Живая Арктика. 2008, №1.

Глава X. О ЯЗЫЧЕСКИХ БОГАХ ЛОПАРЕЙ И О ПОКЛОНЕНИИ ИМ 45 Место, на котором поклоняются Тору или Тирму, обыкновенно бывает расположено позади шалаша того лопаря, который предан этому суеверию, на довольно зна­ чительном расстоянии, которое можно определить как дальность полета дротика. На этом месте воздвигается нечто, напоминающее большой постамент на ножках, на котором расставляются идолы. Этот постамент служит чем-то вроде алтаря и бывает окружен ветками деревьев, березы и сосны. Точно так же лопари украшают и дорожку от шалаша к этому капищу Тора, устилая ее ветвями, листьями и хво­ ей деревьев. "Позади своего жилища, - пишет Самуил Реен, - они строят стол вышиною около трех локтей, ко­ торый кругом украшают березовыми и сосновыми ветвя­ ми, точно так же и дорожку к нему устилают березовыми ветками". Таким образом, стол этот служит им алтарем, ветви же, воткнутые вокруг него, образуют как бы храм, в котором стоит идол Тора. Почти так же описывает капище Сейта торнеоских и кемских лопарей Иоанн Торней. Там все устроено так же, за исключением постамента. Не возникает сомнений, что это тот же самый бог, отличающийся именем. "Своих бо­ гов, называемых Сейтами, - пишет он, - они помещают в определенных местах около озер или болот. При этом за­ ботятся о том, чтобы это место было красиво покрыто зе­ ленеющей травой. Летом все вокруг украшается зелены­ ми ветвями деревьев, а зимой мелко искрошенными со­ сновыми ветвями. Когда хвоя поблекнет и пожелтеет, она тотчас же заменяется свежей". Впрочем, некоторые могут предположить, что это относится к Сторюнкарам, т.к. озера считаются их места­ ми, о чем я скоро буду говорить. Я думаю, однако, что жертвенники Сейтов располагаются не только у озер и болот, а й в других местах, так что под одним и тем же именем здесь, может быть, говорится о различных богах. Торней, видимо, не особенно заботился о проведении между ними строгого различия. Можно думать, что Сол­ нцу устраиваются такие же капища, как и Тору или Тир­ му. По крайней мере, такой вывод можно сделать из слов того же автора в том месте, где он говорит о жертвопри­ ношении Солнцу: "Жертву подвешивают позади шалаша там же, где приносят жертвы и Тору". Солнцу поклоня­ ются на том же месте, где и Тору, и обоим приносят жер­ твы на таком же постаменте. Из всего этого у меня возникает подозрение, не явля­ ются ли эти два бога лишь разными именами одного и того же, которого называют Айке или Тирм, когда обра­ щаются к нему с мольбами о жизни и здравии или за по­ мощью против демонов, и Бойве, когда молят о тепле и свете и о всем том, что также согревает и оживляет тело. Это предположение несколько подкрепляется тем, что Сто­ рюнкару, например, отводятся совершенно особые места специально предназначенные ему горы или берега болот. Почти каждая семья имеет свои особые скалы, где покло­ няется Сторюнкару. "Каждая семья имеет своих Сторюнкаров в той мест­ ности, где она живет", - говорит по этому поводу ано­ нимный автор уже упоминавшейся мною рукописи. То же говорит и Самуил Реен: "Каждый род или семья имеют свою особую священную гору" и далее: "Сторюнкаров они помещают на скалах или в пещерах, причем для этой цели иногда избираются самые недоступные скалы, куда ник­ то почти не может забраться. Некоторые места считаются у лопарей жилищем Сторюнкара, но иногда они до того недоступны, что сами они не в состоянии туда добраться". Из этих слов ясно, почему лопари стремятся чтить Сторюнкара именно на скалах, это, по их мнению, его обычное местопребывание. Впрочем, не одни скалы пользуются этой славой, а также берега болот и рек, где тоже отводятся специальные места, посвященные культу Сторюнкара. Самуил Реен подтверждает это: "Лопари воз­ двигают Сторюнкаров не только на скалах и в пещерах, но также поблизости рек и болот". Кроме того, они иног­ да определяют местонахождение Сторюнкара по тому, где появилось привидение, замеченное кем-нибудь в горах, на скалах и болотах. Приведенный нами выше рассказ Торнея о явлении Сторюнкара в костюме знатного человека и с пращей в руке относится к области таких фантазий. Самуил Реен подтверждает сказанное нами, заканчивая перечисление мест, где ставятся идолы Сторюнкара, словами: "И в тех местах, где что-нибудь было слышно о являвшихся там привидениях". Лопари считают, что именно этим спосо­ бом Сторюнкар открывает им свое присутствие и любовь свою к данному месту, почему оно и становится священ­ ным местом поклонения. Для обозначения этих мест в их языке есть специальные слова. Если это скала или гора - они называют ее Пассеварра, т.е. священная гора. "Все утесы, где обитают Сторюнкары, они называют Пассава- ри, - говорит анонимный автор моей рукописи, - что зна­ чит "священная гора" или "гора, имеющая отношение к Сторюнкару". Из всего вышеизложенного ясно, почему такие места они считают наиболее подходящими для поклонения это­ му божеству. "Такие места, - говорит Реен, - они особен­ но охотно избирают для поклонения своим идолам". Кроме того, лопари обыкновенно стараются какими- нибудь знаками точно определить границы такого учас­ тка, посвященного Сторюнкару, чтобы кто-нибудь по нео­ сторожности не осквернил священное место и не навлек тем гнев Сторюнкара. "Ставят на этих местах вехи, что­ бы всем было заметно, в каких границах заключена зем­ ля Сторюнкара". Так как такие места есть почти у каж­ дой семьи, преданной этому языческому суеверию, то их, конечно, великое множество во всей Лапландии. Са­ муил Реен считает, что в одной Лулеоской области их более тридцати. Есть еще множество и других, потаенных мест, т.к. преданные этому идолопоклонству по мере сил стара­ ются скрыть свои капища, чтобы не подпасть под подозрение в нечестии и не понести заслуженной кары. Еще несравненно большее число их по всей Лапландии, что, думаю, ясно каждому. Бесконечным перечислением их я не стану нагонять скуку на читателя. Все эти места посвящены или Тору и Солнцу, или Сторюнкару. Заслуживает упоминания, что у лопарей строжай­ ше возбраняется женщинам посещать эти священные места. Точно так же им запрещается ходить сзади сво­ его жилища, т.е. в том направлении, где находится свя­ щенное место Тора. "Ни одна женщина у них не смеет проходить за жилища", - подчеркивает Самуил Реен. В случае нарушения этого запрета женщина, по их пове­ рьям, подвергает себя опасности навлечь на себя вся­ кие беды и даже быть умерщвленной демонами. Поэто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz