Живая Арктика. 2008, №1.

Г л а в а VIII. О РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА СРЕДИ ЛОПАРЕЙ 37 тились знаниями, необходимыми для спасения души, но ввиду тяжелой годины непрерывных войн, разрушающих всякое мирное строительство, отвлечены были от нашего благочестивого намерения. Дабы, однако, добрые намерения наши не остались втуне, повелеваем мы верному сенатору нашему и коро­ левства Шведского, генерал-губернатору Лифляндии, Ин- грии и Карелии, любезному нам светлейшему барону Дудергофа, господину Иоанну Шютте быть руководите­ лем школы, которую надлежит открыть в Лапландской области Умео, понеже сам он пожелал взять на себя эту заботу и содействовать, если будет угодно Богу, успеху нашего замысла. Да будет руководство этой школой на­ следственным в роду Шютте. Дабы, однако, обеспечить определенным жаловани­ ем преподавателя и доставить средства к существованию учащимся, повелеваем отдать на содержание школы всю сумму десятинной подати, которая ежегодно собирается прихожанами в умеоское зернохранилище. Десятиною этой со всеми дарственными приношениями, которые светлейший барон И. Шютте ревностью своей, старания­ ми сможет снискать, он будет распоряжаться по собствен­ ному разумению, обращая ее на нужды школы, с со­ ставлением за ними и наследниками лишь верховного над­ зора и наблюдения. Подтверждаем сие собственноручною подписью нашей и приложением нашей королевской печати. Дано в старом Штетине, в Померании 20 июня 1631 года". Этим рескриптом была утверждена новая школа, находящаяся в самой Лапландии, а именно в округе Умео, и, что особенно важно, во главе ее поставлен уже не пастор, а королевский сенатор с широчайшими пол­ номочиями, а существование ее обеспечено определен­ ным доходом - десятиной умеоского прихода. Как видно из вышеизложенного, и раньше школам было назначено определенное содержание, но не ука­ зывались источники, из которых оно должно было по­ лучаться, вследствие чего часто бывали неприятные неожиданности от задержек в поступлении сумм и пе­ рерыва в занятиях и жизни учреждения. Умеоская школа была избавлена от этих неприят­ ностей еще и тем, что попечителю ее - барону Шютте были даны полномочия извлекать доходы на содержа­ ние школы в случае нужды и из других статей, что он не замедлил и сделать. Благодаря его общеизвестной ревности к делу Божьему и наукам, ему удалось собрать пять тысяч талеров серебром, частью из своих личных средств, частью из щедрых приношений его друзей, и вложить эту сумму в медные копи королевы Христины с тем, чтобы вместо процентов с нее в пользу Умеос- кой школы поступали все платежи по земельным нало­ гам, принадлежащие Короне в приходе Умео. Благоче­ стивая королева, желавшая продолжать благие начина­ ния своего отца, короля Густава, подтвердила это со­ глашение, а равно и прежние права школы королевс­ ким рескриптом от 5 ноября 1634 года. Из этой школы, ставшей источиком просвещения в Лапландии, вышли многие деятели, благодаря которым лопарский народ все больше и больше приобщается к христианской религии. Многие лопарские юноши по­ лучили в ней начатки образования, как видно из сохранившегося экзаменационного свидетельства, под­ писанного Андреем Буреем, Олафом Олафсоном и дру­ гими. Из него видно, что лопарские юноши проявляли во время обучения большие способности. По-видимо- му, школа приобрела симпатии и взрослой части насе­ ления, т.к. в противном случае лопари не отдавали бы в нее с такой готовностью своих детей. Из всего этого можно заключить, что отношение к христианству со стороны лопарей за последнее время зна­ чительно изменилось к лучшему. Это объясняется тем, что благодаря заботам королей они теперь лучше снабжены церквями, школами, книгами, по которым могут учиться, учителями и священниками, чем было раньше. Нет на­ добности приводить доказательства этому. По словам Реена, в Умеоской Лапландии есть один пастор-лопарь, хорошо обслуживающий свою паству, в Питеоской Лапландии - трое, в Лулеоской - один, также лопарь по происхождению, разрывающийся на части из- за громадной величины своего прихода. В Торнеоской и Кемской Лапландии есть также священники-лопари, со­ вместно с которыми пасторы-шведы совершают ежегод­ ные объезды дальних участков области для проповеди слова Божия живущим там лопарям. Таковы труды священников в этой области, за кото­ рые они получают и некоторую награду, обеспечиваю­ щую существование им и их семьям. Из десятой части оленей, которую лопари обязаны сдавать в виде налога казне, третья часть предназначается священникам. Са­ муил Реен так говорит об этом: "Олени, которыми они уплачивают дань казне, делятся ими так, что две части идут в ее пользу, а третья часть остается священнику". Точно так же он получает часть дани, уплачиваемой ло­ парями казне одеждой и рыбой: "Лопари под названием десятины дают казне и священнику или две пары баш­ маков, или белую лисицу, или полпуда рыбы, разделяя все это поровну между ними". Эти и другие установленные королевской властью доходы делают священников более деятельными и побуж­ дают их еще больше заботиться о преуспеянии лопарско­ го народа в вере и благочестии. Первыми признаками этого является уже то, что к священникам лопари относятся с большим почтением, при встрече с ними низко кланяют­ ся, ведут в свои жилища, угощают их лучшей пищей, ока­ зывая всяческие знаки внимания и гостеприимства и на­ зывают их "господами" (Неггаі). "Назначенных к ним учи­ телей слова Божия, - говорит Реен, - они любят и почита­ ют, называя их не иначе как "Неггаі", т.е. "господами". Подобным же образом рисует отношение лопарей к священникам и Вексионий в своем "Описании Швеции": "Лопарский народ выезжает на оленях навстречу священ­ никам, посещающим их на праздник Рождества Хрис­ това, и торжественно везет их к себе. Там их принимают в домах, украшенных оленьими шкурами и устланных березовыми ветками. Со всех сторон сбегается народ, низко кланяясь священникам в пояс по русскому обы­ чаю и приветствуя их такими словами: "Saa terwe turemast Lapinmaa", т.е. поздравляем с приездом в Лапландию. Столом служит колода, положенная на землю, угощени­ ем - сушеная рыба и оленье мясо, а также олений язык, изжаренный на огне, и нагретые у очага кости, из кото­ рых, разрезав их, добывают мозг. Все это подается без соли и хлеба, которые духовные привозят с собой, так же как и вино (пиво при царящем там холоде бесполез

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz