Живая Арктика. 2008, №1.
Глава X. О ЯЗЫЧЕСКИХ БОГАХ ЛОПАРЕЙ И О ПОКЛОНЕНИИ ИМ 47 Для Солнца у лопарей нет никаких специальных изоб ражений потому ли, что его они и так непосредственно видят, или потому, что это божество в тайниках их поверий отождествляется с Тором. Сторюнкар делается обыкновенно из камня. "Идолы Сторюнкара всегда каменные", - замечает Реен, а в моей анонимной рукописи читаем: "На этих местах они воз двигают каменные глыбы и называют их Сторюнкарами". Именно к идолам, изображающим этого бога, можно от нести слова Петра Клауда в его "Описании Норвегии", где он говорит о лаппофиннах: "Они помещают своих идолов в лесах и в уединенных местах, часто это просто громадные камни". Камни, о которых он здесь говорит, не могут иметь отношения ни к Тору, т.к. его изображения делаются из дерева, ни к какому-либо другому богу, кроме Сторюнка ра. В этом смысле следует понимать и Дамиана Гоена, пишущего о лопарях: "Они считают за богов каменные статуи". Так же и у Циглера: "Воздвигнутые на горах ка менные статуи они почитают за богов". Именно на горах, как наиболее угодном Сторюнкару месте, и должны на ходиться эти идолы. Но какого они вида? Если верить Олафу Петерсону Ниурению, они походят на птиц: "Ка менные боги лопарей напоминают каких-то птиц". Саму ил Реен говорит, что эти изображения иногда походят на человека, иногда на какое-нибудь животное. Однако сходство это настолько отдаленно, благодаря необычайной грубости форм идола, что его едва можно уловить, и лопарям легче самим верить в него, чем убе дить в нем кого-нибудь другого. Несмотря на это, а может быть именно поэтому, они считают своих Сторюнкаров священными, стараясь уловить в них желательный образ. Дело в том, что они сами этих идолов совсем не отделы вают какими-нибудь искусными способами, а просто на ходят на берегах рек или болот каменные глыбы причуд ливой формы, ставят их как символ Сторюнкара и покло няются им. Их воображение поражает странная форма этих каменных глыб, которую они приписывают не игре природы или случаю, а сознательной воле божества, по желавшего облечься в такую форму и стать предметом поклонения. Поэтому Сторюнкара называют еще и Kied Kie Jubmal - каменный бог. Грубость форм этого сорта идолов, понятная, и то с трудом, лишь самим лопарям, была, вероятно, причиной того, что Торней совершенно отрицал наличие ее у ка менных идолов. "Сейты не имеют никакого вида, - гово рит он, - ни приданного им человеческими руками, ни созданного природой. Эти каменные идолы, в сущности, самые обыкновенные камни, грубые, черные, отвратитель ные, выщербленные и разъеденные потоками воды". Но именно эта шероховатость и выветренность камней, ве роятно, и привлекала к ним внимание, создавая возмож ность угадывать в них какую-то таинственную форму. Только в одном месте Торней упоминает о каменных идо лах, имеющих человеческий облик: "В том месте, где из озера Торнеотреск вытекает река, на одном островке по среди водопада Дарра (Darra) находятся каменные Сей ты, имеющие человеческий вид и расположенные в ряд. Первый из них величиной с рослого мужчину, рядом с ним четверо других несколько меньших, головы всех ук рашены чем-то вроде колонн. Из-за необычайной стре мительности водопада в этом месте доступ на остров со пряжен с величайшими трудностями и опасностями, по этому лопари уже перестали посещать это место, вслед ствие чего нельзя дознаться, как попали сюда эти идолы и в чем заключалось поклонение им". Часто бывает, что к одному идолу присоединяют дру гого, третьего и так далее. Таким образом, нередко их бы вает довольно много. В таких случаях первого лопари на зывают Сторюнкаром, второго - его женой, третьего - сы ном или дочерью, прочих - родственниками или слуга ми. Об этом рассказывает Самуил Реен: "Кое-где в горах попадаются два, три и более каменных идолов, из кото рых первого называют Сторюнкар, второго Акте (Acte), т.е. супругой, третьего сыном или дочерью, остальные камни родственниками и слугами". В этом они следуют человеческим обычаям, помня, что и королевские намес тники бывают окружены женами, детьми, слугами, свое го же Сторюнкара они почитают как наместника самого Тора. Поэтому иногда и ему дается такая свита. Привожу здесь изображение Сторюнкара (изображен на пригорке камень, окруженный оленьими рогами, пе ред ним распростертый лопарь). Перехожу, наконец, к третьему, т.е. к описанию самих жертвоприношений и прочих обрядов. Прежде всего сле дует заметить, что они могут совершаться лишь одними мужчинами, женщины исключаются из всего, связанного с культом. "Женщинам не разрешается совершать жерт воприношений", - пишет Самуил Реен. Следует заметить, что ни одно жертвоприношение не совершается без предварительного осведомления путем гадания о том, будут ли они угодны или не угодны боже ству. Для этой цели пользуются инструментом, называе мым ими "Каннус" (Kannus), имеющим сходство с бара баном (тимпаном) древних и потому более известным у нас под названием лопарского барабана, описанию кото рого в следующей главе будет уделено достаточно места. Ударяя в этот барабан, под пение священных песен, они сперва подносят Тору то, что намереваются принести ему в жертву, и, если получат знак по движению медного коль ца на барабане, что жертва угодна богу, то совершают жер твоприношения согласно торжественному ритуалу. Если оказывается, что она не угодна Тору, то предлагают ее Сол нцу, затем Сторюнкару в установленном порядке, пока не найдут кого-нибудь, кто пожелает ее принять. Несколько другой порядок описывает нам автор анонимной рукопи си: "Когда лопари соберутся совершать жертвоприноше ние, - пишет он, - то сперва предлагают жертвы Сторюн кару, при этом один из них бьет в барабан, а все осталь ные мужчины и женщины поют все вместе в таком роде: Maiide fioelkaatum stourra passe seide, т.е. что ты скажешь, великий и святой бог, примешь ли жертву, которую я со бираюсь принести тебе. Продолжая петь таким образом, они прибавляют еще название той горы, где собираются совершить жертвоприношение. Если Сторюнкар отвеча ет утвердительно, то колечко остается неподвижным на том месте барабана, где сделано изображение Сторюнка ра. Если и Сторюнкар отказывается, то жертву предлага ют Тору таким же способом, как и раньше, и при этом поют: "Maiide fioelkaktum stourra passe seide", т.е. что же, может быть, ты, добрый отец (т.е. Тор), желаешь принять мою жертву? После этого, если колечко стоит неподвиж но на изображении Тора, в его честь и закалывают жерт ву". Таким же образом поступают и в других случаях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz