Живая Арктика. 2008, №1.

ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ (Bombarda) в руке и только ноги его похожи на птичьи. Каждый раз, когда видели его стоящим на берегу в чел­ ноке, улов бывал богатейшим. Пролетающих мимо птиц он бил свинцовыми шариками из своей пращи и дарил охотникам. Они рассказывают также, что все прочие, не лопари, узнали о Сторюнкаре лишь потому, что во время объезда области королевским наместником лопарь, ука­ зывавший путь, останавливался всякий раз, когда прихо­ дилось вступать в горную местность, где, по преданию, жил Сторюнкар, и клал на лед топорище, описывая са­ мим топором круг в честь владыки горной области Сто- рюнкара, чтобы снискать этим его милости". Как видно из вышеприведенной цитаты, Торней, в сущности, не расходится существенно с Рееном. Так же как и Реен, он говорит о нем как о владыке над рыбами, птицами, дикими зверями и ставит в зависимость от его милости успех охоты. Не противоречит изложенному на­ ми выше и то, что местопребыванием Сторюнкара Тор­ ней считает только горные области. Это можно объяснить тем, что наместник не проехал по стране достаточно да­ леко для того, чтоб лопарь смог указать ему и на другие места, где живет Сторюнкар. Что касается внешнего об­ лика Сторюнкара в этом описании, то в нем чувствуется близость и влияние Норвегии, что видно и из самого име­ ни. Это касается в особенности лулеоских лопарей, т.к. в таком виде он не являлся торнеоским и кемским лопа­ рям, то возможно, что у них он даже известен под другим именем и называется просто Сейтом, от которого зависят рыбная ловля и охота. Теперь я перейду к третьему богу, общему для лопа­ рей и почти для всех языческих народов. Они называют его Байве (Baiwe), что значит Солнце. Его чтят как подателя тепла и света. "Солнце, светящее им в течение целого лета, - пишет Олаф Магнус, - они весьма почитают и поклоняются ему, принося ему жертвы за то, что оно отгоняет от них мрач­ ную тьму и укрощает свирепые морозы". Они считают его также и источником всякого произрастания. "Они на­ зывают солнце матерью всего живого", - говорит тот же автор. В особенности они приписывают ему заботу об оленях, которых оно согревает, наделяет потомством и способствует тому, чтобы оно быстро росло и крепло: "Они думают, что Солнце способствует размножению оле­ ней, своими лучами увеличивая их животную теплоту, и ускоряет рост телят". Приписывая такие свойства Солнцу и его теплу, осо­ бенно необходимому жителям холодных стран, где есте­ ственная животная теплота почти гаснет, а также питаясь и одеваясь благодаря оленям, они, конечно, считают нуж­ ным воздавать должные почести этому могущественно­ му божеству. К этому надо добавить, что с его возвращением они вновь получают возможность наслаждаться дневным све­ том и не только в течение дня, а целыми неделями. Утра­ та солнца на долгие зимние месяцы делает его возвраще­ ние особенно чувствительным и приятным. Итак, всех этих главнейших богов, о которых мы толь­ ко что говорили, лопари чтут каждого в отдельности осо­ бым культом. Это выражается в том, что каждому из них посвящаются особые места, где воздвигаются специаль­ ные символы и изображения, соответствующие их осо­ бенностям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz