Живая Арктика. 2008, №1.

42 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ идолов те же, что и главных богов. Хотя Торней не указыва­ ет, что представляли из себя более мелкие боги и для какой цели поклонялись им в старину или даже и теперь, но мож­ но предположить, что они в одинаковой степени характер­ ны были для всех лопарей, а не только для торнеоских. В числе этих мелких богов они прежде всего поклоняются са­ мим себе - в том смысле, что именно к этому виду божеств следует отнести то, что мы назвали выше манами. Они, не­ сомненно, представляют собой особый вид богов, души умерших, это видно из того, что лопари боятся мертвых и считают, что нечто, остающееся после смерти, может при­ чинять вред окружающим. Приблизительно таким образом и древние римляне смотрели на манов. Например, у Сервия читаем: "Маны - это души, вышедшие из тела умершего и еще не вселив­ шиеся в другие тела. Они опасны". Напомним, кстати, слова Реена: "Они верят, что после смерти остается нечто, и поэтому очень боятся мертвых", а также и Пейцера: "Особенно их пугают и волнуют маны умерших родст­ венников". Наше мнение о том, что маны у лопарей представляют собой особые божества, подтверждается и тем, что они при­ носят им жертвы. В находящейся в моем распоряжении ано­ нимной рукописи прямо говорится: "Они приносят жерт­ вы умершему и умершим". Кроме манов они верят еще в разные привидения или в демонов, которые блуждают по склонам, горам и озерам, рекам, воздавая им божеские почести, подобно тому как римляне приносили жертвы фавнам, сильванам и трито­ нам. "Они думают, - говорит Самуил Реен, - что повсюду: на высоких скалах, в горах и болотах - водятся нечистые духи, тролли (Troll)". Наконец, они признают еще и третий вид - гениев, добрых и злых, носящихся по воздуху, в особенности на Рождество, как было уже сказано выше. Им они также при­ носят жертвы, по словам того же Самуила Реена, который говорит по этому поводу следующее: "Такие жертвы они приносят блуждающим полчищам Юхлио (Juhlio), которые в это время носятся по воздуху". Эти полчища Юхлио на­ званы так от слова Juhl, которым они обозначают праздник Рождества. В древние времена оно относилось к Новому году, как я доказал в своих упсальских лекциях. Т.к. лопари считают, что в этот день особенно большие полчища этих привидений, или гениев, носятся по воздуху, то они и на­ звали их этим именем. Таковы многочисленные божества, которым лопари по­ клоняются одновременно с истинным Богом и Спасителем. В дальнейшем мы уже специально займемся ими и теми обрядами, которые связаны с их культом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz