Живая Арктика. 2008, №1.

38 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ но), лопари же предлагают в качестве напитка одну толь­ ко воду в берестовой посуде". Кроме того, лопари соблюдают праздничные и вос­ кресные дни, воздерживаясь в них от работы, как сооб­ щает Иоанн Торней. Мало того, они даже своим домаш­ ним животным предоставляют праздничный отдых. Многие из них прекращают работы уже в канун вос­ кресенья. Самуил Реен так рассказывает об этих обы­ чаях: "Лопари свято соблюдают праздники, воздержи­ ваясь в них от тяжелой работы, в особенности в то вре­ мя, когда, как им известно, служится обедня. Это отно­ сится не только к воскресным дням, но также и к суб­ ботам. По воскресеньям они дают отдохнуть даже сво­ им вьючным и домашним животным". Некоторые лопари считают грехом даже доить самок оленей в эти дни и пускают всех своих оленей свободно и праздно пастись на воле. Во время церковной службы они внимательно слушают проповеди, поют псалмы и заме­ чательно, что при этом, как рассказывает Торней, ста­ раются превзойти друг друга. С благочестивым трепетом приступают к христианским таинствам. Самуил Реен го­ ворит, что таинство крещения пользуется у них особен­ ным почетом. Поэтому они не медлят с ним, а обыкно­ венно уже на восьмой или четырнадцатый день рожде­ ния ребенка, не стесняясь дальностью расстояния? везут новорожденных к священнику. "Лопари спешат как мож­ но скорее окрестить своих детей, - пишет Реен. - Мать- лопарка, едва оправившись от родов, уже на восьмой или самое позднее четырнадцатый день спешит со своим мла­ денцем к священнику, пробираясь через высочайшие горы, громадные озера, дремучие леса, не страшась долгого и трудного пути". С не меньшим благоговением приступают они к при­ частию и к предшествующей ему исповеди и отпущению грехов. Олаф Петерсон говорит по этому поводу: "На­ сколько можно судить по внешним признакам, лопари с глубоким благоговением приступают к исповеди и при­ частию". Это происходит, вероятно, оттого, что теперь они чувствуют себя настоящими соучастниками этого вели­ кого таинства наравне со всеми прочими христианами, чего не было в прежнее время. Дело в том, что, насколько можно судить из слов Петра Клауда, относящихся к нор­ вежским лопарям, а это, вероятно, одинаково касалось и шведских, во времена католичества лопарям, по-видимо­ му, давали в виде причастия неосвященные дары. И Самуил Реен и Иоанн Торней одинаково лестно отзываются о благочестии современных лопарей. "К ис­ поведи приступают с величайшим благоговением, а рав­ но и к причащению святых тайн... Св. причастие и таин­ ство крещения пользуются в их среде глубоким уважени­ ем". Но не только это, а и другие христианские обычаи постепенно прививаются среди лопарского народа. Так например, они стараются воздерживаться от клятв, бож­ бы, проклятий, богохульства и тому подобного: "Посто­ янно внушавшееся им воздержание от ужасных клятв, проклятий, богохульства и т.п. принесло свои плоды, и теперь в общежитии их почти не слышно у лопарей". Они милосердны и щедры к беднякам, как я уже ука­ зывал в другом месте, где упоминал также, что воровство среди лопарей почти совсем не встречается. В общении друг с другом они проявляют добродушие, любят дружес­ ки поболтать и пошутить, особенно в среде ближайших соплеменников или родственников. "Они любят ходить друг к другу в гости, - говорит Самуил Реен, - и радушно при­ нимать у себя своих друзей и соседей". Во всем этом, я думаю, также немалую роль сыграло христианство, научив­ шее их, что сущность его заключается не в одной только вере, но и в жизни, соответствующей его учению. Стараясь соблюдать все заветы христианства, лопа­ ри, с другой стороны, приучаются постепенно избегать всего, что связано с их прежними суевериями. Они бро­ сают понемногу свои волшебные барабаны, жгут и выки­ дывают идолов, пни и камни, которым раньше поклоня­ лись, как богам. Иоанн Торней приводит прекрасный пример обраще­ ния подобного рода. В одном из округов Торнеоской Лап­ ландии, называвшемся Пэльдоярви (Paeldojaorf), жил не­ кий лопарь по имени Пейве, который со всеми своими близкими поклонялся идолу Сейту. Случилось как-то, что его олени стали падать в громадном количестве. Тщетно он молился Сейту, прося его смилостивиться и отвратить беду, мор все продолжался. Тогда он предпринял палом­ ничество со всей своей семьей туда, где стоял сам Сейт в виде массы сухих деревьев. Он устлал подножие идола зелеными сосновыми ветвями и принес ему в жертву оле­ ньи шкуры, черепа и со всей своей семьей валялся ниц перед идолом, умоляя его сжалиться и каким-нибудь зна­ ком показать, что он истинный бог. Не получив, конечно, никакого ответа, несмотря на то, что целый день со всей своей семьей горячо молил идола о помощи, он встал в гневе, развел костер и сжег, таким образом, главного Сейта всего этого округа. Когда же все окрестные жители накинулись на него и хотели убить его за это кощунство, он яростно вопрошал их: "По­ чему вы не даете мне отомстить этому богу так, как он этого заслужил?" С тех пор Пейве стал ревностным христианином, и когда его соплеменники грозили ему какими-нибудь вол­ шебными чарами, он отвечал им пением символа веры, молитвы Господней и т.п. Сам же он сжигал всех Сей- тов, где только мог, и под конец послал своего старшего сына в Эйнаребю (Enareby), чтобы он и там уничтожил всех идолов. Выполнив это, его сын Буоллаба должен был бежать в Норвегию, опасаясь злобных козней жите­ лей Эйнаре. Так же как и Пейве, сжегший своего Сейта, другой лопарь Клеммет из Теннобю уничтожил свой волшеб­ ный барабан, который он упорно отказывался бросить, несмотря на неоднократные убеждения священника, как рассказывает Торней. Мать Клеммета заболела однаж­ ды какой-то тяжелой болезнью и, несмотря на все ле­ карства и средства, указанные барабаном, вскоре умер­ ла. Тогда, видя всю бесполезность своего инструмента, Клеммет уничтожил его. Из всего этого видим, что христианская религия не­ сомненно делает большие успехи среди лопарей, прони­ кая гораздо глубже в их повседневную жизнь, чем это было раньше. Понятно также, каких громадных трудов, усилий, убеждений и стараний стоило просветителям лопарского народа. Однако, несмотря на достигнутые уже успехи, не следует думать, что можно почивать на лаврах, гордясь полным искоренением всех древних языческих суеверий и нечестивых обычаев, как мы увидим сейчас из содер­ жания следующей главы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz