Живая Арктика. 2008, №1.
Глава X О ЯЗЫЧЕСКИХ БОГАХ ЛОПАРЕЙ И О ПОКЛОНЕНИИ ИМ предыдущей главе мы узнали, что в наши дни особым почетом у лопарей пользуются три главных божества, не считая множества бо лее мелких. Первый из них Тор, или Торден (Thorden), соответ ствует шведскому Тору или Громовержцу. На языке са мих лопарей он называется чаще Тирм (Tiermes), что обо значает у них "все, производящее шум и грохот". Таким образом, по самому смыслу туземного названия этого бо жества имя его тождественно древнеримскому Юпитеру Громовержцу. Тем же словом "тирм" лопари обозначают также и гром, который они считают проявлением особой небесной силы. Самуил Реен говорит: "Тора, Тордена, или Громовер жца, они считают живым существом, гремящим в небе сах". Он же известен у них и под другим именем Айке (Aijeke), что по-лопарски значит "дед, прадед, предок". В данном случае они следуют примеру других народов, да ющих это имя богу, например римлян, называвших Юпи тера отцом, шведов, у которых есть слово "gubba", т.е. бла гой отец, прародитель. Когда он гремит в небесах, они называют его Тирм - словом, близким к скифскому Тара ми и скандинавскому Тору, или Громовержцу. Этот Тирм или Айке (Aijeke), вера в мощь которого родилась из на блюдения грома и молнии, получил свое название от гро хота, сопровождающего это явление. Поклоняясь ему, ло пари верят, что от его воли зависят жизнь и смерть лю дей, здоровье и болезни, как сообщает Самуил Реен. Кро ме того, они приписывают ему власть над злыми демона ми скал, гор и озер, которых он может карать, поражая их молниями, подобно римлянам, которые также считали Юпитера владыкой всех прочих богов: "Они думают, что гром и молния предназначены для того, чтобы убивать злых духов, троллей". Атрибутом Тора и Тирма является лук со стрелами, ко торые они мечут в дьяволов; радугу они считают этим лу ком: "Радугу лопари называют луком Тора, из которого он поражает злых духов и всех, кто делает зло их народу". Радуга на их языке - айке дауге (Aijeke dauge) - обо значает собственно лук благого отца, прародителя, кото рый охраняет их, своих детей от злых духов и всяких вра гов. Его изображают также с молотом, известным у них под названием Айке ветшера (Aijeke wetschera), которым он бьет по головам демонов, как сообщил мне Олаф Маг нус, родившийся в Торнеоской Лапландии. Культ Тирма и Тиорма (Thiormes), естественно, стоит у лопарей на первом месте, т.к. от него зависят, по их пред ставлениям, столько неисчислимых милостей, здоровье и сама жизнь человеческая; даже смерть не приходит без воли Тирма, он отгоняет злых духов, мешающих им во время охоты, рыбной ловли и других промыслов, наказы вая их за причиненное зло. Вторым из важнейших богов является Сторюнкар. Хотя это слово не лопарского, а норвежского происхож дения, но тем не менее все лопари пользуются им, как вид но из следующих слов Самуила Реена: "Имя Сторюнкар взято лопарями с норвежского. Словом Юнкар (Junkar) норвежцы обозначают своих правителей провинций, от куда и лопари стали применять это название к своим бо гам, именуя их Сторюнкарами". Здесь он достаточно ясно говорит о том, что лопари повсеместно пользуются этим именем, однако мне кажется, что оно вошло в упот ребление лишь в более позднюю эпоху, когда некоторые из них подпали под владычество Норвегии. Несомненно, что кроме этого имени для обозначения этого божества у них есть и другое, а именно Стурра Пассе (Stourre Passe), т.е. Великий Святой, как видно из обрядовых песен, по ющихся ими при жертвоприношениях этому божеству, о чем я скажу ниже. Этот бог также пользуется величайшим уважением, ему воздают большие почести и обращаются к нему чаще, чем к другим богам. Лопари считают его ближайшим по мощником своего Айке или Тирма, как бы наместником его. "Сторюнкара, - говорит Реен, - они считают замес тителем или наместником Бога". Этим объясняется и про исхождение самого имени Сторюнкар (Stoere - большой; junkare - начальник, наместник), т.е. больший, чем все другие начальники или наместники. Особенно почитают его и за то, что, по их взглядам, главным образом через его руки изливаются на людей все возможные милости. Они верят, что его власти подчине ны все животные и дикие звери; Айке и Тирм управляют богами, демонами и людьми, а Сторюнкар - животными. Поэтому от его воли зависит дать их тому, кому он захо чет, а без его соизволения невозможно овладеть ни одним зверем. "Сторюнкару в качестве божьего наместника, - говорит Самуил Реен, - они приписывают верховную власть над всеми животными, например, над медведями, волками, лисами, куницами, оленями, рыбами и птица ми. От него же зависит успех охоты". Из всего этого ясно: поскольку охота служит лопарям основным и единственным средством к жизни, источни ком пищи и одежды, постольку культ Сторюнкара пред ставляется им самой существенной обязанностью". Эти два божества, из которых одно правит людьми, другое животными и всем необходимым для поддержания жиз ни, являются самыми основными и характерными для ло парей. Так говорит о Сторюнкаре Самуил Реен. Несколько иное сообщает И. Торней, хотя при внима тельном рассмотрении можно убедиться, что он не так уж сильно расходится с Рееном: "Лопари рассказывают, что Сторюнкар часто показывается рыболовам и охотникам в виде рослого и видного мужчины, одетого в черное платье того покроя, который носят благородные, с пращою
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz