Живая Арктика. 2008, №1.
38 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ но), лопари же предлагают в качестве напитка одну толь ко воду в берестовой посуде". Кроме того, лопари соблюдают праздничные и вос кресные дни, воздерживаясь в них от работы, как сооб щает Иоанн Торней. Мало того, они даже своим домаш ним животным предоставляют праздничный отдых. Многие из них прекращают работы уже в канун вос кресенья. Самуил Реен так рассказывает об этих обы чаях: "Лопари свято соблюдают праздники, воздержи ваясь в них от тяжелой работы, в особенности в то вре мя, когда, как им известно, служится обедня. Это отно сится не только к воскресным дням, но также и к суб ботам. По воскресеньям они дают отдохнуть даже сво им вьючным и домашним животным". Некоторые лопари считают грехом даже доить самок оленей в эти дни и пускают всех своих оленей свободно и праздно пастись на воле. Во время церковной службы они внимательно слушают проповеди, поют псалмы и заме чательно, что при этом, как рассказывает Торней, ста раются превзойти друг друга. С благочестивым трепетом приступают к христианским таинствам. Самуил Реен го ворит, что таинство крещения пользуется у них особен ным почетом. Поэтому они не медлят с ним, а обыкно венно уже на восьмой или четырнадцатый день рожде ния ребенка, не стесняясь дальностью расстояния? везут новорожденных к священнику. "Лопари спешат как мож но скорее окрестить своих детей, - пишет Реен. - Мать- лопарка, едва оправившись от родов, уже на восьмой или самое позднее четырнадцатый день спешит со своим мла денцем к священнику, пробираясь через высочайшие горы, громадные озера, дремучие леса, не страшась долгого и трудного пути". С не меньшим благоговением приступают они к при частию и к предшествующей ему исповеди и отпущению грехов. Олаф Петерсон говорит по этому поводу: "На сколько можно судить по внешним признакам, лопари с глубоким благоговением приступают к исповеди и при частию". Это происходит, вероятно, оттого, что теперь они чувствуют себя настоящими соучастниками этого вели кого таинства наравне со всеми прочими христианами, чего не было в прежнее время. Дело в том, что, насколько можно судить из слов Петра Клауда, относящихся к нор вежским лопарям, а это, вероятно, одинаково касалось и шведских, во времена католичества лопарям, по-видимо му, давали в виде причастия неосвященные дары. И Самуил Реен и Иоанн Торней одинаково лестно отзываются о благочестии современных лопарей. "К ис поведи приступают с величайшим благоговением, а рав но и к причащению святых тайн... Св. причастие и таин ство крещения пользуются в их среде глубоким уважени ем". Но не только это, а и другие христианские обычаи постепенно прививаются среди лопарского народа. Так например, они стараются воздерживаться от клятв, бож бы, проклятий, богохульства и тому подобного: "Посто янно внушавшееся им воздержание от ужасных клятв, проклятий, богохульства и т.п. принесло свои плоды, и теперь в общежитии их почти не слышно у лопарей". Они милосердны и щедры к беднякам, как я уже ука зывал в другом месте, где упоминал также, что воровство среди лопарей почти совсем не встречается. В общении друг с другом они проявляют добродушие, любят дружес ки поболтать и пошутить, особенно в среде ближайших соплеменников или родственников. "Они любят ходить друг к другу в гости, - говорит Самуил Реен, - и радушно при нимать у себя своих друзей и соседей". Во всем этом, я думаю, также немалую роль сыграло христианство, научив шее их, что сущность его заключается не в одной только вере, но и в жизни, соответствующей его учению. Стараясь соблюдать все заветы христианства, лопа ри, с другой стороны, приучаются постепенно избегать всего, что связано с их прежними суевериями. Они бро сают понемногу свои волшебные барабаны, жгут и выки дывают идолов, пни и камни, которым раньше поклоня лись, как богам. Иоанн Торней приводит прекрасный пример обраще ния подобного рода. В одном из округов Торнеоской Лап ландии, называвшемся Пэльдоярви (Paeldojaorf), жил не кий лопарь по имени Пейве, который со всеми своими близкими поклонялся идолу Сейту. Случилось как-то, что его олени стали падать в громадном количестве. Тщетно он молился Сейту, прося его смилостивиться и отвратить беду, мор все продолжался. Тогда он предпринял палом ничество со всей своей семьей туда, где стоял сам Сейт в виде массы сухих деревьев. Он устлал подножие идола зелеными сосновыми ветвями и принес ему в жертву оле ньи шкуры, черепа и со всей своей семьей валялся ниц перед идолом, умоляя его сжалиться и каким-нибудь зна ком показать, что он истинный бог. Не получив, конечно, никакого ответа, несмотря на то, что целый день со всей своей семьей горячо молил идола о помощи, он встал в гневе, развел костер и сжег, таким образом, главного Сейта всего этого округа. Когда же все окрестные жители накинулись на него и хотели убить его за это кощунство, он яростно вопрошал их: "По чему вы не даете мне отомстить этому богу так, как он этого заслужил?" С тех пор Пейве стал ревностным христианином, и когда его соплеменники грозили ему какими-нибудь вол шебными чарами, он отвечал им пением символа веры, молитвы Господней и т.п. Сам же он сжигал всех Сей- тов, где только мог, и под конец послал своего старшего сына в Эйнаребю (Enareby), чтобы он и там уничтожил всех идолов. Выполнив это, его сын Буоллаба должен был бежать в Норвегию, опасаясь злобных козней жите лей Эйнаре. Так же как и Пейве, сжегший своего Сейта, другой лопарь Клеммет из Теннобю уничтожил свой волшеб ный барабан, который он упорно отказывался бросить, несмотря на неоднократные убеждения священника, как рассказывает Торней. Мать Клеммета заболела однаж ды какой-то тяжелой болезнью и, несмотря на все ле карства и средства, указанные барабаном, вскоре умер ла. Тогда, видя всю бесполезность своего инструмента, Клеммет уничтожил его. Из всего этого видим, что христианская религия не сомненно делает большие успехи среди лопарей, прони кая гораздо глубже в их повседневную жизнь, чем это было раньше. Понятно также, каких громадных трудов, усилий, убеждений и стараний стоило просветителям лопарского народа. Однако, несмотря на достигнутые уже успехи, не следует думать, что можно почивать на лаврах, гордясь полным искоренением всех древних языческих суеверий и нечестивых обычаев, как мы увидим сейчас из содер жания следующей главы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz