Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а VIII. О РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА СРЕДИ ЛОПАРЕЙ 33 дений о том, к какой из прочих епархий они относятся. Понятно, что если бы дела в этом отношении обстояли благополучно, то Эрику Померанскому не было бы на добности в вышеупомянутом послании напоминать о не обходимости посылать священников для просвещения лопарей. Об этом скорбит и Олаф Магнус, а Циглер в IV книге своей истории замечает с горечью: "Народам, живущим на Крайнем Севере в течение стольких веков, не пропо ведовалось Евангелие, что они почти целиком остаются вне католической церкви" (это происходило в эпоху, пред шествовавшую Реформации. - Прим. ред.). И дальше Циг лер выражает лишь надежду, что со временем это изме нится к лучшему: "Остается лишь надеяться, что когда- нибудь и они дождутся истинной проповеди слова Божия и тогда не замедлят приобщиться ко вселенскому обще нию верующих христиан". Таково было состояние христианства у лопарей вплоть до царствования Густава Адольфа - состояние жалкое, по чти ничем не отличающееся от прежнего языческого, вы ражающееся в одних лишь внешних обрядностях, ценою которых, прикрываясь христианским именем, они беспре пятственно сохраняли свои древние суеверия. Недаром современник и приятель Иоанна и Олафа Магнуса Дамиан Гоен жаловался в своем сочинении, "что в этих областях отсутствует познание истинного Бога и Христа". Даже оптимистические слова Олафа Магнуса о том, "что благочестивыми трудами католических священников значительная часть лесных людей (так он называл лопа рей) обратилась в христианство и можно надеяться, что, следуя их примеру, остальная часть жителей оставит свои языческие заблуждения", едва ли могут поколебать выс казанное нами мнение, если вспомнить, в чем выража лось в те времена принятие христианства. С приходом к власти короля Густава Адольфа все изменилось коренным образом. Ревнуя о насаждении истинной веры по всей стране, не в пример прошлой эпохе, он не мог не остано вить своего внимания и на лопарях. До него лопари были больше данниками биркармийцев, чем подданными швед ских королей, и потому короли мало интересовались их судьбою. Этот порядок был изменен Густавом Адольфом, подчинившим их непосредственно королевской власти, о чем подробнее будет сказано ниже. С этого времени вош ло в силу постановление о том, чтобы в определенные времена года они являлись для уплаты податей коро левским чиновникам и, пользуясь этим случаем, выслу шивали там же проповеди слова Божия. Об этом нововведении так пишет Андрей Бурей: "Зи мой в определенные сроки, к которым приурочено взима ние с них податей, лопари целыми толпами сходятся в оп ределенные, предназначенные для этой цели места. К это му моменту туда прибывают священники, которые крестят их детей и наставляют их в основных правилах хри стианской веры и нравственности, а на следующий год эк заменуют по поводу преподанных начатков христианско го". Это вошло в обычай со времен Густава Адольфа, как было сказано выше, т.к. до него королевская власть не взи мала с лопарей никаких податей и им незачем было соби раться в определенные места в установленные сроки. Если бы нечто подобное существовало уже раньше, скажем во времена Олафа Магнуса, то он, наверно, упо мянул бы об этом, а между тем в приводимой ниже цита те из его сочинений сообщается о том, что лопари при нуждены были везти своих детей в христианские церкви для крещения иногда за 200 и более итальянских миль (200 итальянских миль = 371 км): "Христианские церкви часто отстоят от них на двести и более итальянских миль, почему они редко посещают их. Однако некоторые из них настолько преданы христианскому вероисповеданию, что, не стесняясь вышеупомянутой дальностью расстояний, однажды или дважды в год присутствуют при богослуже нии и приводят крестить своих детей, привязанных у них за спиною в особых плетеных корзинах". Из этого ясно, что в ту эпоху среди лопарей в их соб ственной стране не было никаких съездов, к ним не при езжали священники и детей приходилось крестить не у себя дома, а в отдаленных храмах Швеции, Ангерманлан- дии и Гельсингии, которые были известны под именем церквей христиан или крещенских лопарских церквей (Ecclesiae baptismales Lapponium). Посещать или не посещать эти храмы было вполне предоставлено их доброй воле, вследствие чего многие лопари и вовсе не были крещены, как видно из послания Густава I, написанного в Стокгольме 24 июля 1559 г., где говорится: "До нас дошли сведения, что многие из вас (т.е. лопарей) до сих пор не приняли крещения". В свою очередь, это происходило еще и оттого, что среди лопарей был очень распространен предрассудок, будто крещение взрослых приносит им смерть. Об этом писал и Пейцер: "Лопари говорят, что, если люди более зрелого возраста принимают крещение, то они обыкно венно умирают от этого на седьмой или восьмой день после него". Только со времен Густава Адольфа вместе с королев скими сборщиками податей и священники стали прони кать в самую Лапландию и уже там, на месте, крестить детей и наставлять жителей в христианской вере. Священ ники теперь уже не ограничивались одними проповедя ми слова Божия, а заставляли паству относиться к ним со вниманием и отдавать им отчет в понимании и усвоении услышанного. Итак, только с этой эпохи стало надлежа щим образом утверждаться среди лопарей христианское вероучение и истинное благочестие. В этом смысле приведенные нами в начале главы слова лопарей о том, что они лишь в прошлом веке услышали о христианстве, могут быть приняты с полным основани ем. Тогда же впервые были назначены специальные свя щенники для наставления их в вере Христовой. Из приве денного выше послания Густава I от 1559 г. видно, что в Лапландию был послан с этой целью достопочтенный Ми хаил, который, по-видимому, был первым, по крайней мере после Реформации, священником, предназначенным спе циально для проповеди среди лопарей. Привожу подлин ный текст этого королевского послания: "Итак, дабы лопа ри так же, как и все прочие, могли познать божественную истину и достигнуть вечного спасения, повелели мы и по велеваем настоящим верному нашему подданному дос топочтенному Михаилу, чтобы он приложил все старания, на какие только окажется способным, благочестивыми хри стианскими увещеваниями и беседами склонить вышеупо мянутых лопарей к познанию истинного Бога, св. креще нию и принятию христианской веры". В гораздо большей мере все это было достигнуто в последующую эпоху при королях Карле, Густаве Адольфе и королеве Христине.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz