Живая Арктика. 2008, №1.
Глава X. О ЯЗЫЧЕСКИХ БОГАХ ЛОПАРЕЙ И О ПОКЛОНЕНИИ ИМ 49 Позади жертвенника кладут рога убитого оленя и глав нейшие кости черепа, а также ноги, перед ним - в бересто вой посудине - куски мяса от всех частей тела животного, залитые жиром. "Рога и главные кости кладут на алтарь Тору", - кратко замечает автор анонимной рукописи. Все остальное мясо убитого оленя идет в пищу семье лопаря. Таков обряд жертвоприношения Тору. Когда жертва приносится Сторюнкару, обыкновенно это бывает самец-олень, то прежде всего (как говорит Самуил Реен, сообщение которого мы излагаем здесь почти дословно) сквозь его правое ухо продергивают нить красного цвета, затем вяжут его позади шалаша, как и жертву Тора, и таким же способом убирают кровь из области, ближайшей к сердцу. После этого лопарь, совер шающий жертвоприношение, уносит рога жертвы вместе с костями черепа и шеи, копытами и ногами на священ ную гору того Сторюнкара, в честь которого была прине сена жертва. Придя на это место и приближаясь к камню, лопарь почтительно обнажает голову, наклоняется к земле, пре клоняет колени и всячески проявляет свое уважение к идо лу, затем смазывает камень принесенными с собой кро вью и жиром жертвы. За спиной идола ставят рога. Так описывает это Самуил Реен. Анонимный автор к этому добавляет, что к правому рогу оленя привязывают его половой член, а к левому ту красную нить, перевитую серебром, о которой мы уже упо минали: "Рога и главные кости головы и шеи относят к Сторюнкару и вооружают их там в знак почтения. К пра вому рогу привязывают член, которым олень продолжает свой род, на левый рог наматывают красную нить, обви тую серебром". Все, что соблюдается при жертвоприношении Сто рюнкару, соблюдается также и по отношению к Сейтам, из чего видно, что божество торнеоских лопарей только именем отличается от того же бога лулеоских и питеос- ких лопарей. Иоанн Торней описывает культ Сейтов следующим образом: "В определенное время лопари собираются около Сейтов, особенно в праздники или в случае какого-нибудь тяжелого бедствия. Нарядившись в свое лучшее платье, подходят к идолу, молятся ему и вообще всячески выра жают ему свою преданность и уважение. При этом прино сят им всевозможные жертвы, в частности все самое луч шее, что есть в олене: жирное мясо и пр., а также шкуру с рогами и копытами. Из всего этого образуются целые гру ды в тех местах, где развит культ Сейтов". Из этого видно, что жертвоприношения Сейтам ни чем не отличаются от описанных выше жертв Сторюнка- рам. Оленьи рога, которыми они окружают каменных идо лов, иногда находятся в таком громадном количестве и так навалены друг на друга, что образуется как бы непро ходимый вал вокруг идола. Они называют его Tioriwigard, что значит "полоса, усе янная рогами". По словам Реена, число их иногда превы шает тысячу. Он же рассказывает, что лопари имеют обык новение подвешивать на эти рога колечки из березовых прутьев с нацепленными на них кусками оленьего мяса: "Берут куски мяса от какой-нибудь части тела убитого жи вотного и нацепляют его на березовый прутик, который сгибают колечком и вешают на рога". Этот обычай, думается мне, и дал повод ошибочно предполагать, что в числе богов лопари чтут также оленьи рога. Об этом подробно говорит Торней: "Некоторые пло хо осведомленные люди рассказывают, что лопари покло няются также оленьим рогам. Это заблуждение я объяс няю себе тем, что и в наше время кое-где наталкиваешься на настоящие курганы, сделанные из оленьих рогов. Как они возникли, вполне понятно тем, кто помнит, что они представляют собой остатки жертв, приносимых лопаря ми Сейтам. При этом в жертву приносятся обыкновенно и оленьи рога и шкура с копытами. Все остальное идет в пищу. Тут тоже полная аналогия с тем, что обычно и при других жертвоприношениях. Два других вида несколько отличаются от прочих и встречают ся реже: первый - когда жертву ведут на гору, где стоит идол, второй - когда желают совершить жертвоприношение в таком месте, куда из-за страшной высоты его или непроходимости дорог не могут добраться. В первом случае жертву режут перед самым идолом и затем, проделав все, что предписано обрядами, тотчас же жарят мясо жертвы и тут же съедают его вместе с при глашенными друзьями, в особенности куски, вырезанные из головы и шеи. Это называется у них "пиром Сторюн кара". Шкуру жертвы при этом оставляют на месте. Тако го рода жертвоприношение совершается не повсюду, а только на некоторых горах, посвященных Сторюнкару, где этот вид культа считается ему угодным. Во втором случае, относящемся к недоступным для человека местам, обмазывают кровью жертвы камень и бросают его на недосягаемую священную скалу или "гор ную вершину, на которой, по их представлениям, живет Сторюнкар, и таким образом выполняют свой обет. Подобно тому как, помимо жертв, чтят Тора ежегод ным приготовлением новых идолов, так точно перести лают свежими березовыми или сосновыми ветвями под ножие священного камня, изображающего Сторюнкара. Это делается дважды в год: первый раз летом, когда зем ля устилается березовыми ветвями, второй раз зимой - сосновыми ветвями. Все это согласуется с сообщениями Торнея о Сейтах, которые мы привели выше.Украшая таким образом капи ще, они стараются при этом угадать, милостиво ли на строен бог или чем-нибудь недоволен. Если камень кажет ся им легким в то время, когда они приподнимают его, чтобы подостлать под него траву и свежие ветки, то это считается благоприятным предзнаменованием, если же он тяжелее, чем обыкновенно, то полагают, что бог разгне ван и недоволен ими, почему в таких случаях стараются умилостивить его жертвами или обещаниями. Нечто подобное мы находим у Пейцера на страницах его сочинения "О волхвовании": "Отправляясь на охоту или рыбную ловлю и вообще при начале какого-нибудь предприятия, лопари, произнеся заклинания, пытаются уз нать волю богов, пробуя сдвинуть их с места. Если это им легко удается, то они принимают это за одобрение и пред вещание успеха, если боги поддаются с трудом, то это сулит неудачу, если же их совсем не удается сдвинуть, то это обозначает, что они разгневаны". Я не думаю, что это могло бы относиться ко всем слу чаям, но при перестилке травы и ветвей это обыкновенно практикуется. В иных случаях для этой же цели прибега ют к гаданью при помощи волшебного барабана, о чем мы уже говорили.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz