Живая Арктика. 2008, №1.

40 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ Подобные взгляды присущи всем языческим народам, о чем упоминает даже Цицерон, говоря: "Они считают сво­ им долгом сохранять всех богов, которых получили по на­ следству от отцов, и ревностно поклоняться им". Об этом же говорит и Самуил Реен: "Превыше всего они ценят суе­ верие своих предков и указывают при этом, что так, мол, жили и предки, которых они называют "древними родите­ лями" (antiquos), такие, мол, у них были обряды и обычаи". Наконец, следует третья причина-укоренившаяся при­ вычка, она с трудом забывается, превратившись в своего рода закон. Отвращая их от понимания истинного благоче­ стия, она окутывает их разум такою мглою, что они теряют способность отличать ложь от истины. И на это указывает Реен как на причину их упор­ ства: "...потому что с древней­ ших времен они жили в страш­ нейшей тьме и грубейшем не­ вежестве". Учитывая все эти причи­ ны, мы поймем, почему так много еще сохранилось у лопа­ рей языческих суеверий, остат­ ков идолопоклонства и нечес­ тивых заблуждений, для иско­ ренения которых потребуется еще много времени. Нечто по­ добное мы видим у многих кре­ стьян и вообще у простонаро­ дья не только в Швеции, но и в Германии, Франции, Московии и в других странах - массу вздорных суеверий и предрас­ судков, удержавшихся еще со времен язычества. Сохранившиеся у лопарей пережитки этой древней эпохи можно разделить на две боль­ шие группы: во-первых, нече­ стивые, языческие суеверия и обычаи; во-вторых, дьявольс­ кие занятия магией, колдов­ ством и чародейством. Многое из отнесенного нами к первой группе просто, незначительно и неважно, кое-что явно нечестиво и пахнет подлинным язычеством. К пустякам мы относим их обычай считать одни дни светлыми, другие черными (счастливыми и не­ счастливыми), так, например, черными днями они счита­ ют Екатеринин день, Марков день, который они называют и Климентовым днем. В эти дни они воздерживаются от всяком работы и даже не охотятся. Они объясняют это тем, что если пойти в этот день на охоту, то обязательно по­ рвешь лук или переломаешь стрелы, а кроме того на весь год потеряешь удачу в охоте. (Об этом рассказывает Саму­ ил Реен.) Подобным же образом они считают несчастным пер­ вый день Рождества Христова, в который отцы семей ни под каким видом не выходят из своего жилища и даже не ходят в церковь, а лишь посылают туда своих сыновей и дочерей со слугами и родственниками. Они боятся увидеть толпы привидений и всяких чудовищ, которые, по их пове­ рью, в этот день массами носятся по воздуху и которых они должны умилостивить особыми жертвоприношения­ ми, как увидим ниже. Я подозреваю, что источником этого суеверия, по­ служили плохо понятые ими рассказы священников, что в ту ночь, когда родился Спаситель, на землю спусти­ лись сонмы ангелов, испугавшие находившихся в поле пастухов. Помимо этого они верят в разные предзнаменова­ ния. Циглер, например, сообщает, что они делают раз­ ные предположения относительно событий наступающе­ го дня в зависимости от того, какого зверя встретят ут­ ром на дороге. Или, например, следят за тем, чтобы жен­ щина не вышла через ту же дверь, через которую вошел охотник, т.к. это будто бы приносит неудачу. Подобных мелких суеве­ рий у них великое множе­ ство. К числу более серьез­ ных, нечестивых и язычес­ ких, относится, например, то, что они лишь с большой нео­ хотой и по принуждению по­ сещают церкви, как сооб­ щает Самуил Реен, а также упорно отказываются при­ знать некоторые учения хри­ стианской церкви,в особен­ ности, например, догмат о воскресении из мертвых, о загробной жизни и о бес­ смертии души. У них распро­ странен взгляд, что души лю­ дей и животных одинаково умирают и убедить их в том, что после этой жизни насту­ пает дру гая , почти н е ­ возможно. В доказательство приво­ жу слова Реена: "Лопари до того еще грубы, что не жела­ ют верить в воскресение из мертвых, в существование души и в загробную жизнь. Они считают, что между ду­ шой животных и человека нет разницы". Иоанн Торней рассказывает, что в Торнеоской Лап- маркии один старый священник по имени Георгий, сам лопарь по происхождению, завещал, чтобы его похоро­ нили среди лопарей с целью укрепить их веру в воскре­ сение из мертвых. Я привожу подлинные слова Торнейа: "В этом храме (Раунала) я отпевал одного старого свя­ щенника - лопаря, который перед смертью завещал, что­ бы его похоронили среди лопарей, желая утвердить их веру в воскресение из мертвых тем, что они должны бу­ дут воскреснуть вместе с ним в день Страшного суда. При жизни в своих проповедях он часто говорил им о загробной жизни". Однако к приведенным ранее сооб­ щениям Самуила Реена он сам прибавляет, что лопари все-таки верят, что после смерти человека от него оста­ нется нечто, они лишь не знают, каково оно и что из себя представляет. Это совершенно языческим взгляд, который и поро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz