Живая Арктика. 2008, №1.

46 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ му они не смеют даже близко подходить к границам этих священных участков. Причиной этих ограничений является то, что жен­ щины считаются у них нечистыми, в особенности во время месячных очищений. В данном случае я основы­ ваюсь на том, что подвергаются запрету, главным обра­ зом, зрелые в половом отношении женщины (mubiles, дословно - способные к браку), т.к. именно в том возра­ сте, когда у них начинаются менструации, они уже мо­ гут вступать в брак. Т.к. никто не может сказать напе­ ред, находится ли данная женщина в периоде менструа­ ций или нет, то лопари считают более осторожным вообще запретить всему женскому полу соприкоснове­ ние со святынями во избежание осквернений и мести раз­ гневанного бога. Мое предположение подтверждается и сообщением Дамиана Гоена о том, что, по-лопарским поверьям, демо­ ны не выносят менструальной крови. Напомню по этому поводу его слова, в которых он указывает, что единствен­ ным средством избавить карбас от напущенных на него чар безветрия, является следующее: "вымазать нос и кор­ му судна выделениями (месячными) девушки, которых де­ моны не выносят". Гоен добавляет, что узнал это сред­ ство от самих лопарей. Перехожу наконец к описанию изображений богов или идолов, т.к. обычно каждому из них у лопарей со­ ответствуют определенные символы или знаки. Тор, на­ пример, или Тормез обязательно выделываются ими из дерева, почему и называется Muora Jubmel, т.е. дере­ вянный бог. Это соблюдается по всей Лапландии, а не в одной лишь Торнеоской области, несмотря на то, что в других местах он носит имя Сейта, что, в сущности, не имеет значения. Об этом рассказывает и Петр Клауд в своем "Описании Норвегии": "Некоторые из них дела­ ют себе довольно больших деревянных идолов и ста­ вят их где-нибудь под горою или в пещере". Материа­ лом для этого обыкновенно служит береза. "Они делают идолов, - говорит Самуил Реен, - по чис­ лу убитых ими жертвенных животных и при этом выделы­ вают идолов обязательно из березы". Внешний вид идола обыкновенно бывает очень грубым и неуклюжим, но вер­ хней части его все-таки придается некоторое подобие человеческой головы. В письме, адресованном мне Матвеем Стеухом (Steuchius), говорится: "Отец мой рассказывал, что эти идолы (речь идет об идолах Тора) представляют собой громадные обрубки, на которые насажено грубое подо­ бие головы с намеком на человеческое лицо". Отец Стеу- ха, на слова которого он ссылается, был суперинтендан­ том Гернозандской епархии (Hemosndensis), духовному попечению которого подлежала большая часть Лаплан­ дии, вследствие чего он не мог не иметь точных сведений по этому вопросу. Самуил Реен еще подробнее говорит об этих идолах, сделанных из древесного пня: "Идолов этих они делают из березы, а именно корень служит голо­ вой, остающаяся же часть ствола - туловищем". Березы, растущие на болотистой почве, часто имеют главный корень наподобие шара, от которого уже расхо­ дятся в разные стороны корневые отростки, так что не представляет особого труда придать такому корню сход­ ство с человеческой головой. Так как идол должен изоб­ ражать Тора, то его снабжают еще молотом. Этим при­ знаком Тора отличается от прочих. Вот как рассказывает мой анонимный автор: "В голо­ ву идола они вбивают железный гвоздь и втыкают в нее кусочек кремня, из которого Тор высекает огонь". Впро­ чем, по-видимому, эти атрибуты появились уже в более позднюю эпоху и являются символом огня, общим для Тора и Солнца. Хотя обыкновенно идол соответствует по внешнему виду вышеописанному, но в Торнеоской Лап­ ландии местами поклоняются просто пню. "Сейты, - го­ ворит Торней, - не имеют никакого вида, часто это про­ сто обрубки дерева, воткнутые в землю, или даже пни, держащиеся в ней корнями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz