Живая Арктика. 2008, №1.
34 ИОАНН ШЕФФЕР: ЛАППОНИЯ При них проповедь христианства была подкреплена двумя установлениями, без которых религия не может развивать ся и укрепляться в народе, а именно учреждением в Лап ландии церквей и школ. Первым позаботился о постройке церквей Карл IX, о котором Олаф Петерсон пишет следующее: "Этот король ревностно заботился о том, чтобы во всех округах были выстроены церкви и чтобы в каждом округе находились пастыри, получающие содержание из королевской казны, которые бы с кротостью и тщанием старались о просве щении народа". Андрей Бурей в своем "Описании Швеции" говорит о том же: "Храмы, в которых совершается богослужение, построил в этих местах Карл IX". А Иоанн Торней сооб щает: "Под конец царствования короля Карла IX впервые началась постройка храмов в Торнеоской Лапландии". Он же приводит названия этих храмов Тенотеки и Юкасъяр- ви. из которых первый был построен в 1600 г., а второй тремя годами позже на средства королевской казны. Его примеру последовала королева Христина, пове левшая специальной грамотой после открытия в этих ме стах серебряных копей выстроить четыре храма в Арви- дцъярви, Ариеплоге, Сильбойоки и Насафьелль, как с точ ностью явствует из вышеупомянутой грамоты. Таким образом, в настоящее время в самой Лапландии существуют следующие храмы: в Ангерманландской Лап ландии - один в Аосало, в Умеоской Лапландии - один в Ликсале (Lyksala), четыре в Питеоской Лапландии, а имен но в Г’радтреске (Graatraesk), Арвидцьярви (Aruitzjerfs), Сто- расвавике (Stroraswawyxs), Ариеплоге (Arieplogs). Неког да был там еще и пятый, в Сильбойоки (Silbojochs), но мно го лет тому назад он был разрушен и сожжен датчанами. В Лулеоской Лапландии остался только один храм - Иохмох (Jochmoch), второй, бывший в Нафрилохе (Nafrilocht), недавно сгорел во время случайного пожара. В Торнеоской Лапландии насчитывается три храма: Юкок- съярви (O sch ijo fs), Роунала (Rounale) и Энотахес (Enotaches). В Кемской Лапландии - только один, называе мый Эйнаре (Епаге). Таким образом, всего в Лапландии 13 церквей, включая две разрушенные, т.е. Сильбойоки и На- фрилох, которые часто посещаются лопарями. Все эти сведения я почерпнул из неоднократно уже упоминавшейся мною рукописи Самуила Реена. Строи телями этих церквей были шведские короли, в особенно сти Карл IX, как уже говорилось выше. Расходы по пост ройке осуществлялись за счет казны. Только один храм из всех вышеперечисленных, а именно Роунала, находя щийся в гористой части Торнеоской Лапландии, был по строен частными лицами - тремя братьями-лопарями и украшен колокольней. Благочестие этих троих строите лей заслуживает тем большей похвалы, что все необходи мые для строительства материалы им приходилось дос тавлять из Норвегии на оленях. "В Торнеоской области, - рассказывает об этом Иоанн Торней, - есть округ Роунала, расположенный в гористой местности на границе Швеции и Норвегии, в котором в то время жили довольно зажиточные лопари. Среди них было трое братьев, честные и уважаемые всеми люди, которые видя, как по всей Лапландии сооружаются хра мы, движимые ревностью к слову Божьему, решили сами построить храм в своем округе. Все необходимые для по стройки материалы им пришлось везти из Норвегии труд нейшим и дальнейшим путем, переваливая через горную цепь. Легко понять, каких усилий эти им стоило. Впос ледствии они пристроили к храму еще и колокольню, от лив колокола из своей собственной меди". Этот пример тем более достоин упоминания, что даже в наши дни ник то из лопарей, даже образованных и желающих казаться благочестивыми, не совершил ничего подобного подвигу троих братьев. Внешний вид этих храмов, разумеется, очень прост и незатейлив, сообразно скромным потребностям народа. Они построены главным образом из толстых бревен, по добно тому, как строятся обыкновенно жилые дома в Шве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz