Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а IX. О НЕКОТОРЫХ ПЕРЕЖИТКАХ ЯЗЫЧЕСТВА У ЛОПАРЕЙ 41 дил их веру в манов (Manes), т.е. в тех домашних духов, кото рые остаются (manent) после смерти человека. Я уверен, что таким образом и возникло это слово, а не иным путем, как многие предполагают. Наряду с истинным Богом и Христом они чтят еще и своих языческих богов, как будто можно одновременно слу жить Богу и дьяволу и угодить тому и другому таким поло винчатым поклонением. Лопари Питеоского и Лулеоского округов имеют мно го главных и второстепенных богов. К числу первых отно сятся три наиболее почитаемых божества: Тор, или Торден (Thorns s Thordoen), Сторюнкар и солнечный бог (Солн це). "Главные боги у них, - гово рит Самуил Реен, - Тор, или Тор ден, Сторюнкар и Солнце". Дамиан Гоен утверждает, что лопари поклоняются огню и каменным идолам, но эти ка менные идолы являются лишь изображением Сторюнкара, как будет видно из дальнейшего, что же касается огня, то в данном случае его можно рассматривать лишь как символ Солнца, ибо огонь как таковой никем из них не признается за божество, и в этом отношении утверждение Гоена не соответствует действи тельности. Иоанн Торней так разъясня ет это недоразумение: "Среди ученых богословов нашей церк ви весьма распространен взгляд, что лопари, подобно прочим во сточным народам, поклоняются огню. Мне, однако, не удалось усмотреть этого, несмотря на тщательнейшие исследования, ни из дошедших до нас древних преданий народа, ни из каких- либо других источников". Мне лично неизвестны бого словы, высказывавшие подобные взгляды, кроме разве од ного Павлина (Paulinus), да и он мог прийти к таким выво дам, единственно лишь основываясь на показаниях Дами ана Гоена. Пейцер добавляет к каменным идолам лопарей еще и деревянных, говоря на страницах своего сочинения "О волхвовании" следующее: "Лопари воздавали божеские почести камню и дереву". Опять-таки, как будет видно из последующего, это можно отнести к деревянным идолам, изображающим у них Тора, и в конце концов, по крайней мере у питеоских и лулеоских лопарей, в центре культа ос таются лишь три вышеупомянутые божества. Торнеоские и кемские лопари, по-видимому, ничего не знают о них и взамен этого поклоняются другим богам, известным у них под именем Сейтов (Seitae). Приведем относящиеся к этому слова И. Торнея: "Тор неоские и кемские лопари не знают Сторюнкаров... Они поклоняются камням и пням. Каждая семья имеет своих идолов, не считая множества других, которые стоят в оп ределенных местах у озер. Но среди всех этих божеств у них есть один главный бог, которого чтит весь округ, его, как, впрочем, и других мелких, они называют Сейтом (Seitae). Хотя это имя, Сейт, у лопарей, по-видимому, обозначает вся кое вообще божество, но есть основание думать, что, в час тности, под ним подразумевается тот бог, который соответ ствует Тиермесу (Tiemus) или Айке (Auke) лулеоских лопа рей, т.е. Громовержцу, называемому иначе Тором, в осо бенности это относится к тому главному Сейту, которого они считают владыкой других богов". Другие мелкие божества, которых лулеоские лопари называют Сторюнкарами, совсем не являются какими-либо новыми божествами, а теми же самыми, что и перечислен ные выше, различие заключается лишь в том, что торне оские лопари, в отличие от про чих, предпочитают родовые на звания богов более индивидуаль ным. Так, например, они оди наково называют Сейтами всех богов, для которых у лулеоских и питеоских лопарей есть специ альные названия Тиермес, Айке или Сторюнкары. Если внима тельнее присмотреться к культу и к связанным с ним представ лениям, то легко убедиться, что между торнеоскими лопарями и другими их сородичами нет в этом отношении никакой разни цы. Кроме перечисленных выше трех главных богов, питеоские и лулеоские лопари имеют также много мелких, что мы видим и в области Торнео с той лишь раз ницей, что там не делают разли чий между главными и второсте пенными, называя их одними и теми же именами. Исключение представляет лишь одно боже ство, известное под названием Виру Акха (Wiru Accha). По моему мнению, это тот самый бог, о котором Олаф Пе терсон Ниурений пишет: "У кем ских лопарей есть бог Виресака (Viresaka), который имеет человеческое лицо на вершине обрубленного дерева". Его кемские и торнеоские лопари называют также Виресака, Вирку и Виру Акка. У Торнея встречаются такие слова: "В центре Торнео ской области некогда большой славой пользовался Сейт, называющийся Виру Акха. Ему поклонялись все окрестные лопари и долгое вре мя приносили ему жертвы до тех пор, пока торнеоские бир- карлийцы (из прихода Birkarli), которые как раз получили тогда разрешение вести торговлю с лопарями, не повергли его на землю. Однако, несмотря на то, что они повалили его и оттащили очень далеко от того места, где он прежде стоял, лопари скоро нашли его и вновь водрузили идола. Теперь он уже почти сгнил, но и раньше никогда не имел человеческого облика, а представлял собой простой обру бок, какими обыкновенно бывают и другие идолы". Итак, этот единственный бог, который носил специальное имя и был предметом поклонения у торнеоских лопарей, теперь уже полуразрушен и предан забвению. Названия прочих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz