это не тот же самый алтарь, но сходный с ним, как мы уже говорили раньше. Различие их состоит в том, что на алтаре Солнца не бывает никаких идо­ лов и нет также и оленьих рогов. От­ части это объясняется, конечно, тем, что у молодых жерт­ венных животных они еще не успевают отрасти. Но для того чтобы жертвенник не казался пустым, на нем раскла­ дывают в кружок кости жертвы: "Все крупнейшие кости жертвы раскладывают на алтаре таким образом, чтобы из них образовался круг". В этом заключается обряд жерт­ воприношения Солнцу. Кроме перечисленных нами главных богов, лопари имеют еще много мелких, о которых мы уже говорили выше, как, например, маны - души умерших и полчища привидений - Юлей (Juhl). Манам они не дают какого-нибудь определенного названия, мертвецов же вообще называют на своем языке "sitte". Им не ставят идолов, как Тору или Сторюнкару, а только приносят иногда особого рода жертвы. При этом, прежде всего при помощи бара­ бана, узнают волю покойного относи­ тельно угодного ему вида жертвы. Во время этого, обычным путем идуще­ го гаданья поют песнь: "Maiite werro jabmina site?", т.е. "Какой жертвы вы хотите, мертвецы (маны)?". После того как кольцо на бара­ бане укажет желаемую жертву, через правое ухо ее про­ дергивают черную нить. Анонимный автор, у которого я заимствовал и слова вышеприведенной песни, говорит об этом следующее: "Олени и другие животные, приносимые в жертву умер­ шим, должны иметь на рогах шерстяную нить черного цвета". Отмеченное таким способом животное приносится затем в жертву. Мясо его съедается, за исключением час­ тицы сердца и легких, каждую из которых разделяют на три части, прикрепляют к трем палочкам и, смочив их в крови жертвы, зарывают в землю. Уже упоминавшийся мною анонимный автор так пишет об этом: "Они берут кусочки сердца и легкого, разрезают их на три части, при­ вязывают к трем палочкам, пропитывают кровью и затем таким же образом закапывают в землю, положив их вмес­ те в ящичек, напоминающий с виду лопарские сани". Говоря здесь "таким же образом закапывают в зем­ лю", автор имеет в виду кости, о которых он упоминает выше. Дело в том, что все кости из убитого животного обыкновенно вынимаются и закапываются в землю. Са­ муил Реен подтверждает это: "Под конец собирают все кости, складывают их в особый ящичек и закапывают в землю". Подробнее об этом я намерен поговорить при описании погребальных обрядов лопарей. Остается сказать еще несколько слов о полчищах привидений Юлей (Juhl), которых называют еще Juhlafolnet. Они также не имеют ни идолов, ни каких-либо других изобра­ жений, как и маны. Местом поклонения им обыкно­ венно бывает какое-нибудь дерево, ра­ стущее позади шалаша на расстоянии полета дротика. Культ их состоит в следующем, как видно из описания Самуила Реена: "Накануне праздника Юлей, что у лопарей обозначает Рож­ дество, и в самый день праздника они совершают суеверный обряд в честь блуждающих по воз­ духу Юлей (Juhl), которые в эти дни, по их поверию, носят­ ся по соседним лесам и горам. Обряд этот заключается в следующем: в сочельник лопари постятся или, вернее, воз­ держиваются от всякой мясной пищи, от каждого же дру­ гого кушанья берут кусочек и тщательно его сохраняют, то же самое делают и в самый день праздника. Собранные таким образом в течение этих двух дней частицы они скла­ дывают в ковчежец, сделанный из бересты, напоминаю­ щий кораблик с парусами и веслами, и доливают туда не­ много жиру. Затем такой кораблик, наполненный кусочками, подвешива­ ют на дереве позади своего жилища в некотором отдалении для удовлетворе­ ния толпы носящихся по воздуху, по лесам и горам Юлей". Этот новый для нас вид жертвоприношения напомина­ ет (воздаяния) древних, предназначав­ шихся гениям. Почему все это укла­ дывается в кораблик, они и сами не зна­ ют и не могут объяснить этого. Мне кажется, что это чуждый религиозный обычай, в особенности еще и потому, что раньше вместо Юлей они чтили полчища ангелов, бла- говествовавших Рождество Христово, как было уже сказа­ но в начале этой главы. Это предание могло дойти до них только с введением христианства, которое, по всей вероятности, впервые было занесено приплывшими на кораблях, что, быть мо­ жет, и отразилось в этих обрядах. Вот все, что мы намеревались сказать об идолопок­ лонстве и языческом суеверном культе у лопарей, кото­ рый удержался до наших дней, хотя и не повсюду, но еще достаточно широко распространен, о чем свидетельству­ ет повседневное наблюдение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz