Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а IX. О НЕКОТОРЫХ ПЕРЕЖИТКАХ ЯЗЫЧЕСТВА У ЛОПАРЕЙ 41 дил их веру в манов (Manes), т.е. в тех домашних духов, кото­ рые остаются (manent) после смерти человека. Я уверен, что таким образом и возникло это слово, а не иным путем, как многие предполагают. Наряду с истинным Богом и Христом они чтят еще и своих языческих богов, как будто можно одновременно слу­ жить Богу и дьяволу и угодить тому и другому таким поло­ винчатым поклонением. Лопари Питеоского и Лулеоского округов имеют мно­ го главных и второстепенных богов. К числу первых отно­ сятся три наиболее почитаемых божества: Тор, или Торден (Thorns s Thordoen), Сторюнкар и солнечный бог (Солн­ це). "Главные боги у них, - гово­ рит Самуил Реен, - Тор, или Тор­ ден, Сторюнкар и Солнце". Дамиан Гоен утверждает, что лопари поклоняются огню и каменным идолам, но эти ка­ менные идолы являются лишь изображением Сторюнкара, как будет видно из дальнейшего, что же касается огня, то в данном случае его можно рассматривать лишь как символ Солнца, ибо огонь как таковой никем из них не признается за божество, и в этом отношении утверждение Гоена не соответствует действи­ тельности. Иоанн Торней так разъясня­ ет это недоразумение: "Среди ученых богословов нашей церк­ ви весьма распространен взгляд, что лопари, подобно прочим во­ сточным народам, поклоняются огню. Мне, однако, не удалось усмотреть этого, несмотря на тщательнейшие исследования, ни из дошедших до нас древних преданий народа, ни из каких- либо других источников". Мне лично неизвестны бого­ словы, высказывавшие подобные взгляды, кроме разве од­ ного Павлина (Paulinus), да и он мог прийти к таким выво­ дам, единственно лишь основываясь на показаниях Дами­ ана Гоена. Пейцер добавляет к каменным идолам лопарей еще и деревянных, говоря на страницах своего сочинения "О волхвовании" следующее: "Лопари воздавали божеские почести камню и дереву". Опять-таки, как будет видно из последующего, это можно отнести к деревянным идолам, изображающим у них Тора, и в конце концов, по крайней мере у питеоских и лулеоских лопарей, в центре культа ос­ таются лишь три вышеупомянутые божества. Торнеоские и кемские лопари, по-видимому, ничего не знают о них и взамен этого поклоняются другим богам, известным у них под именем Сейтов (Seitae). Приведем относящиеся к этому слова И. Торнея: "Тор­ неоские и кемские лопари не знают Сторюнкаров... Они поклоняются камням и пням. Каждая семья имеет своих идолов, не считая множества других, которые стоят в оп­ ределенных местах у озер. Но среди всех этих божеств у них есть один главный бог, которого чтит весь округ, его, как, впрочем, и других мелких, они называют Сейтом (Seitae). Хотя это имя, Сейт, у лопарей, по-видимому, обозначает вся­ кое вообще божество, но есть основание думать, что, в час­ тности, под ним подразумевается тот бог, который соответ­ ствует Тиермесу (Tiemus) или Айке (Auke) лулеоских лопа­ рей, т.е. Громовержцу, называемому иначе Тором, в осо­ бенности это относится к тому главному Сейту, которого они считают владыкой других богов". Другие мелкие божества, которых лулеоские лопари называют Сторюнкарами, совсем не являются какими-либо новыми божествами, а теми же самыми, что и перечислен­ ные выше, различие заключается лишь в том, что торне­ оские лопари, в отличие от про­ чих, предпочитают родовые на­ звания богов более индивидуаль­ ным. Так, например, они оди­ наково называют Сейтами всех богов, для которых у лулеоских и питеоских лопарей есть специ­ альные названия Тиермес, Айке или Сторюнкары. Если внима­ тельнее присмотреться к культу и к связанным с ним представ­ лениям, то легко убедиться, что между торнеоскими лопарями и другими их сородичами нет в этом отношении никакой разни­ цы. Кроме перечисленных выше трех главных богов, питеоские и лулеоские лопари имеют также много мелких, что мы видим и в области Торнео с той лишь раз­ ницей, что там не делают разли­ чий между главными и второсте­ пенными, называя их одними и теми же именами. Исключение представляет лишь одно боже­ ство, известное под названием Виру Акха (Wiru Accha). По моему мнению, это тот самый бог, о котором Олаф Пе­ терсон Ниурений пишет: "У кем­ ских лопарей есть бог Виресака (Viresaka), который имеет человеческое лицо на вершине обрубленного дерева". Его кемские и торнеоские лопари называют также Виресака, Вирку и Виру Акка. У Торнея встречаются такие слова: "В центре Торнео­ ской области некогда большой славой пользовался Сейт, называющийся Виру Акха. Ему поклонялись все окрестные лопари и долгое вре­ мя приносили ему жертвы до тех пор, пока торнеоские бир- карлийцы (из прихода Birkarli), которые как раз получили тогда разрешение вести торговлю с лопарями, не повергли его на землю. Однако, несмотря на то, что они повалили его и оттащили очень далеко от того места, где он прежде стоял, лопари скоро нашли его и вновь водрузили идола. Теперь он уже почти сгнил, но и раньше никогда не имел человеческого облика, а представлял собой простой обру­ бок, какими обыкновенно бывают и другие идолы". Итак, этот единственный бог, который носил специальное имя и был предметом поклонения у торнеоских лопарей, теперь уже полуразрушен и предан забвению. Названия прочих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz