Живая Арктика. 2008, №1.
46 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ му они не смеют даже близко подходить к границам этих священных участков. Причиной этих ограничений является то, что жен щины считаются у них нечистыми, в особенности во время месячных очищений. В данном случае я основы ваюсь на том, что подвергаются запрету, главным обра зом, зрелые в половом отношении женщины (mubiles, дословно - способные к браку), т.к. именно в том возра сте, когда у них начинаются менструации, они уже мо гут вступать в брак. Т.к. никто не может сказать напе ред, находится ли данная женщина в периоде менструа ций или нет, то лопари считают более осторожным вообще запретить всему женскому полу соприкоснове ние со святынями во избежание осквернений и мести раз гневанного бога. Мое предположение подтверждается и сообщением Дамиана Гоена о том, что, по-лопарским поверьям, демо ны не выносят менструальной крови. Напомню по этому поводу его слова, в которых он указывает, что единствен ным средством избавить карбас от напущенных на него чар безветрия, является следующее: "вымазать нос и кор му судна выделениями (месячными) девушки, которых де моны не выносят". Гоен добавляет, что узнал это сред ство от самих лопарей. Перехожу наконец к описанию изображений богов или идолов, т.к. обычно каждому из них у лопарей со ответствуют определенные символы или знаки. Тор, на пример, или Тормез обязательно выделываются ими из дерева, почему и называется Muora Jubmel, т.е. дере вянный бог. Это соблюдается по всей Лапландии, а не в одной лишь Торнеоской области, несмотря на то, что в других местах он носит имя Сейта, что, в сущности, не имеет значения. Об этом рассказывает и Петр Клауд в своем "Описании Норвегии": "Некоторые из них дела ют себе довольно больших деревянных идолов и ста вят их где-нибудь под горою или в пещере". Материа лом для этого обыкновенно служит береза. "Они делают идолов, - говорит Самуил Реен, - по чис лу убитых ими жертвенных животных и при этом выделы вают идолов обязательно из березы". Внешний вид идола обыкновенно бывает очень грубым и неуклюжим, но вер хней части его все-таки придается некоторое подобие человеческой головы. В письме, адресованном мне Матвеем Стеухом (Steuchius), говорится: "Отец мой рассказывал, что эти идолы (речь идет об идолах Тора) представляют собой громадные обрубки, на которые насажено грубое подо бие головы с намеком на человеческое лицо". Отец Стеу- ха, на слова которого он ссылается, был суперинтендан том Гернозандской епархии (Hemosndensis), духовному попечению которого подлежала большая часть Лаплан дии, вследствие чего он не мог не иметь точных сведений по этому вопросу. Самуил Реен еще подробнее говорит об этих идолах, сделанных из древесного пня: "Идолов этих они делают из березы, а именно корень служит голо вой, остающаяся же часть ствола - туловищем". Березы, растущие на болотистой почве, часто имеют главный корень наподобие шара, от которого уже расхо дятся в разные стороны корневые отростки, так что не представляет особого труда придать такому корню сход ство с человеческой головой. Так как идол должен изоб ражать Тора, то его снабжают еще молотом. Этим при знаком Тора отличается от прочих. Вот как рассказывает мой анонимный автор: "В голо ву идола они вбивают железный гвоздь и втыкают в нее кусочек кремня, из которого Тор высекает огонь". Впро чем, по-видимому, эти атрибуты появились уже в более позднюю эпоху и являются символом огня, общим для Тора и Солнца. Хотя обыкновенно идол соответствует по внешнему виду вышеописанному, но в Торнеоской Лап ландии местами поклоняются просто пню. "Сейты, - го ворит Торней, - не имеют никакого вида, часто это про сто обрубки дерева, воткнутые в землю, или даже пни, держащиеся в ней корнями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz