Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а IX О НЕКОТОРЫХ ПЕРЕЖИТКАХ ЯЗЫЧЕСТВА У ЛОПАРЕЙ предыдущей главе мы с достаточной полнотой оттенили значение христианства для лопарей. Вне всякого сомнения, распространение его среди этого народа неусыпными трудами бла гочестивых государей и священников принесло уже боль шую пользу в деле искоренения их древних языческих су еверий и проистекающего от них зла. Тем не менее, сохранилось еще немало пережитков язы чества, борьба с которыми потребует еще много забот и сил. Об этом красноречиво говорит не раз цитировавший ся нами Самуил Реен: "Даже и теперь еще сохранилось в народе множество суеверий и грубейших заблуждений". Ввиду этого не лишено оснований разделяемое многими мнение, что большая часть лопарей только внешне испове дует христианство, в глубине же души остается преданной язычеству. Хотя им и хочется казаться праведными, набож ными, истинными христианами, - добавляет Реен, - но в действительности дороже всего для них заблуждения их предков". Подобным же образом еще за много лет до нашего вре мени отзывался о лопарях и Петр Клауд: "Хотя они и при носят своих детей к священникам и хлопочут о том, чтобы они были крещены, посещают в определенные дни года храмы, где они слушают проповеди и причащаются, но во всем прочем настолько ясно показывают свою преданность язычеству, что все это кажется одним притворством". Я считаю, что несправедливо обвинять в этом всех ло парей, т.к. житейский опыт сплошь и рядом доказывает обратное, но то, что многие из них действительно лишь прикрываются христианской религией, оставаясь по суще ству чуждыми ей, не подлежит сомнению. Причин того, что они с таким трудом отрываются от своих суеверий и нечестия, не одна, а целое множество. Самая главная из них та, о которой писал еще Циглер: "Вина в том, что немногие из лопарей охотно принимают христи анство, лежит на представителях церкви, которые или мало заботятся о христианском просвещении народа, или же еще юную в этой стране веру Христову заставляют тотчас вя нуть, пытаясь под ее покровом навязать народу поборы и подати". Смысл этих слов ясен: лопари, прежде не отли чавшиеся богатством, вследствие подобных требований священников становятся еще беднее, к чему они, естествен но, не могут относиться равнодушно. Олаф Магнус пытается умалить значение этого объяс нения, называя его "нечестивым и лживым", но своим оп ровержением лишь подтверждает обратное. Он указывает на то, что священники заняты паствой главным образом в южных провинциях, что, например, брат его Иоанн дохо дил в своих объездах до самой Ями (Jemptiae), собрав для бедняков этих областей много соли и других припасов в северных приходах. Все это лишь подтверждает мнение, высказанное Циглером. Впрочем, эта причина, благодаря заботам и щедрости Его Королевского Величества, в настоящее время почти ус транена, как будет видно из дальнейшего повествования. Остается еще одна причина - дальность расстояний, о чем на этот раз с большим основанием говорит Олаф Магнус: "Причина того, что лопари медлят воспринять христиан ство, и притом самая очевидная, заключается в громаднос ти расстояний в этой стране, где сплошь и рядом они быва ют удалены от христианских церквей более чем на двести итальянских миль" (294,5 km (1 italiensk mil = 5 ОООromerska gamla fot.)). Хотя значение и этого обстоятельства несколько ослаб лено в наши дни тем, что в самой Лапландии выстроено несколько храмов, но все-таки из-за дальности расстояний священники редко могут объезжать свою паству. Так, на пример, мы уже упоминали о настоятеле из Лулео, кото рый лишь с величайшим трудом и лишениями мог выпол нять свои обязанности на громадной территории, которую ему приходилось обслуживать. Это, с одной стороны, с другой - необходимо помнить, что этот народ отличается врожденной склонностью к суе верию. Об этом уже много говорилось выше, да и ежед невное наблюдение лишь подтверждает сказанное. Проис ходит это, главным образом, потому, что лопари живут в самых диких и пустынных местах, среди лесов, полных дикими зверями, вдали от человеческого общества, одино ко, лишь в кругу замкнутой в себе семьи, отделенной от других семей громадными пространствами, порой в не сколько десятков миль. Кроме того, их главным занятием является охота, а это му охотничьему образу жизни почему-то всегда присуща какая-то удивительная склонность ко всяческим суевери ям и легкость общения с демонами. Вероятно, люди, ведущие такую одинокую жизнь, бу дучи лишены поддержки и помощи со стороны людей, с легкостью обращаются к недозволенному и нечестивому, к содействию злых духов, не надеясь получить его от себе подобных. Одиночество делает их более смелыми в этом от ношении, т.к., не видя вокруг себя никого, кто бы мог осу дить их, они не опасаются наказания. Все эти обстоятель ства и Самуил Реен выдвигает в качестве одной из причин, заставляющей лопарей так упорно держаться за свои древ ние предрассудки: "...потому, что живут среди горных круч и в диких местах, далеко от человеческого общества". Вторая причина заключается в высоком мнении об уме и способностях своих предков, прекрасно знавших, как им кажется, каким божествам и какими способами следует по клоняться. Без уважения их памяти лопари не считают воз можным отступать от завещанных ими обычаев и обрядов и таким отречением как бы бросают им упрек в невеже стве или нечестии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz