Живая Арктика. 2008, №1.

Глава X О ЯЗЫЧЕСКИХ БОГАХ ЛОПАРЕЙ И О ПОКЛОНЕНИИ ИМ предыдущей главе мы узнали, что в наши дни особым почетом у лопарей пользуются три главных божества, не считая множества бо­ лее мелких. Первый из них Тор, или Торден (Thorden), соответ­ ствует шведскому Тору или Громовержцу. На языке са­ мих лопарей он называется чаще Тирм (Tiermes), что обо­ значает у них "все, производящее шум и грохот". Таким образом, по самому смыслу туземного названия этого бо­ жества имя его тождественно древнеримскому Юпитеру Громовержцу. Тем же словом "тирм" лопари обозначают также и гром, который они считают проявлением особой небесной силы. Самуил Реен говорит: "Тора, Тордена, или Громовер­ жца, они считают живым существом, гремящим в небе­ сах". Он же известен у них и под другим именем Айке (Aijeke), что по-лопарски значит "дед, прадед, предок". В данном случае они следуют примеру других народов, да­ ющих это имя богу, например римлян, называвших Юпи­ тера отцом, шведов, у которых есть слово "gubba", т.е. бла­ гой отец, прародитель. Когда он гремит в небесах, они называют его Тирм - словом, близким к скифскому Тара­ ми и скандинавскому Тору, или Громовержцу. Этот Тирм или Айке (Aijeke), вера в мощь которого родилась из на­ блюдения грома и молнии, получил свое название от гро­ хота, сопровождающего это явление. Поклоняясь ему, ло­ пари верят, что от его воли зависят жизнь и смерть лю­ дей, здоровье и болезни, как сообщает Самуил Реен. Кро­ ме того, они приписывают ему власть над злыми демона­ ми скал, гор и озер, которых он может карать, поражая их молниями, подобно римлянам, которые также считали Юпитера владыкой всех прочих богов: "Они думают, что гром и молния предназначены для того, чтобы убивать злых духов, троллей". Атрибутом Тора и Тирма является лук со стрелами, ко­ торые они мечут в дьяволов; радугу они считают этим лу­ ком: "Радугу лопари называют луком Тора, из которого он поражает злых духов и всех, кто делает зло их народу". Радуга на их языке - айке дауге (Aijeke dauge) - обо­ значает собственно лук благого отца, прародителя, кото­ рый охраняет их, своих детей от злых духов и всяких вра­ гов. Его изображают также с молотом, известным у них под названием Айке ветшера (Aijeke wetschera), которым он бьет по головам демонов, как сообщил мне Олаф Маг­ нус, родившийся в Торнеоской Лапландии. Культ Тирма и Тиорма (Thiormes), естественно, стоит у лопарей на первом месте, т.к. от него зависят, по их пред­ ставлениям, столько неисчислимых милостей, здоровье и сама жизнь человеческая; даже смерть не приходит без воли Тирма, он отгоняет злых духов, мешающих им во время охоты, рыбной ловли и других промыслов, наказы­ вая их за причиненное зло. Вторым из важнейших богов является Сторюнкар. Хотя это слово не лопарского, а норвежского происхож­ дения, но тем не менее все лопари пользуются им, как вид­ но из следующих слов Самуила Реена: "Имя Сторюнкар взято лопарями с норвежского. Словом Юнкар (Junkar) норвежцы обозначают своих правителей провинций, от­ куда и лопари стали применять это название к своим бо­ гам, именуя их Сторюнкарами". Здесь он достаточно ясно говорит о том, что лопари повсеместно пользуются этим именем, однако мне кажется, что оно вошло в упот­ ребление лишь в более позднюю эпоху, когда некоторые из них подпали под владычество Норвегии. Несомненно, что кроме этого имени для обозначения этого божества у них есть и другое, а именно Стурра Пассе (Stourre Passe), т.е. Великий Святой, как видно из обрядовых песен, по­ ющихся ими при жертвоприношениях этому божеству, о чем я скажу ниже. Этот бог также пользуется величайшим уважением, ему воздают большие почести и обращаются к нему чаще, чем к другим богам. Лопари считают его ближайшим по­ мощником своего Айке или Тирма, как бы наместником его. "Сторюнкара, - говорит Реен, - они считают замес­ тителем или наместником Бога". Этим объясняется и про­ исхождение самого имени Сторюнкар (Stoere - большой; junkare - начальник, наместник), т.е. больший, чем все другие начальники или наместники. Особенно почитают его и за то, что, по их взглядам, главным образом через его руки изливаются на людей все­ возможные милости. Они верят, что его власти подчине­ ны все животные и дикие звери; Айке и Тирм управляют богами, демонами и людьми, а Сторюнкар - животными. Поэтому от его воли зависит дать их тому, кому он захо­ чет, а без его соизволения невозможно овладеть ни одним зверем. "Сторюнкару в качестве божьего наместника, - говорит Самуил Реен, - они приписывают верховную власть над всеми животными, например, над медведями, волками, лисами, куницами, оленями, рыбами и птица­ ми. От него же зависит успех охоты". Из всего этого ясно: поскольку охота служит лопарям основным и единственным средством к жизни, источни­ ком пищи и одежды, постольку культ Сторюнкара пред­ ставляется им самой существенной обязанностью". Эти два божества, из которых одно правит людьми, другое животными и всем необходимым для поддержания жиз­ ни, являются самыми основными и характерными для ло­ парей. Так говорит о Сторюнкаре Самуил Реен. Несколько иное сообщает И. Торней, хотя при внима­ тельном рассмотрении можно убедиться, что он не так уж сильно расходится с Рееном: "Лопари рассказывают, что Сторюнкар часто показывается рыболовам и охотникам в виде рослого и видного мужчины, одетого в черное платье того покроя, который носят благородные, с пращою

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz