Живая Арктика. 2008, №1.

Глава X. О ЯЗЫЧЕСКИХ БОГАХ ЛОПАРЕЙ И О ПОКЛОНЕНИИ ИМ 49 Позади жертвенника кладут рога убитого оленя и глав­ нейшие кости черепа, а также ноги, перед ним - в бересто­ вой посудине - куски мяса от всех частей тела животного, залитые жиром. "Рога и главные кости кладут на алтарь Тору", - кратко замечает автор анонимной рукописи. Все остальное мясо убитого оленя идет в пищу семье лопаря. Таков обряд жертвоприношения Тору. Когда жертва приносится Сторюнкару, обыкновенно это бывает самец-олень, то прежде всего (как говорит Самуил Реен, сообщение которого мы излагаем здесь почти дословно) сквозь его правое ухо продергивают нить красного цвета, затем вяжут его позади шалаша, как и жертву Тора, и таким же способом убирают кровь из области, ближайшей к сердцу. После этого лопарь, совер­ шающий жертвоприношение, уносит рога жертвы вместе с костями черепа и шеи, копытами и ногами на священ­ ную гору того Сторюнкара, в честь которого была прине­ сена жертва. Придя на это место и приближаясь к камню, лопарь почтительно обнажает голову, наклоняется к земле, пре­ клоняет колени и всячески проявляет свое уважение к идо­ лу, затем смазывает камень принесенными с собой кро­ вью и жиром жертвы. За спиной идола ставят рога. Так описывает это Самуил Реен. Анонимный автор к этому добавляет, что к правому рогу оленя привязывают его половой член, а к левому ту красную нить, перевитую серебром, о которой мы уже упо­ минали: "Рога и главные кости головы и шеи относят к Сторюнкару и вооружают их там в знак почтения. К пра­ вому рогу привязывают член, которым олень продолжает свой род, на левый рог наматывают красную нить, обви­ тую серебром". Все, что соблюдается при жертвоприношении Сто­ рюнкару, соблюдается также и по отношению к Сейтам, из чего видно, что божество торнеоских лопарей только именем отличается от того же бога лулеоских и питеос- ких лопарей. Иоанн Торней описывает культ Сейтов следующим образом: "В определенное время лопари собираются около Сейтов, особенно в праздники или в случае какого-нибудь тяжелого бедствия. Нарядившись в свое лучшее платье, подходят к идолу, молятся ему и вообще всячески выра­ жают ему свою преданность и уважение. При этом прино­ сят им всевозможные жертвы, в частности все самое луч­ шее, что есть в олене: жирное мясо и пр., а также шкуру с рогами и копытами. Из всего этого образуются целые гру­ ды в тех местах, где развит культ Сейтов". Из этого видно, что жертвоприношения Сейтам ни­ чем не отличаются от описанных выше жертв Сторюнка- рам. Оленьи рога, которыми они окружают каменных идо­ лов, иногда находятся в таком громадном количестве и так навалены друг на друга, что образуется как бы непро­ ходимый вал вокруг идола. Они называют его Tioriwigard, что значит "полоса, усе­ янная рогами". По словам Реена, число их иногда превы­ шает тысячу. Он же рассказывает, что лопари имеют обык­ новение подвешивать на эти рога колечки из березовых прутьев с нацепленными на них кусками оленьего мяса: "Берут куски мяса от какой-нибудь части тела убитого жи­ вотного и нацепляют его на березовый прутик, который сгибают колечком и вешают на рога". Этот обычай, думается мне, и дал повод ошибочно предполагать, что в числе богов лопари чтут также оленьи рога. Об этом подробно говорит Торней: "Некоторые пло­ хо осведомленные люди рассказывают, что лопари покло­ няются также оленьим рогам. Это заблуждение я объяс­ няю себе тем, что и в наше время кое-где наталкиваешься на настоящие курганы, сделанные из оленьих рогов. Как они возникли, вполне понятно тем, кто помнит, что они представляют собой остатки жертв, приносимых лопаря­ ми Сейтам. При этом в жертву приносятся обыкновенно и оленьи рога и шкура с копытами. Все остальное идет в пищу. Тут тоже полная аналогия с тем, что обычно и при других жертвоприношениях. Два других вида несколько отличаются от прочих и встречают­ ся реже: первый - когда жертву ведут на гору, где стоит идол, второй - когда желают совершить жертвоприношение в таком месте, куда из-за страшной высоты его или непроходимости дорог не могут добраться. В первом случае жертву режут перед самым идолом и затем, проделав все, что предписано обрядами, тотчас же жарят мясо жертвы и тут же съедают его вместе с при­ глашенными друзьями, в особенности куски, вырезанные из головы и шеи. Это называется у них "пиром Сторюн­ кара". Шкуру жертвы при этом оставляют на месте. Тако­ го рода жертвоприношение совершается не повсюду, а только на некоторых горах, посвященных Сторюнкару, где этот вид культа считается ему угодным. Во втором случае, относящемся к недоступным для человека местам, обмазывают кровью жертвы камень и бросают его на недосягаемую священную скалу или "гор­ ную вершину, на которой, по их представлениям, живет Сторюнкар, и таким образом выполняют свой обет. Подобно тому как, помимо жертв, чтят Тора ежегод­ ным приготовлением новых идолов, так точно перести­ лают свежими березовыми или сосновыми ветвями под­ ножие священного камня, изображающего Сторюнкара. Это делается дважды в год: первый раз летом, когда зем­ ля устилается березовыми ветвями, второй раз зимой - сосновыми ветвями. Все это согласуется с сообщениями Торнея о Сейтах, которые мы привели выше.Украшая таким образом капи­ ще, они стараются при этом угадать, милостиво ли на­ строен бог или чем-нибудь недоволен. Если камень кажет­ ся им легким в то время, когда они приподнимают его, чтобы подостлать под него траву и свежие ветки, то это считается благоприятным предзнаменованием, если же он тяжелее, чем обыкновенно, то полагают, что бог разгне­ ван и недоволен ими, почему в таких случаях стараются умилостивить его жертвами или обещаниями. Нечто подобное мы находим у Пейцера на страницах его сочинения "О волхвовании": "Отправляясь на охоту или рыбную ловлю и вообще при начале какого-нибудь предприятия, лопари, произнеся заклинания, пытаются уз­ нать волю богов, пробуя сдвинуть их с места. Если это им легко удается, то они принимают это за одобрение и пред­ вещание успеха, если боги поддаются с трудом, то это сулит неудачу, если же их совсем не удается сдвинуть, то это обозначает, что они разгневаны". Я не думаю, что это могло бы относиться ко всем слу­ чаям, но при перестилке травы и ветвей это обыкновенно практикуется. В иных случаях для этой же цели прибега­ ют к гаданью при помощи волшебного барабана, о чем мы уже говорили.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz