Живая Арктика. 2008, №1.
Глава X. О ЯЗЫЧЕСКИХ БОГАХ ЛОПАРЕЙ И О ПОКЛОНЕНИИ ИМ 45 Место, на котором поклоняются Тору или Тирму, обыкновенно бывает расположено позади шалаша того лопаря, который предан этому суеверию, на довольно зна чительном расстоянии, которое можно определить как дальность полета дротика. На этом месте воздвигается нечто, напоминающее большой постамент на ножках, на котором расставляются идолы. Этот постамент служит чем-то вроде алтаря и бывает окружен ветками деревьев, березы и сосны. Точно так же лопари украшают и дорожку от шалаша к этому капищу Тора, устилая ее ветвями, листьями и хво ей деревьев. "Позади своего жилища, - пишет Самуил Реен, - они строят стол вышиною около трех локтей, ко торый кругом украшают березовыми и сосновыми ветвя ми, точно так же и дорожку к нему устилают березовыми ветками". Таким образом, стол этот служит им алтарем, ветви же, воткнутые вокруг него, образуют как бы храм, в котором стоит идол Тора. Почти так же описывает капище Сейта торнеоских и кемских лопарей Иоанн Торней. Там все устроено так же, за исключением постамента. Не возникает сомнений, что это тот же самый бог, отличающийся именем. "Своих бо гов, называемых Сейтами, - пишет он, - они помещают в определенных местах около озер или болот. При этом за ботятся о том, чтобы это место было красиво покрыто зе ленеющей травой. Летом все вокруг украшается зелены ми ветвями деревьев, а зимой мелко искрошенными со сновыми ветвями. Когда хвоя поблекнет и пожелтеет, она тотчас же заменяется свежей". Впрочем, некоторые могут предположить, что это относится к Сторюнкарам, т.к. озера считаются их места ми, о чем я скоро буду говорить. Я думаю, однако, что жертвенники Сейтов располагаются не только у озер и болот, а й в других местах, так что под одним и тем же именем здесь, может быть, говорится о различных богах. Торней, видимо, не особенно заботился о проведении между ними строгого различия. Можно думать, что Сол нцу устраиваются такие же капища, как и Тору или Тир му. По крайней мере, такой вывод можно сделать из слов того же автора в том месте, где он говорит о жертвопри ношении Солнцу: "Жертву подвешивают позади шалаша там же, где приносят жертвы и Тору". Солнцу поклоня ются на том же месте, где и Тору, и обоим приносят жер твы на таком же постаменте. Из всего этого у меня возникает подозрение, не явля ются ли эти два бога лишь разными именами одного и того же, которого называют Айке или Тирм, когда обра щаются к нему с мольбами о жизни и здравии или за по мощью против демонов, и Бойве, когда молят о тепле и свете и о всем том, что также согревает и оживляет тело. Это предположение несколько подкрепляется тем, что Сто рюнкару, например, отводятся совершенно особые места специально предназначенные ему горы или берега болот. Почти каждая семья имеет свои особые скалы, где покло няется Сторюнкару. "Каждая семья имеет своих Сторюнкаров в той мест ности, где она живет", - говорит по этому поводу ано нимный автор уже упоминавшейся мною рукописи. То же говорит и Самуил Реен: "Каждый род или семья имеют свою особую священную гору" и далее: "Сторюнкаров они помещают на скалах или в пещерах, причем для этой цели иногда избираются самые недоступные скалы, куда ник то почти не может забраться. Некоторые места считаются у лопарей жилищем Сторюнкара, но иногда они до того недоступны, что сами они не в состоянии туда добраться". Из этих слов ясно, почему лопари стремятся чтить Сторюнкара именно на скалах, это, по их мнению, его обычное местопребывание. Впрочем, не одни скалы пользуются этой славой, а также берега болот и рек, где тоже отводятся специальные места, посвященные культу Сторюнкара. Самуил Реен подтверждает это: "Лопари воз двигают Сторюнкаров не только на скалах и в пещерах, но также поблизости рек и болот". Кроме того, они иног да определяют местонахождение Сторюнкара по тому, где появилось привидение, замеченное кем-нибудь в горах, на скалах и болотах. Приведенный нами выше рассказ Торнея о явлении Сторюнкара в костюме знатного человека и с пращей в руке относится к области таких фантазий. Самуил Реен подтверждает сказанное нами, заканчивая перечисление мест, где ставятся идолы Сторюнкара, словами: "И в тех местах, где что-нибудь было слышно о являвшихся там привидениях". Лопари считают, что именно этим спосо бом Сторюнкар открывает им свое присутствие и любовь свою к данному месту, почему оно и становится священ ным местом поклонения. Для обозначения этих мест в их языке есть специальные слова. Если это скала или гора - они называют ее Пассеварра, т.е. священная гора. "Все утесы, где обитают Сторюнкары, они называют Пассава- ри, - говорит анонимный автор моей рукописи, - что зна чит "священная гора" или "гора, имеющая отношение к Сторюнкару". Из всего вышеизложенного ясно, почему такие места они считают наиболее подходящими для поклонения это му божеству. "Такие места, - говорит Реен, - они особен но охотно избирают для поклонения своим идолам". Кроме того, лопари обыкновенно стараются какими- нибудь знаками точно определить границы такого учас тка, посвященного Сторюнкару, чтобы кто-нибудь по нео сторожности не осквернил священное место и не навлек тем гнев Сторюнкара. "Ставят на этих местах вехи, что бы всем было заметно, в каких границах заключена зем ля Сторюнкара". Так как такие места есть почти у каж дой семьи, преданной этому языческому суеверию, то их, конечно, великое множество во всей Лапландии. Са муил Реен считает, что в одной Лулеоской области их более тридцати. Есть еще множество и других, потаенных мест, т.к. преданные этому идолопоклонству по мере сил стара ются скрыть свои капища, чтобы не подпасть под подозрение в нечестии и не понести заслуженной кары. Еще несравненно большее число их по всей Лапландии, что, думаю, ясно каждому. Бесконечным перечислением их я не стану нагонять скуку на читателя. Все эти места посвящены или Тору и Солнцу, или Сторюнкару. Заслуживает упоминания, что у лопарей строжай ше возбраняется женщинам посещать эти священные места. Точно так же им запрещается ходить сзади сво его жилища, т.е. в том направлении, где находится свя щенное место Тора. "Ни одна женщина у них не смеет проходить за жилища", - подчеркивает Самуил Реен. В случае нарушения этого запрета женщина, по их пове рьям, подвергает себя опасности навлечь на себя вся кие беды и даже быть умерщвленной демонами. Поэто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz