Живая Арктика. 2008, №1.
Г л а в а VII. О ПЕРВОБЫТНОЙ РЕЛИГИИ ЛОПАРЕЙ 31 шли к алтарю или трону, на котором восседал Юмала и содрали с него корону, украшенную двенадцатью драгоценными камнями, сорвали цепь, цена которой была не менее трехсот золотых марок". В другой летописи (Св. Олафа) встречается подоб ное же упоминание о цепи: "Карл подбежал к Юмале, т.к. увидел на шее у него толстую цепь. Выхватив секи ру, он разрубил запястье, с которым соединялась цепь лежащая на шее". Так переведен старинный текст, но зна чит ли употребленное в нем слово "men" - цепь, кажет ся мне сомнительным. Правильнее было бы перевести его "ожерелье". Однако как цепь, так и ожерелье одева ются на шею и скручиваются вокруг нее, предмет же, называемый словом men, лишь подвешивается на шее. Поэтому, чтобы снять его, надо было сперва разрубить секирой застежку, что было бы бессмысленно, если бы дело шло о цепи. Поэтому я думаю, что под словом "men" подразумевался золотой шар искусной работы, украшен ный драгоценными каменьями, почему в летописи и была указана лишь цена его, а не вес, как обыкновенно дела ется с цепочками. Этот шар, думается мне, прикреплен ный застежкой к шее, свисал на грудь идола Юмалы, как часто бывает в подобных случаях и в наши дни. Такое значение слову "men" придает и Ворм в своем словаре, говоря: "Men" - круглое, золотое украшение, подвешенное на ожерелье, от слова "mane", т.е. луна, форму которой оно напоминает своим шарообразным ви дом". Как бы то ни было, но Юмала изображался в виде идола, имеющего человеческий образ, с короной на го лове, украшенной двенадцатью драгоценными камнями, в чем сходятся оба летописца. Вследствие этого он мало отличался от того, как обыкновенно у язычников-шве- дов изображался Тор. Как я подробно сообщал в своих упсальских лекциях, скандинавский Тор изображался обыкновенно сидящим на троне с короной на голове, ук рашенной двенадцатью звездами (у Юмалы - двенадцать драгоценных камней). Все это заставляет меня предполагать, что биармы, а вслед за ними лопари под двумя различными именами поклонялись одному и тому же божеству или, по край ней мере, соединили воедино два разных божества. Юма- лой они называли истинного Бога, до познания которо го дошли отчасти руководствуясь естественным разумом, отчасти благодаря древним преданиям предков. Когда впоследствии вошел в славу Тор, то они стали и его (Юмалу) называть Тором или же Тору присвоили назва ние Юмалы. Я усматриваю это в том, что в настоящее время ло пари приписывают Тору те качества, которые первона чально, по всей вероятности, принадлежали только Юма ле, а именно верховную власть над всеми прочими бога ми, в особенности над дурными и зловредными, а также над жизнью и смертью людей, владычество над возду хом, громами и молниями и т.п. Возвращаясь к описа нию внешнего вида идола, я предполагаю, что он был сделан из дерева, т.к. из продолжения рассказа летопис ца мы узнаем, что удар секирой, которым Карл хотел раз рубить застежку был так силен, что им была отрублена голова Юмалы. В летописи Герроди рассказывается о том, что Юма ла был сожжен и превращен в пепел: "После того они вынесли из храма золото и все драгоценности, а затем подожгли его, обратив все в пепел". Говоря в данном слу чае "все обратив в пепел", летописец подразумевает, что сгорел весь храм с богами, со всей священной утварью, кроме драгоценностей и золота. Золото, о котором упо минается здесь, специально приносилось в жертву Юма ле. Биармцы наполняли его лоно золотом, насколько мог ли, на коленях у него помещалась кроме того тяжелая чаша громадной величины. В нее бросали золото в каче стве священной дани и все приносимое в жертву богу. "С колен его, - говорит тот же исландский летопи сец, - сняли золотую чашу такой величины, что четверо мужей вдоволь могли бы из нее напиться. Она была пол на сверкающим золотом". В летописи св. Олафа говорится, что чаша была не золотая, а серебряная: Торер вернулся к Юмале и унес серебряную чашу, стоявшую у него на коленях, полную до краев серебряными монетами". Следует заметить, что летописец говорит здесь не просто о серебре, а о сереб ряных монетах, что, по всей вероятности, относится так же и к золоту. Его рассказ о серебряной чаше не проти воречит предыдущему упоминанию о золотой, т.к. в эпо ху св. Олафа золотая чаша уже была похищена и биарм цы не успели еще восстановить прежнее великолепие, ограничившись серебряной. Биармцы поклонялись Юмале не всюду, где придет ся, а лишь в немногих, определенных местах или, быть может, даже в одном единственном, где было выстроено нечто вроде храма. Такой вывод можно сделать из слов летописца, из которых видно, что этот особый храм был известен немногим и помещался в отдаленном, уединен ном месте среди дремучего леса. Он приводит слова де ревенской девушки: "В этом лесу есть красивый храм, принадлежащий королю Гаркеру (Harcker), а в нем бог, которого чтят все вокруг, по имени Юмала". Я сказал "подобие храма", т.к. он не походил на обыч ные храмы, имеющие стены и крышу, а представлял со бой лишь место, огражденное тыном (hoff - двор или menshoff- лат. habo, т.е. круг, охватывающий луну), по добно тому, как у древних забором окружались символы и статуи богов. Собственно, таковы же были древние римские храмы, не имеющие крыши. Недаром Фест (Festus) говорит: "Храмом называется открытое со всех сторон место, откуда можно смотреть в любом направ лении. Если бы он имел крышу, то нельзя было бы "смот реть в любом направлении". Таким тыном и был окружен Юмала в дебрях дев ственного леса, по словам исландского летописца: "Сре ди леса вышли на поляну, на которой поднимался высо кий тын с запертыми воротами". Тут и тын, тут и ворота, запирающиеся перед тем, кто не допускается к богу, тут среди леса hoff (двор), т.е. то же, что римляне называли templum (открытый храм). Древние часто ставили своих богов в лесах и рощах и при этом старались, чтобы святое святых не замыка лось какими-нибудь видимыми гранями, а было откры то со всех сторон. Вот и все, что можем сказать о Юмале и древнем культе его у биармцев; о Торе, Солнце и прочих богах; поскольку это относится к этой эпохе, у нас нет никаких сведений кроме того, что составляет предмет современ ного нам культа, о чем будет подробно сказано в следу ющих главах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz