Живая Арктика. 2008, №1.
40 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ Подобные взгляды присущи всем языческим народам, о чем упоминает даже Цицерон, говоря: "Они считают сво им долгом сохранять всех богов, которых получили по на следству от отцов, и ревностно поклоняться им". Об этом же говорит и Самуил Реен: "Превыше всего они ценят суе верие своих предков и указывают при этом, что так, мол, жили и предки, которых они называют "древними родите лями" (antiquos), такие, мол, у них были обряды и обычаи". Наконец, следует третья причина-укоренившаяся при вычка, она с трудом забывается, превратившись в своего рода закон. Отвращая их от понимания истинного благоче стия, она окутывает их разум такою мглою, что они теряют способность отличать ложь от истины. И на это указывает Реен как на причину их упор ства: "...потому что с древней ших времен они жили в страш нейшей тьме и грубейшем не вежестве". Учитывая все эти причи ны, мы поймем, почему так много еще сохранилось у лопа рей языческих суеверий, остат ков идолопоклонства и нечес тивых заблуждений, для иско ренения которых потребуется еще много времени. Нечто по добное мы видим у многих кре стьян и вообще у простонаро дья не только в Швеции, но и в Германии, Франции, Московии и в других странах - массу вздорных суеверий и предрас судков, удержавшихся еще со времен язычества. Сохранившиеся у лопарей пережитки этой древней эпохи можно разделить на две боль шие группы: во-первых, нече стивые, языческие суеверия и обычаи; во-вторых, дьявольс кие занятия магией, колдов ством и чародейством. Многое из отнесенного нами к первой группе просто, незначительно и неважно, кое-что явно нечестиво и пахнет подлинным язычеством. К пустякам мы относим их обычай считать одни дни светлыми, другие черными (счастливыми и не счастливыми), так, например, черными днями они счита ют Екатеринин день, Марков день, который они называют и Климентовым днем. В эти дни они воздерживаются от всяком работы и даже не охотятся. Они объясняют это тем, что если пойти в этот день на охоту, то обязательно по рвешь лук или переломаешь стрелы, а кроме того на весь год потеряешь удачу в охоте. (Об этом рассказывает Саму ил Реен.) Подобным же образом они считают несчастным пер вый день Рождества Христова, в который отцы семей ни под каким видом не выходят из своего жилища и даже не ходят в церковь, а лишь посылают туда своих сыновей и дочерей со слугами и родственниками. Они боятся увидеть толпы привидений и всяких чудовищ, которые, по их пове рью, в этот день массами носятся по воздуху и которых они должны умилостивить особыми жертвоприношения ми, как увидим ниже. Я подозреваю, что источником этого суеверия, по служили плохо понятые ими рассказы священников, что в ту ночь, когда родился Спаситель, на землю спусти лись сонмы ангелов, испугавшие находившихся в поле пастухов. Помимо этого они верят в разные предзнаменова ния. Циглер, например, сообщает, что они делают раз ные предположения относительно событий наступающе го дня в зависимости от того, какого зверя встретят ут ром на дороге. Или, например, следят за тем, чтобы жен щина не вышла через ту же дверь, через которую вошел охотник, т.к. это будто бы приносит неудачу. Подобных мелких суеве рий у них великое множе ство. К числу более серьез ных, нечестивых и язычес ких, относится, например, то, что они лишь с большой нео хотой и по принуждению по сещают церкви, как сооб щает Самуил Реен, а также упорно отказываются при знать некоторые учения хри стианской церкви,в особен ности, например, догмат о воскресении из мертвых, о загробной жизни и о бес смертии души. У них распро странен взгляд, что души лю дей и животных одинаково умирают и убедить их в том, что после этой жизни насту пает дру гая , почти н е возможно. В доказательство приво жу слова Реена: "Лопари до того еще грубы, что не жела ют верить в воскресение из мертвых, в существование души и в загробную жизнь. Они считают, что между ду шой животных и человека нет разницы". Иоанн Торней рассказывает, что в Торнеоской Лап- маркии один старый священник по имени Георгий, сам лопарь по происхождению, завещал, чтобы его похоро нили среди лопарей с целью укрепить их веру в воскре сение из мертвых. Я привожу подлинные слова Торнейа: "В этом храме (Раунала) я отпевал одного старого свя щенника - лопаря, который перед смертью завещал, что бы его похоронили среди лопарей, желая утвердить их веру в воскресение из мертвых тем, что они должны бу дут воскреснуть вместе с ним в день Страшного суда. При жизни в своих проповедях он часто говорил им о загробной жизни". Однако к приведенным ранее сооб щениям Самуила Реена он сам прибавляет, что лопари все-таки верят, что после смерти человека от него оста нется нечто, они лишь не знают, каково оно и что из себя представляет. Это совершенно языческим взгляд, который и поро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz