Живая Арктика. 2008, №1.

48 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ Самуил Реен прибавляет к этому, что обыкновенно вырывают волос из шерсти жертвы и повязывают его на кольцо, которым гадают на барабане. Я приведу его слова: "Желая узнать, кому следует принести жертву - Тору, Сто- рюнкару или Солнцу, поступают следующим образом: свя­ зав жертвенное животное позади жилища, куда не разре­ шается ходить женщинам, выдергивают у него волос из нижней части шеи и привязывают его к одному из той связ­ ки колечек, которыми всегда пользуются при гадании на барабане. После этого ударяют в барабан и связка колечек с привязанным к ним волосом двигается по нему до тех пор, пока не остановится на нарисованном на нем изобра­ жении Тора, Сторюнкара или Солнца. Если колечки оста­ ются все на том же месте, то это служит знаком, что жертва угодна тому или иному богу". они пообещали осенью принести в жертву богам". В пос­ ледних словах Реена мы находим указание на то, что жертво­ приношения совершаются, главным образом, именно в осеннее время. Это объясняется, я думаю, тем, что бли­ зость надвигающейся зимы с ее продолжительной ночью делает для них в это время помощь богов особенно нуж­ ной. Поэтому же, вероятно, ежегодно осенью они поднов­ ляют изображение Тора, о чем я скажу ниже. Наряду с тем, что уже было рассказано мною о поклонении Тору, характерною особенностью его культа является то, что ежегодно за 40 дней до Михайлова дня они делают ново­ го деревянного идола, изображающего это божество. Об этом мне говорил Спирри Нильс. За этим следует освя­ щение его по установленному обряду, для чего идол об- В своем сочинении "О волхвовании" Пейцер описывает гадание при помощи барабана несколько иначе, вероятно будучи введен в заблуждение неточностью чьего-либо рас­ сказа или придав ему ложное истолкование. Привожу его слова: "Барабаны у них медные, - говорит он, - на них нари­ сованы разные виды четвероногих, птиц, рыб и пр., которые водятся в Лапландии. На барабан кладут медную лягушку, подвязанную к нему железной цепочкой. После этого, про­ износя заклинания, бьют в барабан, при издаваемых им зву­ ках лягушка прыгает на какое-нибудь из нарисованных на нем животных. Его и приносят в жертву богам". Обыкновенно в жертву приносят оленей, но, по сло­ вам лопаря Спирри Нильса, иногда и других животных, как, например, кошек, собак, овец или кур. "В Лулеоской Лаппмаркии, - рассказывает он, - приносят в жертву Сто- рюнкарам разных животных, как, например, кошек, со­ бак, овец или даже кур". Этому нисколько не противоре­ чит то, что многих из этих животных совсем нет в самой Лаппмаркии, т.к. лопари достают их специально для жер­ твоприношения из Норвегии. По крайней мере, это ут­ верждает вышеупомянутый Спирри Нильс, добавляя к приведенному выше перечислению животных,"которых они покупают в Норвегии". Об этом же говорит и Самуил Реен: "В Норвегии ло­ пари покупают главным образом тех животных, которых мазывается кровью и жиром убитой в честь него жертвы: "Перед деревянным идолом закалывают оленя, вынимают из него все кости, а кровью и жиром смазывают всего идо­ ла. После этого оленя вместе с его костями зарывают в землю". В этом и состоит торжественное освящение идола Тора, которое повторяется ежегодно. Кроме этого идола, Тору воздвигаются потом и другие: каждый раз, когда в жертву приносится олень. "Каждый раз, когда лопарь при­ носит в жертву оленя, - говорит Самуил Реен, - он ставит нового идола в честь Тора". Их расставляют в ряд на жертвеннике позади своего жилища на том священном месте, о котором мы уже гово­ рили, и там поклоняются им, принося им жертвы. Это делается обыкновенно следующим образом: узнав опи­ санным выше способом (гаданием на барабане), какая жертва будет угодна Тору, привязывают ее позади шала­ ша. Обыкновенно в жертву ему предназначаются самцы- олени. Связанного таким образом оленя закалывают, вон­ зая ему в сердце острие отточенного ножа, затем тщатель­ но собирают кровь, вытекшую из сердца в особый сосуд, чтобы тотчас же вымазать ею идола. Поставив идола, ко­ торого заготовляют к этому случаю, как и вообще при каж­ дом таком жертвоприношении, обмазывают ему кровью голову и спину, а на груди его проводят кровью же от­ дельные пересекающиеся линии наподобие крестов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz