Живая Арктика. 2008, №1.

Глава X. О ЯЗЫЧЕСКИХ БОГАХ ЛОПАРЕЙ И О ПОКЛОНЕНИИ ИМ 47 Для Солнца у лопарей нет никаких специальных изоб­ ражений потому ли, что его они и так непосредственно видят, или потому, что это божество в тайниках их поверий отождествляется с Тором. Сторюнкар делается обыкновенно из камня. "Идолы Сторюнкара всегда каменные", - замечает Реен, а в моей анонимной рукописи читаем: "На этих местах они воз­ двигают каменные глыбы и называют их Сторюнкарами". Именно к идолам, изображающим этого бога, можно от­ нести слова Петра Клауда в его "Описании Норвегии", где он говорит о лаппофиннах: "Они помещают своих идолов в лесах и в уединенных местах, часто это просто громадные камни". Камни, о которых он здесь говорит, не могут иметь отношения ни к Тору, т.к. его изображения делаются из дерева, ни к какому-либо другому богу, кроме Сторюнка­ ра. В этом смысле следует понимать и Дамиана Гоена, пишущего о лопарях: "Они считают за богов каменные статуи". Так же и у Циглера: "Воздвигнутые на горах ка­ менные статуи они почитают за богов". Именно на горах, как наиболее угодном Сторюнкару месте, и должны на­ ходиться эти идолы. Но какого они вида? Если верить Олафу Петерсону Ниурению, они походят на птиц: "Ка­ менные боги лопарей напоминают каких-то птиц". Саму­ ил Реен говорит, что эти изображения иногда походят на человека, иногда на какое-нибудь животное. Однако сходство это настолько отдаленно, благодаря необычайной грубости форм идола, что его едва можно уловить, и лопарям легче самим верить в него, чем убе­ дить в нем кого-нибудь другого. Несмотря на это, а может быть именно поэтому, они считают своих Сторюнкаров священными, стараясь уловить в них желательный образ. Дело в том, что они сами этих идолов совсем не отделы­ вают какими-нибудь искусными способами, а просто на­ ходят на берегах рек или болот каменные глыбы причуд­ ливой формы, ставят их как символ Сторюнкара и покло­ няются им. Их воображение поражает странная форма этих каменных глыб, которую они приписывают не игре природы или случаю, а сознательной воле божества, по­ желавшего облечься в такую форму и стать предметом поклонения. Поэтому Сторюнкара называют еще и Kied Kie Jubmal - каменный бог. Грубость форм этого сорта идолов, понятная, и то с трудом, лишь самим лопарям, была, вероятно, причиной того, что Торней совершенно отрицал наличие ее у ка­ менных идолов. "Сейты не имеют никакого вида, - гово­ рит он, - ни приданного им человеческими руками, ни созданного природой. Эти каменные идолы, в сущности, самые обыкновенные камни, грубые, черные, отвратитель­ ные, выщербленные и разъеденные потоками воды". Но именно эта шероховатость и выветренность камней, ве­ роятно, и привлекала к ним внимание, создавая возмож­ ность угадывать в них какую-то таинственную форму. Только в одном месте Торней упоминает о каменных идо­ лах, имеющих человеческий облик: "В том месте, где из озера Торнеотреск вытекает река, на одном островке по­ среди водопада Дарра (Darra) находятся каменные Сей­ ты, имеющие человеческий вид и расположенные в ряд. Первый из них величиной с рослого мужчину, рядом с ним четверо других несколько меньших, головы всех ук­ рашены чем-то вроде колонн. Из-за необычайной стре­ мительности водопада в этом месте доступ на остров со­ пряжен с величайшими трудностями и опасностями, по­ этому лопари уже перестали посещать это место, вслед­ ствие чего нельзя дознаться, как попали сюда эти идолы и в чем заключалось поклонение им". Часто бывает, что к одному идолу присоединяют дру­ гого, третьего и так далее. Таким образом, нередко их бы­ вает довольно много. В таких случаях первого лопари на­ зывают Сторюнкаром, второго - его женой, третьего - сы­ ном или дочерью, прочих - родственниками или слуга­ ми. Об этом рассказывает Самуил Реен: "Кое-где в горах попадаются два, три и более каменных идолов, из кото­ рых первого называют Сторюнкар, второго Акте (Acte), т.е. супругой, третьего сыном или дочерью, остальные камни родственниками и слугами". В этом они следуют человеческим обычаям, помня, что и королевские намес­ тники бывают окружены женами, детьми, слугами, свое­ го же Сторюнкара они почитают как наместника самого Тора. Поэтому иногда и ему дается такая свита. Привожу здесь изображение Сторюнкара (изображен на пригорке камень, окруженный оленьими рогами, пе­ ред ним распростертый лопарь). Перехожу, наконец, к третьему, т.е. к описанию самих жертвоприношений и прочих обрядов. Прежде всего сле­ дует заметить, что они могут совершаться лишь одними мужчинами, женщины исключаются из всего, связанного с культом. "Женщинам не разрешается совершать жерт­ воприношений", - пишет Самуил Реен. Следует заметить, что ни одно жертвоприношение не совершается без предварительного осведомления путем гадания о том, будут ли они угодны или не угодны боже­ ству. Для этой цели пользуются инструментом, называе­ мым ими "Каннус" (Kannus), имеющим сходство с бара­ баном (тимпаном) древних и потому более известным у нас под названием лопарского барабана, описанию кото­ рого в следующей главе будет уделено достаточно места. Ударяя в этот барабан, под пение священных песен, они сперва подносят Тору то, что намереваются принести ему в жертву, и, если получат знак по движению медного коль­ ца на барабане, что жертва угодна богу, то совершают жер­ твоприношения согласно торжественному ритуалу. Если оказывается, что она не угодна Тору, то предлагают ее Сол­ нцу, затем Сторюнкару в установленном порядке, пока не найдут кого-нибудь, кто пожелает ее принять. Несколько другой порядок описывает нам автор анонимной рукопи­ си: "Когда лопари соберутся совершать жертвоприноше­ ние, - пишет он, - то сперва предлагают жертвы Сторюн­ кару, при этом один из них бьет в барабан, а все осталь­ ные мужчины и женщины поют все вместе в таком роде: Maiide fioelkaatum stourra passe seide, т.е. что ты скажешь, великий и святой бог, примешь ли жертву, которую я со­ бираюсь принести тебе. Продолжая петь таким образом, они прибавляют еще название той горы, где собираются совершить жертвоприношение. Если Сторюнкар отвеча­ ет утвердительно, то колечко остается неподвижным на том месте барабана, где сделано изображение Сторюнка­ ра. Если и Сторюнкар отказывается, то жертву предлага­ ют Тору таким же способом, как и раньше, и при этом поют: "Maiide fioelkaktum stourra passe seide", т.е. что же, может быть, ты, добрый отец (т.е. Тор), желаешь принять мою жертву? После этого, если колечко стоит неподвиж­ но на изображении Тора, в его честь и закалывают жерт­ ву". Таким же образом поступают и в других случаях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz