Живая Арктика. 2008, №1.
ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ (Bombarda) в руке и только ноги его похожи на птичьи. Каждый раз, когда видели его стоящим на берегу в чел ноке, улов бывал богатейшим. Пролетающих мимо птиц он бил свинцовыми шариками из своей пращи и дарил охотникам. Они рассказывают также, что все прочие, не лопари, узнали о Сторюнкаре лишь потому, что во время объезда области королевским наместником лопарь, ука зывавший путь, останавливался всякий раз, когда прихо дилось вступать в горную местность, где, по преданию, жил Сторюнкар, и клал на лед топорище, описывая са мим топором круг в честь владыки горной области Сто- рюнкара, чтобы снискать этим его милости". Как видно из вышеприведенной цитаты, Торней, в сущности, не расходится существенно с Рееном. Так же как и Реен, он говорит о нем как о владыке над рыбами, птицами, дикими зверями и ставит в зависимость от его милости успех охоты. Не противоречит изложенному на ми выше и то, что местопребыванием Сторюнкара Тор ней считает только горные области. Это можно объяснить тем, что наместник не проехал по стране достаточно да леко для того, чтоб лопарь смог указать ему и на другие места, где живет Сторюнкар. Что касается внешнего об лика Сторюнкара в этом описании, то в нем чувствуется близость и влияние Норвегии, что видно и из самого име ни. Это касается в особенности лулеоских лопарей, т.к. в таком виде он не являлся торнеоским и кемским лопа рям, то возможно, что у них он даже известен под другим именем и называется просто Сейтом, от которого зависят рыбная ловля и охота. Теперь я перейду к третьему богу, общему для лопа рей и почти для всех языческих народов. Они называют его Байве (Baiwe), что значит Солнце. Его чтят как подателя тепла и света. "Солнце, светящее им в течение целого лета, - пишет Олаф Магнус, - они весьма почитают и поклоняются ему, принося ему жертвы за то, что оно отгоняет от них мрач ную тьму и укрощает свирепые морозы". Они считают его также и источником всякого произрастания. "Они на зывают солнце матерью всего живого", - говорит тот же автор. В особенности они приписывают ему заботу об оленях, которых оно согревает, наделяет потомством и способствует тому, чтобы оно быстро росло и крепло: "Они думают, что Солнце способствует размножению оле ней, своими лучами увеличивая их животную теплоту, и ускоряет рост телят". Приписывая такие свойства Солнцу и его теплу, осо бенно необходимому жителям холодных стран, где есте ственная животная теплота почти гаснет, а также питаясь и одеваясь благодаря оленям, они, конечно, считают нуж ным воздавать должные почести этому могущественно му божеству. К этому надо добавить, что с его возвращением они вновь получают возможность наслаждаться дневным све том и не только в течение дня, а целыми неделями. Утра та солнца на долгие зимние месяцы делает его возвраще ние особенно чувствительным и приятным. Итак, всех этих главнейших богов, о которых мы толь ко что говорили, лопари чтут каждого в отдельности осо бым культом. Это выражается в том, что каждому из них посвящаются особые места, где воздвигаются специаль ные символы и изображения, соответствующие их осо бенностям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz