Живая Арктика. 2008, №1.
48 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ Самуил Реен прибавляет к этому, что обыкновенно вырывают волос из шерсти жертвы и повязывают его на кольцо, которым гадают на барабане. Я приведу его слова: "Желая узнать, кому следует принести жертву - Тору, Сто- рюнкару или Солнцу, поступают следующим образом: свя зав жертвенное животное позади жилища, куда не разре шается ходить женщинам, выдергивают у него волос из нижней части шеи и привязывают его к одному из той связ ки колечек, которыми всегда пользуются при гадании на барабане. После этого ударяют в барабан и связка колечек с привязанным к ним волосом двигается по нему до тех пор, пока не остановится на нарисованном на нем изобра жении Тора, Сторюнкара или Солнца. Если колечки оста ются все на том же месте, то это служит знаком, что жертва угодна тому или иному богу". они пообещали осенью принести в жертву богам". В пос ледних словах Реена мы находим указание на то, что жертво приношения совершаются, главным образом, именно в осеннее время. Это объясняется, я думаю, тем, что бли зость надвигающейся зимы с ее продолжительной ночью делает для них в это время помощь богов особенно нуж ной. Поэтому же, вероятно, ежегодно осенью они поднов ляют изображение Тора, о чем я скажу ниже. Наряду с тем, что уже было рассказано мною о поклонении Тору, характерною особенностью его культа является то, что ежегодно за 40 дней до Михайлова дня они делают ново го деревянного идола, изображающего это божество. Об этом мне говорил Спирри Нильс. За этим следует освя щение его по установленному обряду, для чего идол об- В своем сочинении "О волхвовании" Пейцер описывает гадание при помощи барабана несколько иначе, вероятно будучи введен в заблуждение неточностью чьего-либо рас сказа или придав ему ложное истолкование. Привожу его слова: "Барабаны у них медные, - говорит он, - на них нари сованы разные виды четвероногих, птиц, рыб и пр., которые водятся в Лапландии. На барабан кладут медную лягушку, подвязанную к нему железной цепочкой. После этого, про износя заклинания, бьют в барабан, при издаваемых им зву ках лягушка прыгает на какое-нибудь из нарисованных на нем животных. Его и приносят в жертву богам". Обыкновенно в жертву приносят оленей, но, по сло вам лопаря Спирри Нильса, иногда и других животных, как, например, кошек, собак, овец или кур. "В Лулеоской Лаппмаркии, - рассказывает он, - приносят в жертву Сто- рюнкарам разных животных, как, например, кошек, со бак, овец или даже кур". Этому нисколько не противоре чит то, что многих из этих животных совсем нет в самой Лаппмаркии, т.к. лопари достают их специально для жер твоприношения из Норвегии. По крайней мере, это ут верждает вышеупомянутый Спирри Нильс, добавляя к приведенному выше перечислению животных,"которых они покупают в Норвегии". Об этом же говорит и Самуил Реен: "В Норвегии ло пари покупают главным образом тех животных, которых мазывается кровью и жиром убитой в честь него жертвы: "Перед деревянным идолом закалывают оленя, вынимают из него все кости, а кровью и жиром смазывают всего идо ла. После этого оленя вместе с его костями зарывают в землю". В этом и состоит торжественное освящение идола Тора, которое повторяется ежегодно. Кроме этого идола, Тору воздвигаются потом и другие: каждый раз, когда в жертву приносится олень. "Каждый раз, когда лопарь при носит в жертву оленя, - говорит Самуил Реен, - он ставит нового идола в честь Тора". Их расставляют в ряд на жертвеннике позади своего жилища на том священном месте, о котором мы уже гово рили, и там поклоняются им, принося им жертвы. Это делается обыкновенно следующим образом: узнав опи санным выше способом (гаданием на барабане), какая жертва будет угодна Тору, привязывают ее позади шала ша. Обыкновенно в жертву ему предназначаются самцы- олени. Связанного таким образом оленя закалывают, вон зая ему в сердце острие отточенного ножа, затем тщатель но собирают кровь, вытекшую из сердца в особый сосуд, чтобы тотчас же вымазать ею идола. Поставив идола, ко торого заготовляют к этому случаю, как и вообще при каж дом таком жертвоприношении, обмазывают ему кровью голову и спину, а на груди его проводят кровью же от дельные пересекающиеся линии наподобие крестов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz